Краткий словарь психологических терминов
А
АВТОРИТЕТ - это общественно признанная (группой) личность, высоко оцениваемая коллективом за ее личностные качества, способности или знания и умения, которые полезны и ценимы в данной совокупности людей.
Чем больше людей видят ценность человека в различных сторонах деятельности коллектива, тем выше и глубже его авторитет.
АГРЕССИВНОСТЬ (лат. aggredi - нападать) - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
АДАПТАЦИЯ (лат. adapto - приспособляю) - приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.
АКТИВНОСТЬ - понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.
АКЦЕНТУАЦИЯ - выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие.
АЛЬТРУИЗМ (лат. alter - другой) - черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным.
АНАЛИЗАТОР - понятие, предложенное И. П. Павловым. Обозначает совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители.
АПАТИЯ (греч. apatheia - бесстрастность) - состояние эмоциональной пассивности, безразличия и бездеятельности; характеризуется упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов.
АССОЦИАЦИЯ (лат. associatio - соединение) - связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
АФФЕКТ (лат. affectus - душевное волнение, страсть) - кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.
АФФЕРЕНТНЫЙ (лат. afferentis - приносящий) - понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу (нейронам).
Б
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
В
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – это отношения потипу «профессионал-профессионал», т.е. формальные деловые отношения, регламентируемые служебными инструкциями или технологией совместной деятельности.
Взаимодействия отражают формализованные деловые отношения персонала организации.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ - это отношения по типу “личность- личность”, т.е. неформальные межличностные отношения персонала.
Взаимоотношения отражают неформальные межличностные отношения,которые тесно связаны со скрытыми нуждами (потребностями, мотивами) персонала и с помощью их реализуется культура и этика отношений в организации.
Они как бы стоят за рамками стандартных производственных отношений, т.е. формальных регламентированных отношений.
ВЛЕЧЕНИЕ - желание (потребность) что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.
ВНИМАНИЕ - это психический процесс активной направленности сознания человека на те или иные предметы и явления действительности или на определенные их свойства, качества при одновременном отвлечении от всего остального.
ВОЗБУДИМОСТЬ - свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохранять его следы в течение некоторого времени.
ВОЛЯ- это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.
Воля проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Все волевые действия целенаправленны и осознанны
ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА : целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность и др..
ВООБРАЖЕНИЕ - способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
ВОСПОМИНАНИЕ (припоминание) - воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации. Один из основных процессов памяти.
ВОСПРИЯТИЕ– это психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающей человека действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме.
ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА - система речевых знаков, символов, обозначающие психические образы – восприятия, представления или воображения. Они могут вызывать у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими понятиями или символами обозначены.
Г
ГРУППА - это реальная совокупность людей, объединённая едиными целями.
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА (греч. dynamis - сила) - направление исследований в социальной психологии, которое изучает процесс возникновения, функционирования и развития разных групп.
К процессам групповой динамики относятся: образование групп, их развитие и функционирование, стагнация и распад. К этой группе процессов также относятся проблемы руководства и лидерства, принятия групповых решений, командообразования, формирования функционально – ролевых структур групп, конфликты в группах, сплочение персонала, групповое давление и др.
ГОЛОВНОЙ МОЗГ - передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, помещающийся в полости черепа; материальный субстрат высшей нервной деятельности и главный регулятор всех жизненных функций организма.
Д
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (лат. deviatio - отклонение) - поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм (основные виды такого поведения - преступность и уголовно не наказуемое аморальное поведение).
К основным видам деятельности человека относятся труд, учение, игра.
ДЕЙСТВИЕ –это элементарная часть деятельности, в которой достигается простейшая цель, не разлагаемая на более простые.
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, определяющий потребности совместной деятельности, который включает в себя:
- восприятие и понимание партнера по общению;
- установление отношений партнеров, выбор и реализация стратегии взаимодействия;
- обмен информацией, т. е. практические коммуникационные контакты партнеров.
ДЕПРЕССИЯ (лат. depressio - подавление) - состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Со временем индивидуальный способ деятельности отдельного человека («первооткрывателя» деятельности, исследователя) становиться достоянием других , их коллективным опытом, приобретает статус нормативно – одобренного способа деятельности, ориентированный на абстрактного исполнителя. НОСД выступает как общественная категория, в нем обобщен опыт и способности предшественников.
Внутренняя деятельность- это планируемая деятельность, включающая в себя подструктуры мотивации, целеполагания и планирования.
Внешняя деятельность - это практическая деятельность. Она представлена мотивационной, оценочно-ориентировочной и исполнительной подструктурами, включающие в себя различные системы профессиональных знаний, навыков и умений.
ДИСТРЕСС - отрицательное влияние стрессовой (см. стресс) ситуации на деятельность человека.
ДУША ~ понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных.
Ж
ЖЕЛАНИЕ - состояние актуализированной, то есть начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.
ЗАДАТКИ – предпосылки к развитию способностей (их биологический или социальный фундамент). Могут быть врожденными или приобретенными.
ЗНАНИЕ – верное отражение действительности в мышлении человека;
проверенный общественной практикой результат процесса познания.
Знания теоретические – понимание сущности познаваемых объектов -предметов и явлений (что это? Как он связан с окружающими объектами? каково его предназначение? Как его можно использовать в своих интересах? и т.д.)
Знания практические – мысленное представление о способах и приемах
( т.е. о технологиях и методах) достижения целей, которые осознанно ставят перед собой люди и стремятся достичь их.
ЗНАЧЕНИЕ- содержание общественного сознания, усваиваемые человеком.
И
ИДЕНТИФИКАЦИЯ (лат. identificare - отождествлять) - в психологии - установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.
ИКОНИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ - (см. мгновенная память).
ИЛЛЮЗИИ (лат. illusio - ошибка, заблуждение) - феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому либо реальному явлению или объекту.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ - характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к скоропалительным решениям, непродуманным действиям и поступкам.
ИНДИВИД (лат. individuum- неделимое) - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - своеобразное сочетание индивидных(биологических и психологических)свойств и качеств человека, отличающее его от других людей.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ рассматривается как рабочая активность конкретного исполнителя в достижении конкретных индивидуальных целей (и подцелей) в рамках совместной деятельности или совместного действия команды, но обязательно в соответствии с мотивами и целями совместной деятельности.
Всякая индивидуальная деятельность человека представляет собой единство его мысленных (внутренних) и практических (внешних) действий и поступков. В деятельности человек формируется и проявляет себя как личность, обладающая сознанием.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ - это процесс достижения исполнителем той или иной подцели индивидуальной деятельности, но обязательно с ориентацией на цели совместной деятельности (совместного действия). Необходимо отметить, что при выполнении индивидуальных действий возможна временная утрата исполнителем ориентации на цели совместной деятельности.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это способ деятельности, учитывающий индивидуальные психологические и физические свойства и качества (особенности) человека.
Индивидуальный стиль деятельности - устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.
Индивидуальный стиль деятельности обладает следующими отличительными признаками:
- он устойчив;
- наделен определенными личностными качества;
- является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.
ИНСТИНКТ (лат. instinctus - побуждение) - врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.
ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellectus - разумение, понимание) - совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например человекообразных обезьян.
ИНТЕРЕС - эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению; форма проявления познавательной потребности.
ИНТРОВЕРСИЯ (лат. intro - внутрь, versio - поворачивать, обращать) - обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг (одна из базовых черт личности).
ИНТУИЦИЯ (лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
ИНФАНТИЛИЗМ ЛИЧНОСТНЫЙ (лат. infantilis -младенческий, детский) - сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту.
К
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП:
- По организационному признаку:внешне организованные, внутренне организованные,неорганизованные.
- По признаку формальности:формальные (на основании приказа, распоряжения, правила и т.д.), неформальные (на основе личных симпатий, предпочтений).
-По признаку ведущей совместной деятельности
-По признаку длительности существования:временные, постоянные.
-По признаку цели существования:
а) целевые группы
б) функциональные группы;
в) группы по интересам;
г) дружеские;
д) референтные группы-это реальные или идеальные группы, которые являются носителями эталонного поведения для конкретного человека.
- По признаку уровня зрелости (сплоченности): номинальная группа ( наименее сплоченная), кооперация, команда (коллектив), гомфотерная группа (наиболее сплоченная).
- По признаку размера группы:диады, триады, малые, средние, большие.
- По иерархическому признаку:первичные, вторичные.
КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (греч. klima (klimatos) - наклон) - качественная сторона межличностных отношений и эмоционального состояния персонала организации, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и общению, а также развитию личности в группе.
КОЛЛЕКТИВ(лат. collectivus - собирательный) -это группа людей, объединённая общими мотивами и целями совместной деятельности в интересах организации (общества, корпорации, партии и т.д. ).
КОЛЛЕКТИВ ОРГАНИЗАЦИИследует рассматривать как динамическую и развивающуюся совокупность персонала организации, прогресс и регресс которой зависит от внешних (объективных) и внутренних (субъективных) условий.
Внешние условияразвития коллектива определяются значимостью деятельности коллектива для общества и организации.
Внутренние условия развития коллектива связаны с индивидуальными личностными качествами его членов и зрелостью всей системы