Как оценить уровень дифференцированности идентичности?
В качестве количественной оценки уровня дифференцированности идентичности выступает число, отражающее общее количество показателей идентичности, которое использовал человек при самоидентификации. Шкала анализа идентификационных характеристик находится вот тут.
Число используемых показателей колеблется у разных людей чаще всего в диапазоне от 1 до 14.
Высокий уровень дифференцированности (9-14 показателей) связан с такими личностными особенностями, как общительность, уверенность в себе, ориентирование на свой внутренний мир, высокий уровень социальной компетенции и самоконтроля.
Низкий уровень дифференцированности (1-3 показателя) говорит о кризисе идентичности, связан с такими личностными особенностями, как замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, трудности в контролировании себя.
Шкала анализа идентификационных характеристик
Включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-
компонентов идентичности:
«Социальное Я» включает 7 показателей:
· прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);
· сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);
· учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);
· семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);
· этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);
· мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);
· групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).
«Коммуникативное Я» включает 2 показателя:
· дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);
· общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);
«Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:
· описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);
· оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);
· отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).
«Физическое Я» включает в себя такие аспекты:
· субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);
· фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);
· пристрастия в еде, вредные привычки.
«Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:
· занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);
· самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).
«Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:
· профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно- профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);
· семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);
· групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);
· коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.
· материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);
· физическая перспектива-, пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);
· деятелъностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);
· персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);
· оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).
«Рефлексивное Я» включает 2 показателя:
· персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (клиЧка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);
· глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).
Два самостоятельных показателя:
· проблемная идентичность (я ничто, не знаю - кто я, не могу ответить на этот вопрос);
· ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).
Источники
• Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) / Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре - СПб., 2006. С.82-103.