Люди добры ко мне до тех пор, пока...

Изучение личностных особенностей учащихся с помощью анкеты

Цель: изучить личностные особенности старшеклассников.

Содержание задания: выявить личностные особенности двух старшеклассников, различающихся по какому-либо признаку (пол, успеваемость, интересы, поведение и т.д.). Результаты исследования соотнести с реальным поведением и успеваемостью учащихся.

Многопрофильная анкета о личности ученика «Из класса в класс»

(анкета разработана У. Кала и А. и О. Муст, модифицирована А.В. Мудриком)

Текст анкеты

1. Какие заботы, проблемы, дела волнуют тебя чаще всего? (назвать 10 проблем)

2. Какие проблемы твоего друга беспокоят тебя? (если, конечно, у тебя есть близкий друг)

3. О чем, по-твоему, думают, размышляют твои приятели и друзья наедине с собой?

Каждое неоконченное предложение нужно завершить наиболее подходящими словами

Инструкция: Не раздумывая, пиши то, что прежде всего приходит в голову.

У меня всякий раз портится настроение, когда...

В отношениях с людьми мне труднее всего...

Стараюсь не портить отношения с теми, кто...

Люди добры ко мне до тех пор, пока...

8. Самая главная жизненная проблема – это...

9. Друг – это тот, кто...

10. Понимать человека – это значит...

О чем ты размышляешь, находясь наедине с собой? (обведи в каждой строке один из крестиков)

  Очень часто Довольно часто Иногда Довольно редко Никогда
11. О своём характере + + + + +
12. О своих манерах + + + + +
13. О своей внешности + + + + +
14. О вещах, предметах, которых у тебя нет, но которые хотел бы иметь + + + + +
15. О своих умственных возможностях + + + + +
16. О своих физических способностях + + + + +
17. О своих моральных качествах + + + + +
18. О делах своего друга + + + + +
19. О своих личных делах + + + + +
20. Об отношениях с друзьями + + + + +
21. Об отношениях с родителями + + + + +
22. Об отношениях с одноклассниками + + + + +
23. Об отношениях с учителями + + + + +
24. О своём будущем + + + + +
25. О смысле жизни + + + + +

Подчеркни нужные варианты ответов на следующие вопросы:

26. Есть ли у тебя в классе близкие друзья?   Да (одни, два, три, больше), нет
27. Есть ли в классе ребята, с которыми ты не ладишь? Да (одни, два, три, больше), нет
28. Как можно оценить твой класс с точки зрения того, насколько он дружный? очень дружный скорее дружный недружный
29. Насколько твои мнения совпадают с мнениями твоих одноклассников? Совпадают по всем вопросам. По многим вопросам совпадают По многим вопросам не совпадают
30. Бывают ли у тебя разногласия с родителями о проведении свободного времени? Очень часто Иногда Никогда
31. Является ли для тебя дом местом, где ты охотно проводишь время? Да Не могу сказать Не особенно Нет

Ниже дается ряд высказываний твоих сверстников. Насколько ты с ними согласен? (обведи кружком один из крестиков в каждой строчке)

    Вполне согласен Почти согласен Не могу сказать Не вполне согласен Не согласен
32. Есть люди, знаниям которых я завидую + + + + +
33. На своём опыте убедился, что изучаемое в школе пригодится в жизни почти на каждом шагу + + + + +
34. Я не связываю своё будущее с учёбой и образованием + + + + +
35. Большая часть того, что изучается в школе, вряд ли понадобится в будущем + + + + +
36. Мои увлечения скорее мешают, чем способствуют учёбе + + + + +
37. Мне нравится, когда задания соответствуют типовым + + + + +
38. Недоразумения и ссоры с людьми приводят меня к мысли о том, что бы произошло, если бы одна из сторон поступила иначе + + + + +
39. Мне иногда нравится поступать вопреки принятым нормам + + + + +
40. Мне приходится быть организатором + + + + +
41. В незнакомом обществе знакомлюсь первым + + + + +
42. Мне нравится быть в центре внимания других + + + + +
43.Уступчивость – знак слабости + + + + +
44. Хорошо, если у людей различные точки зрения + + + + +

Анализ полученных результатов. Вопросы анкеты сгруппированы тематически. Ответы на 1–3 вопросы информируют о проблемах, которые школьник считает важными в своей жизни и в жизни друзей. Одновременно в третьем ответе должна отразиться интровертированность или экстравертированность школьника, т.е. его направленность на себя и свои проблемы или интерес, внимание к другим людям; его рефлексивность и эмпатия – способность представить себе мысли и чувства других людей, вжиться в них, размышлять о них.

Вопросы 4–10 должны помочь выяснить особенности общения: потребность в нем, трудности, удовлетворенность или неудовлетворенность, осознание причин неудач.

Вопросы 11–25 направлены на выяснение содержания рефлексии школьника и ее интенсивности: требуется указать, как часто он думает на предложенные темы. Вместе с тем вопросы в какой-то мере позволяют выяснить систему ценностей ученика. Так, если на 14 вопрос он отвечает очень часто», а на 25 – «довольно редко», налицо преобладание «вещных» ценностей перед философско-мировоззренческими. По ответам на эти вопросы можно также определить, какие критерии (эталоны) самооценки наиболее актуальны для ученика.

Ответы на вопросы 26–29 свидетельствуют об эмоциональном самочувствии ученика в классном коллективе.

Вопросы 30–31 о семейном климате. Косвенно ответы позволят узнать, насколько родители сохраняют влияние на сына или дочь.

Вопросы 32–44, построенные как мнения одноклассника, с которыми ученик должен согласиться или оспорить их, провоцируют его на откровенность, поскольку это не «взрослые» мнения, а мнения его сверстников, с которыми ему легче идентифицировать себя.

Ответы на вопросы 32–36 позволяют выяснить отношение к школе, мотивы учения и конкурирование с ними каких-либо других увлечений.

Ответ на 37 вопрос покажет преобладание наклонности к алгоритмическому или творческому мышлению; склонность к стереотипному труду или к такому, в котором постоянно возникает что-то новое. Максимум ответа на этот вопрос («вполне согласен») дает основание предполагать слабость нервного процесса возбуждения.

Ответ на 38 вопрос позволяет понять, есть ли у ученика стремление к обдумыванию поступков, склонность к самовоспитанию в этой области.

Положительный ответ на 39 вопрос говорит о склонности к негативизму, а на 40 – стремлении к лидерству и о склонности к организаторской деятельности. Ответ на 41 вопрос косвенно позволяет судить о темпераменте (экстраверт или интроверт), а также о смелости, лидерстве в общении. Максимально положительный ответ на 42 вопрос позволяет заподозрить истерическую акцентуацию характера, а более умеренный – склонность к лидерству в общении; максимально отрицательный ответ может говорить о застенчивости. Положительный ответ на 43 вопрос («вполне согласен») говорит о тенденции к жесткой авторитарности в характере, а такой же ответ на 44 вопрос – о демократической тенденции.

Ответы на анкету нужно рассматривать не как диагнозы школьника самому себе, а как «информацию к размышлению» для педагога, которую надо проанализировать и, возможно, проверить другими методами. В изучении индивидуальных черт личности ученика надо стремиться к использованию нескольких методов или методик, четко определив для себя цель изучения.

Форма отчёта

Отчёт по выполняемым заданиям включает в себя следующие части:

1) название задания;

2) цель задания, краткое описание методики исследования;

3) анализ полученных результатов;

4) выводы как оценка достигнутой цели;

5) приложение – протоколы наблюдений, бесед, экспериментальных исследований.

Требования по оформлению отчёта

Отчёт оформляется в отдельной папке и сдаётся руководителю-психологу в установленные сроки. Титульный лист оформляется следующим образом:

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Кафедра психологии развития

ОТЧЁТ

по психологической части практики

студента (ФИО)_____________________________________________

_____________________________________факультета________курса

Форма обучения (очная, заочная)_______________________________

Место прохождения практики _________________________________

(район, школа, класс)

Сроки практики ________________________

Руководитель психологической части практики (ФИО)_____________

20___г.

Наши рекомендации