Люди добры ко мне до тех пор, пока...
Изучение личностных особенностей учащихся с помощью анкеты
Цель: изучить личностные особенности старшеклассников.
Содержание задания: выявить личностные особенности двух старшеклассников, различающихся по какому-либо признаку (пол, успеваемость, интересы, поведение и т.д.). Результаты исследования соотнести с реальным поведением и успеваемостью учащихся.
Многопрофильная анкета о личности ученика «Из класса в класс»
(анкета разработана У. Кала и А. и О. Муст, модифицирована А.В. Мудриком)
Текст анкеты
1. Какие заботы, проблемы, дела волнуют тебя чаще всего? (назвать 10 проблем)
2. Какие проблемы твоего друга беспокоят тебя? (если, конечно, у тебя есть близкий друг)
3. О чем, по-твоему, думают, размышляют твои приятели и друзья наедине с собой?
Каждое неоконченное предложение нужно завершить наиболее подходящими словами
Инструкция: Не раздумывая, пиши то, что прежде всего приходит в голову.
У меня всякий раз портится настроение, когда...
В отношениях с людьми мне труднее всего...
Стараюсь не портить отношения с теми, кто...
Люди добры ко мне до тех пор, пока...
8. Самая главная жизненная проблема – это...
9. Друг – это тот, кто...
10. Понимать человека – это значит...
О чем ты размышляешь, находясь наедине с собой? (обведи в каждой строке один из крестиков)
Очень часто | Довольно часто | Иногда | Довольно редко | Никогда | |
11. О своём характере | + | + | + | + | + |
12. О своих манерах | + | + | + | + | + |
13. О своей внешности | + | + | + | + | + |
14. О вещах, предметах, которых у тебя нет, но которые хотел бы иметь | + | + | + | + | + |
15. О своих умственных возможностях | + | + | + | + | + |
16. О своих физических способностях | + | + | + | + | + |
17. О своих моральных качествах | + | + | + | + | + |
18. О делах своего друга | + | + | + | + | + |
19. О своих личных делах | + | + | + | + | + |
20. Об отношениях с друзьями | + | + | + | + | + |
21. Об отношениях с родителями | + | + | + | + | + |
22. Об отношениях с одноклассниками | + | + | + | + | + |
23. Об отношениях с учителями | + | + | + | + | + |
24. О своём будущем | + | + | + | + | + |
25. О смысле жизни | + | + | + | + | + |
Подчеркни нужные варианты ответов на следующие вопросы:
26. Есть ли у тебя в классе близкие друзья? | Да (одни, два, три, больше), нет |
27. Есть ли в классе ребята, с которыми ты не ладишь? | Да (одни, два, три, больше), нет |
28. Как можно оценить твой класс с точки зрения того, насколько он дружный? | очень дружный скорее дружный недружный |
29. Насколько твои мнения совпадают с мнениями твоих одноклассников? | Совпадают по всем вопросам. По многим вопросам совпадают По многим вопросам не совпадают |
30. Бывают ли у тебя разногласия с родителями о проведении свободного времени? | Очень часто Иногда Никогда |
31. Является ли для тебя дом местом, где ты охотно проводишь время? | Да Не могу сказать Не особенно Нет |
Ниже дается ряд высказываний твоих сверстников. Насколько ты с ними согласен? (обведи кружком один из крестиков в каждой строчке)
Вполне согласен | Почти согласен | Не могу сказать | Не вполне согласен | Не согласен | |
32. Есть люди, знаниям которых я завидую | + | + | + | + | + |
33. На своём опыте убедился, что изучаемое в школе пригодится в жизни почти на каждом шагу | + | + | + | + | + |
34. Я не связываю своё будущее с учёбой и образованием | + | + | + | + | + |
35. Большая часть того, что изучается в школе, вряд ли понадобится в будущем | + | + | + | + | + |
36. Мои увлечения скорее мешают, чем способствуют учёбе | + | + | + | + | + |
37. Мне нравится, когда задания соответствуют типовым | + | + | + | + | + |
38. Недоразумения и ссоры с людьми приводят меня к мысли о том, что бы произошло, если бы одна из сторон поступила иначе | + | + | + | + | + |
39. Мне иногда нравится поступать вопреки принятым нормам | + | + | + | + | + |
40. Мне приходится быть организатором | + | + | + | + | + |
41. В незнакомом обществе знакомлюсь первым | + | + | + | + | + |
42. Мне нравится быть в центре внимания других | + | + | + | + | + |
43.Уступчивость – знак слабости | + | + | + | + | + |
44. Хорошо, если у людей различные точки зрения | + | + | + | + | + |
Анализ полученных результатов. Вопросы анкеты сгруппированы тематически. Ответы на 1–3 вопросы информируют о проблемах, которые школьник считает важными в своей жизни и в жизни друзей. Одновременно в третьем ответе должна отразиться интровертированность или экстравертированность школьника, т.е. его направленность на себя и свои проблемы или интерес, внимание к другим людям; его рефлексивность и эмпатия – способность представить себе мысли и чувства других людей, вжиться в них, размышлять о них.
Вопросы 4–10 должны помочь выяснить особенности общения: потребность в нем, трудности, удовлетворенность или неудовлетворенность, осознание причин неудач.
Вопросы 11–25 направлены на выяснение содержания рефлексии школьника и ее интенсивности: требуется указать, как часто он думает на предложенные темы. Вместе с тем вопросы в какой-то мере позволяют выяснить систему ценностей ученика. Так, если на 14 вопрос он отвечает очень часто», а на 25 – «довольно редко», налицо преобладание «вещных» ценностей перед философско-мировоззренческими. По ответам на эти вопросы можно также определить, какие критерии (эталоны) самооценки наиболее актуальны для ученика.
Ответы на вопросы 26–29 свидетельствуют об эмоциональном самочувствии ученика в классном коллективе.
Вопросы 30–31 о семейном климате. Косвенно ответы позволят узнать, насколько родители сохраняют влияние на сына или дочь.
Вопросы 32–44, построенные как мнения одноклассника, с которыми ученик должен согласиться или оспорить их, провоцируют его на откровенность, поскольку это не «взрослые» мнения, а мнения его сверстников, с которыми ему легче идентифицировать себя.
Ответы на вопросы 32–36 позволяют выяснить отношение к школе, мотивы учения и конкурирование с ними каких-либо других увлечений.
Ответ на 37 вопрос покажет преобладание наклонности к алгоритмическому или творческому мышлению; склонность к стереотипному труду или к такому, в котором постоянно возникает что-то новое. Максимум ответа на этот вопрос («вполне согласен») дает основание предполагать слабость нервного процесса возбуждения.
Ответ на 38 вопрос позволяет понять, есть ли у ученика стремление к обдумыванию поступков, склонность к самовоспитанию в этой области.
Положительный ответ на 39 вопрос говорит о склонности к негативизму, а на 40 – стремлении к лидерству и о склонности к организаторской деятельности. Ответ на 41 вопрос косвенно позволяет судить о темпераменте (экстраверт или интроверт), а также о смелости, лидерстве в общении. Максимально положительный ответ на 42 вопрос позволяет заподозрить истерическую акцентуацию характера, а более умеренный – склонность к лидерству в общении; максимально отрицательный ответ может говорить о застенчивости. Положительный ответ на 43 вопрос («вполне согласен») говорит о тенденции к жесткой авторитарности в характере, а такой же ответ на 44 вопрос – о демократической тенденции.
Ответы на анкету нужно рассматривать не как диагнозы школьника самому себе, а как «информацию к размышлению» для педагога, которую надо проанализировать и, возможно, проверить другими методами. В изучении индивидуальных черт личности ученика надо стремиться к использованию нескольких методов или методик, четко определив для себя цель изучения.
Форма отчёта
Отчёт по выполняемым заданиям включает в себя следующие части:
1) название задания;
2) цель задания, краткое описание методики исследования;
3) анализ полученных результатов;
4) выводы как оценка достигнутой цели;
5) приложение – протоколы наблюдений, бесед, экспериментальных исследований.
Требования по оформлению отчёта
Отчёт оформляется в отдельной папке и сдаётся руководителю-психологу в установленные сроки. Титульный лист оформляется следующим образом:
Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Кафедра психологии развития
ОТЧЁТ
по психологической части практики
студента (ФИО)_____________________________________________
_____________________________________факультета________курса
Форма обучения (очная, заочная)_______________________________
Место прохождения практики _________________________________
(район, школа, класс)
Сроки практики ________________________
Руководитель психологической части практики (ФИО)_____________
20___г.