Краткий словарь психологических терминов

А

АВТОРИТЕТ - это общественно признанная (группой) личность, высоко оцениваемая коллективом за ее личностные качества, способности или знания и умения, которые полезны и ценимы в данной совокупности людей.

Чем больше людей видят ценность человека в различных сторонах деятельности коллектива, тем выше и глубже его авторитет.

АГРЕССИВНОСТЬ (лат. aggredi - нападать) - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

АДАПТАЦИЯ (лат. adapto - приспособляю) - приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

АКТИВНОСТЬ - понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.

АКЦЕНТУАЦИЯ - выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие.

АЛЬТРУИЗМ (лат. alter - другой) - черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным.

АНАЛИЗАТОР - понятие, предложенное И. П. Павловым. Обозначает совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители.

АПАТИЯ (греч. apatheia - бесстрастность) - состояние эмоциональной пассивности, безразличия и бездеятельности; характеризуется упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов.

АССОЦИАЦИЯ (лат. associatio - соединение) - связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

АФФЕКТ (лат. affectus - душевное волнение, страсть) - кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

АФФЕРЕНТНЫЙ (лат. afferentis - приносящий) - понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу (нейронам).

Б

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

В

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – это отношения потипу «профессионал-профессионал», т.е. формальные деловые отношения, регламентируемые служебными инструкциями или технологией совместной деятельности.

Взаимодействия отражают формализованные деловые отношения персонала организации.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ - это отношения по типу “личность- личность”, т.е. неформальные межличностные отношения персонала.

Взаимоотношения отражают неформальные межличностные отношения,которые тесно связаны со скрытыми нуждами (потребностями, мотивами) персонала и с помощью их реализуется культура и этика отношений в организации.

Они как бы стоят за рамками стандартных производственных отношений, т.е. формальных регламентированных отношений.

ВЛЕЧЕНИЕ - желание (потребность) что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.

ВНИМАНИЕ - это психический процесс активной направленности сознания человека на те или иные предметы и явления действительности или на определенные их свойства, качества при одновременном отвлечении от всего остального.

ВОЗБУДИМОСТЬ - свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохранять его следы в течение некоторого времени.

ВОЛЯ- это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

Воля проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Все волевые действия целенаправленны и осознанны

ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА : целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность и др..

ВООБРАЖЕНИЕ - способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

ВОСПОМИНАНИЕ (припоминание) - воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации. Один из основных процессов памяти.

ВОСПРИЯТИЕ– это психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающей человека действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА - система речевых знаков, символов, обозначающие психические образы – восприятия, представления или воображения. Они могут вызывать у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими понятиями или символами обозначены.

Г

ГРУППА - это реальная совокупность людей, объединённая едиными це­лями.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА (греч. dynamis - сила) - направление исследований в социальной психологии, которое изучает процесс возникновения, функционирования и развития разных групп.

К процессам групповой динамики относятся: образование групп, их развитие и функционирование, стагнация и распад. К этой группе процессов также относятся проблемы руководства и лидерства, принятия групповых решений, командообразования, формирования функционально – ролевых структур групп, конфликты в группах, сплочение персонала, групповое давление и др.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ - передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, помещающийся в полости черепа; материальный субстрат высшей нервной деятельности и главный регулятор всех жизненных функций организма.

Д

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (лат. deviatio - отклонение) - поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм (основные виды такого поведения - преступность и уголовно не наказуемое аморальное поведение).

К основным видам деятельности человека относятся труд, учение, игра.

ДЕЙСТВИЕ –это элементарная часть деятельности, в которой достигается простейшая цель, не разлагаемая на более простые.

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, определяющий потребности совместной деятельности, который включает в себя:

- восприятие и понимание партнера по общению;

- установление отношений партнеров, выбор и реализация стратегии взаимодействия;

- обмен информацией, т. е. практические коммуникационные контакты партнеров.

ДЕПРЕССИЯ (лат. depressio - подавление) - состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Со временем индивидуальный способ деятельности отдельного человека («первооткрывателя» деятельности, исследователя) становиться достоянием других , их коллективным опытом, приобретает статус нормативно – одобренного способа деятельности, ориентированный на абстрактного исполнителя. НОСД выступает как общественная категория, в нем обобщен опыт и способности предшественников.

Внутренняя деятельность- это планируемая деятельность, включающая в себя подструктуры мотивации, целеполагания и планирования.

Внешняя деятельность - это практическая деятельность. Она представлена мотивационной, оценочно-ориентировочной и исполнительной подструктурами, включающие в себя различные системы профессиональных знаний, навыков и умений.

ДИСТРЕСС - отрицательное влияние стрессовой (см. стресс) ситуации на деятельность человека.

ДУША ~ понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных.

Ж

ЖЕЛАНИЕ - состояние актуализированной, то есть начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

ЗАДАТКИ – предпосылки к развитию способностей (их биологический или социальный фундамент). Могут быть врожденными или приобретенными.

ЗНАНИЕ – верное отражение действительности в мышлении человека;

проверенный общественной практикой результат процесса познания.

Знания теоретические – понимание сущности познаваемых объектов -предметов и явлений (что это? Как он связан с окружающими объектами? каково его предназначение? Как его можно использовать в своих интересах? и т.д.)

Знания практические – мысленное представление о способах и приемах

( т.е. о технологиях и методах) достижения целей, которые осознанно ставят перед собой люди и стремятся достичь их.

ЗНАЧЕНИЕ- содержание общественного сознания, усваиваемые человеком.

И

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (лат. identificare - отождествлять) - в психологии - установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.

ИКОНИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ - (см. мгновенная память).

ИЛЛЮЗИИ (лат. illusio - ошибка, заблуждение) - феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому либо реальному явлению или объекту.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ - характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к скоропалительным решениям, непродуманным действиям и поступкам.

ИНДИВИД (лат. individuum- неделимое) - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - своеобразное сочетание индивидных(биологических и психологических)свойств и качеств человека, отличающее его от других людей.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ рассматривается как рабочая активность конкретного исполнителя в достижении конкретных индивидуальных целей (и подцелей) в рамках совместной деятельности или совместного действия команды, но обязательно в соответствии с мотивами и целями совместной деятельности.

Всякая индивидуальная деятельность человека представляет собой единство его мысленных (внутренних) и практических (внешних) действий и поступков. В деятельности человек формируется и проявляет себя как личность, обладающая сознанием.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ - это процесс достижения исполнителем той или иной подцели индивидуальной деятельности, но обязательно с ориентацией на цели совместной деятельности (совместного действия). Необходимо отметить, что при выполнении индивидуальных действий возможна временная утрата исполнителем ориентации на цели совместной деятельности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это способ деятельности, учитывающий индивидуальные психологические и физические свойства и качества (особенности) человека.

Индивидуальный стиль деятельности - устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Индивидуальный стиль деятельности обладает следующими отличительными признаками:

- он устойчив;

- наделен определенными личностными качества;

- является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

ИНСТИНКТ (лат. instinctus - побуждение) - врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellectus - разумение, понимание) - совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например человекообразных обезьян.

ИНТЕРЕС - эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению; форма проявления познавательной потребности.

ИНТРОВЕРСИЯ (лат. intro - внутрь, versio - поворачивать, обращать) - обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг (одна из базовых черт личности).

ИНТУИЦИЯ (лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

ИНФАНТИЛИЗМ ЛИЧНОСТНЫЙ (лат. infantilis -младенческий, детский) - сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту.

К

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП:

- По организационному признаку:внешне организованные, внутренне орга­низованные,неорганизованные.

- По признаку формальности:формальные (на основании приказа, распо­ряжения, правила и т.д.), неформальные (на основе личных симпатий, предпочтений).

-По признаку ведущей совместной деятельности

-По признаку длительности существования:временные, постоянные.

-По признаку цели существования:

а) целевые группы

б) функциональные группы;

в) группы по интересам;

г) дружеские;

д) референтные группы-это реальные или идеальные группы, которые являются носителями эталонного поведения для конкретного человека.

- По признаку уровня зрелости (сплоченности): номинальная группа ( наи­менее сплоченная), кооперация, команда (коллектив), гомфотерная группа (наиболее сплоченная).

- По признаку размера группы:диады, триады, малые, средние, большие.

- По иерархическому признаку:первичные, вторичные.

КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (греч. klima (klimatos) - наклон) - качественная сторона межличностных отношений и эмоционального состояния персонала организации, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и общению, а также развитию личности в группе.

КОЛЛЕКТИВ(лат. collectivus - собирательный) -это группа людей, объединённая общими мотивами и целями совместной деятельности в интересах организации (общества, корпорации, партии и т.д. ).

КОЛЛЕКТИВ ОРГАНИЗАЦИИследует рассматривать как динамическую и развивающуюся совокупность персонала организации, прогресс и регресс которой зависит от внешних (объективных) и внутренних (субъективных) условий.

Внешние условияразвития коллектива определяются значимостью деятельности коллектива для общества и организации.

Внутренние условия развития коллектива связаны с индивидуальными личностными качествами его членов и зрелостью всей системы

Наши рекомендации