Тема: Изучение переключения и распределения внимания
(методика Горбова «Красно-черная таблица - «Числа и буквы»)
Цель:Оценка переключения и распределения внимания.
Материалы и оборудование: 2 стимул-бланкакрасно-черной таблицы «Цифры и буквы», на которых изображены 25 красных и 24 черных числа, в одной ячейке с которыми указана буква (взрослый вариант) – см. Приложение 17; указка, карандаш или ручка, бланк протокола, секундомер.
Процедура исследования
В тестировании участвуют два человека: экспериментатор и испытуемый.
Исследование содержит три серии, которые следуют друг за другом.
Таблица (стимул-бланк) предъявляется испытуемому в каждой серии только после инструкции по сигналу "Начали!", для того чтобы испытуемый заранее не искал месторасположение соответствующих цифр.
Серия 1:
Инструкция испытуемому: «На Вашем стимул-бланке№1- 25 красных и 24 черных числа.
Вам необходимо отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 24). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу, в бланк протокола».
Время (в секундах) выполнения серии 1 (Т1) фиксируется в протоколе экспериментатором (образец- см. ниже).
Серия 2
Инструкция испытуемому: « Вам необходимо отыскать на стимул-бланке №1 красные числа в убывающей последовательности (от 25 до 1).
Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу, в бланк протокола».
Время (в секундах) выполнения серии 2 (Т2) фиксируется в протоколе экспериментатором.
Серия 3:
Инструкция испытуемому: «Возьмите стимул-бланк №2. Теперь Вам необходимо отыскивать красные числа в убывающем порядке, и черные числа в возрастающем порядке одновременно, попеременно. Например: красная цифра 25, черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2 и так далее. Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным - в другом (снизу), таким образом получается два ряда букв».
Время (в секундах) выполнения серии 3 (Т3) фиксируется в протоколе.
Протокол исследования
Испытуемый: ________ Дата: _________
Экспериментатор: ____ Время: _________
1-я серия | 2-я серия | 1-я + 2-я серии | 3-я серия | ||||
время | ошибки | время | ошибки | время | ошибки | время | ошибки |
Обработка результатов теста:
Учитывается время выполнения каждой серии (Т1 и Т2) и количество ошибок.
Виды ошибок: пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее.
Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел.
Время переключения внимания с одного ряда чисел на другой подсчитывается как разница между двумя временными показателями: Тп=Т3- (Т1+Т2).
Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.
Количество верных ответов | 44-47 | 38-43 | 32-37 | 24-31 | 18-23 | 12-17 | 5-11 | ||
Оценка в баллах |
Как показывает опыт при обследовании больных, страдающих афазией, кроме указанных характеристик полезно учитывать еще один показатель — количество попыток правильного отыскивания рядов цифр. Это достигается тем, что при возникновении ошибки обследуемому предлагается вновь начать работу с данной таблицей. Попытки повторяются до успешного выполнения задания.
Нормы:
Распределение внимания: черные числа — 49 сек., красные — 51 сек.
Переключение внимания: 140 сек.
Норма в пересчете на 100 цифр:
- время поиска цифр, напечатанных обычным шрифтом, — 11 ± 1 с;
- время поиска цифр, напечатанных жирным шрифтом, — 10 ±2 с;
- время последовательного поиска тех и других — 41 ±4 с.
Бланк ответов серий №1, №2:
Черный шрифт | |||||||||||||||||||||||||
Красный шрифт |
Бланк ответов серии №3
Черный шрифт | |||||||||||||||||||||||||
Красный шрифт |
Приложение 17
Тестовое задание (стимул-бланк №1 для взрослых):
7-у | 4-в | 15-в | 8-ч | 11-к | 1-г | 25-я |
14-ш | 18-л | 21-ф | 15-з | 3-и | 19-ф | 17-з |
7-ж | 2-х | 11-т | 10-с | 23-м | 8-м | 10-a |
17-б | 14-п | 6-р | 20-п | 13-ч | 23-ш | 5-у |
9-ж | 3-л | 22-б | 1-е | 16-ц | 6-д | 13-н |
2-и | 4-ц | 22-0 | 20-а | 12-х | 19-з | 24-е |
24-г | 18-с | 12-т | 9-к | 16-н | 21-д | 5-о |
Тестовое задание (стимул-бланк №2 для взрослых):
9-т | 15-п | 9-м | 12-м | 16-е | 3-и | 10-в |
24-в | 23-ф | 1-к | 19-а | 15-л | 8-г | 17-а |
18-т | 14-ф | 13-ш | 6-с | 2-л | 10-е | 25-р |
11-к | 2-г | 24-ч | 23-ч | 5-ш | 12-б | 21-н |
20-б | 17-р | 11-р | 22-д | 19-л | 3-с | 13-ж |
7-х | 16-х | 6-ж | 22-п | 14-ц | 8-ц | 4-з |
7-з | 1-о | 20-н | 4-д | 5-и | 18-о | 21-у |
Литература:
Пашукова - Практикум
ЛР№ 13. Исследование концентрации внимания
1. Головань Н.О. Ми готовi до школи? – Кiровоград: Держ. Центрально-Українське вид-во, 1994. С. 12-13.
2. Лабораторные занятия по общей психологии: Методические рекомендации для студентов 1 курса / Сост. И.Ю. Шуранова. Кировоград: КГПИ, 1988. С.18-19.
ЛР№ 14. Исследование избирательности внимания
1. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Описание и руководство к использованию / Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992.С.11-12.
2. Психодиагностические методы (в комплексном лон-гитюдном исследовании студентов). Отв. ред. А.А, Бодалев. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. С.124-126.