События, вызывающие душевный подъем 12 страница

Искусство слушать

По мнению Рейка (Reik, 1972), эффективное слушание возможно только при помощи «третьего уха». «Третье ухо» не только слышит, оно распознает, какие чув­ства и значения содержат в себе высказывания вашего собеседника, оно не только слушает, что именно произнесено, но пытается понять, почему и как это сказано. Эффективное восприятие не может быть пассивным; напротив, это активный про­цесс, требующий от слушателя сознательного усилия и полной концентрации вни­мания. Психологи предлагают использовать некоторые приемы, позволяющие по­высить эффективность восприятия.

• Определите цель. Подготовьтесь внимательно слушать. К примеру, если из скучной лекции о результатах геологических анализов вы хотите узнать об особенностях состава почвы в Гренландии, то настройтесь услышать имен­но это.

• Соберитесь. Не разглядывайте трещины на потолке, не считайте ворон за окном, смотрите только, на говорящего. Не пытайтесь расслышать, о чем бе­седуют другие. Если вас отвлекают посторонние разговоры, займите место в передних рядах или за первыми партами аудитории. Ну а если вы затеяли серьезный разговор на шумной вечеринке, то попытайтесь найти для беседы тихий уголок!

• Слушайте с интересом и избегайте поспешных суждений. Даже если вам придется поддерживать беседу с круглым идиотом, дайте ему шанс сказать и быть услышанным. Вдруг он знает нечто такое, что может оказаться полез­ным для вас. Кроме того, бывает, что поначалу человек порет полную чепу­ху, а потом вдруг скажет нечто дельное, мудрое и назидательное. Если вы не будете прерывать собеседника, последуете за логикой его рассуждений, вы лучше поймете его.

• Перефразируйте услышанное и задайте уточняющие вопросы. Когда ваш собеседник закончит говорить, не торопитесь сразу же делать выводы о его выступлении. Вместо этого попробуйте мысленно обобщить услышан­ное и, сформулировав наиболее важные положения несколько другими сло­вами, задайте уточняющие вопросы, чтобы убедиться, что правильно поня­ли собеседника. К примеру, он говорил: «Нужно смешать пиво, муку и са­хар. Потом выложить получившуюся массу в смазанную жиром хлебную форму и выпекать в духовке при температуре 350°С». Проделайте мысленно описанную процедуру и спросите: «Правильно ли я понял, что мне понадо­бятся только пиво, мука и сахар и что тесто нужно выпекать в духовке при температуре 350'С?» Может быть, полезно будет уточнить: «В каких имен­но пропорциях нужно смешивать муку, пиво и сахар?» Рассказчик может оговориться или упустить важные детали, поэтому, переформулировав ус­лышанное и задав несколько уточняющих вопросов, вы сможете удостове­риться, что все поняли правильно.

Внимательное, правильно организованное восприятие чужой речи полезно и с иной точки зрения. Вы не только лучше понимаете сказанное, не только узнаете нечто новое, вы в то же время выказываете собеседнику заинтересованность в теме разговора, демонстрируете ему уважительное отношение. В результате вы можете надеяться, что и к вашим словам будут столь же внимательны. Люди, которые лю­бят поговорить и не слушают при этом других, рискуют потерять слушателей.

Упражнение 13.1

Прочтите рассказ и дайте миссис Сликер четыре совета, которые помогли бы ей научиться слушать собеседника.

Миссис Сликер решила проехаться на своем новом спортивном автомобиле. Выехав за город, она сбилась с дороги и остановилась у станции техобслуживания, чтобы узнать, где сейчас находится. Механик принялся подробно объяснять ей, как выехать на шоссе, но мис­сис Сликер забеспокоилась, хватит ли ей бензина для возвращения домой. Она спросила у механика, сколько стоит бензин, и, не удовлетворившись названной им ценой, стала думать о том, как ей найти другую бензоколонку. Механик тем временем продолжал свои объяснения. Миссис Сликер заметила, что он говорит с сильным местным акцентом, и забеспокои­лась, что может неверно понять его. Встревоженная, она поблагодарила мужчину и уехала в надежде найти другую заправочную станцию.

а. _________________________________________

б. _________________________________________

в. ___________________________________________

г. ___________________________________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Несмотря на колоссальные успехи в развитии технических средств коммуни­кации, проблемы интерпретации и понимания людьми друг друга продолжают быть актуальными до сих пор. Очевидно, что активное восприятие приводит к большему взаимопониманию между людьми. Но наряду с совершенствованием навыков вос­приятия необходимо совершенствовать и навыки устного и письменного общения.

Совершенствование навыков вербального общения

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом комму­никации. Брэннер и Сигбанд (Brenner, Sigband, 1973) отмечают, что даже в тех орга­низациях, где руководство стремится построить взаимоотношения между сотрудни­ками на основе письменных способов коммуникации — циркуляров, распоряжении и разнообразных форм отчетности, более распространенной тем не менее остается устная коммуникация. Более 2/3 опрошенных ими работников заявили, что по мень­шей мере 75 % указаний они получают от своего руководства в устной форме.

Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой ауди­торией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может выз­вать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Из Приложения 13.1 вы узна­ете, как можно побороть этот страх. Работу над устной речью можно начать с рас­ширения словарного запаса. Эванс (Evans, 1963) подчеркивает необходимость бо­лее осознанного отношения к слову. Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно выразить свою мысль и предотвратите возможные недоразумения. И напротив, люди, у которых сумбур и в мыслях и в словах, постоянно рискуют попасть впросак. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не же­лая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми. И в самом деле, человек, употребляющий слова, заведомо непонятные окружающим, скорее всего, делает это, чтобы продемонстрировать свое превосходство. Однако, имея в своем лексиконе множество разнообразных, точных и метких слов, с которыми вы умеете обращаться, вы сможете найти общий язык с любой аудиторией.

Приложение 13.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

НЕ БОЙТЕСЬ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ!

Знаете ли вы, каково выступать перед огромной аудиторией, ощущали ли вы когда-нибудь эту предательскую дрожь в коленках, чувствовали, как потеют ладо­ни? Дэннис Бекер (Dennis Becker), дирек­тор Центра ораторского искусства, фи­лиалы которого работают в Бруклине, штат Массачусетс, и в Провиденсе, Род-Айленд, утверждает, что неуверенность начинающих ораторов проистекает из их убежденности в том, что выступать пе­ред публикой можно «правильно» и «не­правильно».

«Многие энергичные и решительные руководители, оказываясь на трибуне, робеют, боятся сказать что-то неправиль­ное, боятся показаться глупыми и пред­почитают, заикаясь, зачитывать речь по бумажке», — добавляет Кэролин Диксон (Carolyn Dickson), президент ассоциации «ВОИС-ПРО» в Кливленде, штат Огайо. В рабочей обстановке, рассказывает Дик-сон, «такой руководитель отличается со­образительностью и быстрой реакцией, он способен молниеносно принимать от­ветственные решения. Но оказываясь пе­ред аудиторией, становится скованным и косноязычным. Он читает свой текст та­ким безжизненным голосом, от которо­го, кажется, может заснуть даже его родная мать. Аудитория же .тем време­нем размышляет про себя: "Как этому мямле удалось стать главой компании?"

Если вам предстоит говорить перед большой аудиторией, вам нужно прежде всего осознать, что казусы при публич­ном выступлении неизбежны, и смирить­ся с этим. Вы можете споткнуться, про­ходя к трибуне, можете уронить свои за­писки, и они разлетятся по всей сцене, — продолжает Диксон, — слушатели про­стят вам это, если вы сохраните самооб­ладание, более того — они станут ува­жать вас, если вы с достоинством выйде­те из затруднительного положения. Аудитория простит вам все, что угодно, вплоть до падения со сцены, но только в том случае, если вы сами простите себе эту оплошность», — поясняет Диксон.

Умение легко и изящно выходить из самых неловких положений, когда впору пожелать себе провалиться сквозь землю, не всегда дается от природы, — ему обучаются. Именно поэтому на занятиях по ораторскому мастерству инструктор иногда сознательно ставит учеников в не­ловкое положение. Ученик должен «по­бороть смущение», говорит Кэролин Диксон, добавляя, что «страх отступает только после того, как человек несколь­ко раз побывает в неожиданной ситуации, требующей от него находчивости».

К слову сказать, у каждого из нас есть свой внутренний цензор. Поэтому специ­алисты зачастую советуют руководите­лям записывать свои выступления на аудио- или видеопленку, а затем само­стоятельно анализировать их. Так, Дэннис Бекер, читающий курс лекций о способах презентации товаров и методах продаж в Гарвардском университете и в Массачу-сетском технологическом институте, ре­комендует после просмотра или прослу­шивания подобной записи спросить само­го себя — убедительно ли звучит выступ­ление, производит ли оно впечатление или же оно настолько неинтересно, что, окажись вы на месте слушателя, вы бы уже давно переключились на другую программу. Постарайтесь понять, чем вам нравится или не нравится ваше вы­ступление, отметьте те из характерных особенностей вашей речи, которые мо­гут вызывать раздражение у слушате­лей — например, неправильное или неот­четливое произношение отдельных слов или звуков. Критический самоанализ по­может вам выявить те достоинства и изъя­ны вашей манеры речи и вашего выступ­ления, которые вы могли не заметить, когда обращались с трибуны к своей аудитории, особенно если в тот момент ваши колени дрожали от страха. Напри­мер, вы можете обнаружить, что вам следует почаще улыбаться, или замети­те, что шутка не вызвала должной реак­ции, потому что вы скорчили жуткую гри­масу. По общему мнению Дэнниса Бекера и Каролин Диксон, «выступая перед аудиторией, человек должен оставаться самим собой, таким, каким его знают близкие и сослуживцы».

Источник: Handley, A. (1988, January). 8 reso­lutions for 88: Speak up! USAIR.

Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удер­живать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантирова­но. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнув­шись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позво­ляет докладчику оценить реакцию слушателей. Хмуро насупленные брови или оза­даченные взгляды слушателей в ответ на какое-либо из ваших заявлений дадут вам понять, что его требуется разъяснить, а улыбки и одобрительные кивки вдохновят вас на более подробное освещение того или иного вопроса.

Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуни­кация, в которой участвуют два человека. Так, в политике давно известен факт, что личное общение с избирателями повышает шансы кандидата на успех в избиратель­ной кампании. Если кандидат на пост мэра маленького провинциального городка перед выборами не сочтет нужным навестить кого-либо из жителей, тот может про­сто оскорбиться. Разумеется, кандидат, претендующий на пост общенационального масштаба, не в состоянии лично встретиться с каждым из избирателей.

Если личное общение кандидата с избирателем возможно, то как нужно вести себя кандидату, чтобы заручиться поддержкой избирателя? Или сформулируем про­блему шире — как добиться, чтобы ваше общение с супругом, учителем, начальни­ком или с понравившейся вам девушкой было более эффективным? Психологи уста­новили, что общению больше способствуют открытые вопросы. При ответе на за­крытый вопрос («Вам нравится ваша работа?») можно ограничиться простым «да» или «нет», тогда как открытый вопрос («Что вам нравится в вашей работе?») требу­ет развернутого ответа.

Упражнение 13.2

Объясните, как каждый из нижеперечисленных принципов может помочь че­ловеку в совершенствовании ораторских навыков и навыков ведения беседы.

а. Ясное осознание того, что вы собираетесь сказать:

б. Расширение словарного запаса:

в. Визуальный контакт со слушателями:

г. Постановка открытых вопросов:

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Совершенствование навыков письменной речи

Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной; и все же, если собрать вместе все то, что нам приходится прочитывать в течение нашей жизни, получится не один десяток толстых томов. Представьте себе, сколько книг, газет и журналов ежедневно продается во всем мире, сколько писем, телеграмм, реклам­ных листовок находят люди в своих почтовых ящиках, — и вы поймете всю важ­ность письменной коммуникации. Ее значение особенно возросло в последние не­сколько лет. В эпоху, когда на смену телефонным переговорам приходит электрон­ная почта, навыки письменной речи становятся очень важными. Работодатели при отборе кандидатов на вакантные места все большее внимание обращают на их уме­ние грамотно излагать свои мысли на бумаге. Если при поступлении на работу вам предлагается заполнить анкету, то это может означать, что работодатель таким об­разом предполагает проверить ваши знания грамматики и орфографии.

Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать набело. Однако нужно отметить и два недостатка письменной коммуникации. Во-первых, письменное сообщение не может передать интонации вашего голоса и жестикуляцию, а во-вторых, вы лишены мгновенной обратной связи с читателем. Чтобы устранить первый недостаток, име­ет смысл привнести в ваше послание эмоциональную нотку. Здесь, как и в устной коммуникации, хорошую службу вам может сослужить богатый словарный запас.

Вторая проблема легко решается, если вам известны образовательный уровень, интересы и словарный запас людей, к которым вы обращаетесь. Короткое сообще­ние, написанное простым языком, как правило, более понятно людям. Однако каж­дый с легкостью вспомнит пару-друг.ую примеров письменных сообщений, в кото­рых автор в ущерб эффективности коммуникации использует заковыристые словеч­ки только для того, чтобы произвести впечатление на читателя. Образец подобного письменного творчества приводит в своей работе Гилмер (Gilmer, 1975):

Есть сантехники, трудовому энтузиазму которых хочется аплодировать. Однажды в Вашингтонское бюро стандартов пришло письмо от одного из таких энтузиастов. Водопро­водчик обнаружил, что с помощью соляной кислоты можно прочищать засорившиеся кана­лизационные трубы, и спрашивал, как смотрит на такое открытие наука. Ответ, посланный ему, гласил: «Активность насыщенной соляной кислоты — одна из самых высоких. Однако механические и гидротехнические характеристики солей, образующихся при взаимодей­ствии с соляной кислотой, уступают механическим и гидротехническим характеристикам металлов». Водопроводчик в ответном письме поблагодарил работников Бюро стандартов за полученное разрешение использовать в своей работе соляную кислоту. Ему тут же была послана разъяснительная депеша: «Бюро стандартов сообщает, что при химическом взаимо­действии соляной кислоты с густым осадком, скапливающимся в канализационных трубах, возможно образование токсичных и вредных солей. Мы не можем взять на себя ответствен­ность за применение такой технологии и рекомендуем пользоваться альтернативными сред­ствами». В очередном письме водопроводчик вновь поблагодарил Бюро стандартов за разре­шение на использование соляной кислоты.

Кончилась переписка телеграммой в его адрес из Вашингтона: «Немедленно прекрати­те пользоваться соляной кислотой. Это разрушает трубы».

Контрольные вопросы

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос.

1. С чего начинается коммуникация?

а. Ребенок жестикулирует.

б. Ребенок узнает лица окружающих.

в. Ребенок слушает голоса окружающих.

г. Ребенок играет с предметами.

2. Тэд едет по шоссе. По радио передают сводку новостей. Тэд думает, что не­плохо было бы до темноты добраться до дома, потому что у его автобиля не работает правая фара. Он постоянно смотрит на часы и на солнце, клоняще­еся к закату. Подъезжая к дому, он вдруг понимает, что не слышал ни слова из новостей. Что помешало ему?

а. Занятость

б. Поглощенность собственными заботами

в. Неприязнь к источнику информации

г. Скука

3. Что имел в виду Рейк, употребляя термин «третье ухо»?

а. Процесс активного слухового восприятия и интерпретации

б. Возможность отвлекаться

в. Возможность одновременно слушать два разговора

г. Использование слухового аппарата

4. Вы решили быть внимательным на лекции. Где вам лучше сесть?

а. В задних рядах

б. Прямо перед лектором

в. У окна

г. В центре аудитории

5. Ваш непосредственный начальник дал вам очередное указание. Что вы дол­жны сделать?

а. Выждать несколько секунд, затем переформулировать его распоряжение и задать уточняющие вопросы.

б. Выждать несколько секунд, затем высказать свое мнение.

в. Сразу же задать вопросы, затем высказать свое мнение.

г. Сразу же высказать свое мнение, затем задать вопросы.

6. Какой из способов коммуникации, на ваш взгляд, является наиболее распро­страненным?

а. Устная речь

б. Письменные сообщения

в. Жесты

г. Мимика

7. Глэдис написала десятистраничную речь, с которой собирается выступить перед своими коллегами в кружке макраме. Что бы вы посоветовали ей для того, чтобы удержать внимание слушателей?

а. Читать по бумажке

б. Смотреть прямо перед собой в пространство

в. Говорить с опущенными глазами

г. Поддерживать со слушателями визуальный контакт

8. Какой из следующих вопросов является открытым?

а. «Вы довольны?»

б. «Я опоздал?»

в. «Чем я понравился вам?»

г. «Вы пьете кофе?»

9. Какого принципа должен придерживаться автор письменного сообщения, чтобы коммуникация была эффективной?

а. Стараться произвести впечатление на читателей, употребляя редкие и ум­ные слова

б. Считать своих читателей интеллектуалами

в. Писать коротко и понятно

г. Не переписывать написанное

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы продолжить чтение данного раздела этой главы.

Анализ вербальных выражений

Мы рассмотрели некоторые приемы активного восприятия и эффективного уст­ного общения, и у вас, наверное, возник вопрос: ограничивается ли этим проблема эффективности общения вообще? Конечно нет. Существенное влияние на эффек­тивность коммуникации оказывают сами слова, при помощи которых происходит передача информации. Кроме того, информативными для ваших слушателей могут быть ваши установки и намерения.

В этой части главы рассказывается о том, как психологи анализируют язык и общение.

Денотат: словарное определение слова.

Коннотация: чувства, эмоции и ассоциации, вызваемые тем или иным словом.

Денотаты и коннотации

Денотатом называют предметное значение слова или, говоря иначе, его сло­варное определение. Например, толковый словарь определяет понятие «отец» как «родитель мужского пола». Это определение и является денотатом данного слова. Понятие «коммунизм» определяется как «общественный строй с общественной соб­ственностью на средства производства».

Но, кроме этого, оба названных нами слова, «отец» и «коммунизм», имеют эмо­циональную окраску, то есть несут в себе особый смысл, которого словарное опре­деление не может раскрыть полностью. Наверняка вам приходилось слышать, как какой-нибудь мужчина говорил своему сыну: «Не смей спорить с отцом!» Ясно, что в этом случае под словом «отец» подразумевается не просто «родитель мужского пола». Или вы слышали, как какой-нибудь политик заявлял, что каждый голос, от­данный его сопернику, станет голосом в пользу коммунизма. И вы по­нимали, что этот соперник вовсе не альтруист, склонный раздать свое добро беднякам, поскольку оратор в этом случае явно апеллировал к негативному образу «коммунизма», сложившемуся в умах избирате­лей. Подобные дополнительные смыслы, а также чувства и эмоции, вызываемые тем или иным словом, и называются коннотациями.

При определении денотативного и коннотативного значения сло­ва цы можете столкнуться с некоторыми проблемами. Многие слова имеют не одно, а несколько значений, другие в обиходном употребле­нии приобретают новые значения. Зачастую только контекст помогает понять, что обозначало то или иное употребленное в разговоре слово. Например, вам говорят: «У меня есть отличная трава!» Чтобы не попасть впросак, вам нужно точно знать, о какой «траве» идет речь. Если человек, воскликнувший это, похож на коммивояже­ра фирмы «Цветы и семена», можно надеяться, что вам предлагают траву для газона перед вашим домом. Однако если у вашего собеседника бегающие глаза, странные движения и неровная речь, то можно предполагать и некоторое иное значение этого невинного слова.

Работодателям хорошо известно различие между денотативным и коннотативным значениями слов. Так, просто изменив название той или иной рабочей должно­сти, можно сделать ее более привлекательной, несмотря на то, что ее содержание останется прежним. Представьте, что вам нужно нанять человека, который следил бы за чистотой в доме: вытирал пыль, подметал и пылесосил полы, поддерживал порядок на кухне и в двух ванных комнатах и чистил столовое серебро. Можно дать объявление в газету о том, что вам требуется «уборщица» или «прислуга», а можно указать, что вы ищете «технического работника с широким кругом обязанностей». Ясно, что последнее название обеспечивает потенциальному работнику более высо­кий социальный статус, делает его труд более престижным. Говоря иными словами, словосочетание «технический работник» имеет более благоприятное коннотатив-ное звучание. Подумайте, как изменится отношение людей к секретарскому труду, если перестать пользоваться словами «машинистка» или «секретарша», а избрать более благозвучное название профессии, например «секретарь-референт» или «по­мощник директора». Психологи также обнаружили, что слово «компания» звучит более дружелюбно и располагающе, чем слово «корпорация», несмотря на то, что корпорация заведомо крупнее любой компании и работать на корпорацию считает­ся более престижным.

События, вызывающие душевный подъем 12 страница - student2.ru

Рис. 13.2. Обращение «мистер Стивене», по-видимому, содержит меньше не­гативных коннотаций.

Сравнительно недавно психологи, придерживающиеся феминистских взгля­дов, обнаружили, что некоторые слова дискриминируют женщин (Unger, Crawford, 1992). Так, например, люди с большим уважением и почтением относятся к «гу­вернеру», нежели к «гувернанантке», которую склонны считать просто более-менее образованной нянькой. Разную эмоционально-смысловую окраску имеют слова «учитель» и «учительница», «секретарь» и «секретарша». Женская форма названия профессии, как правило, несет в себе сексуальный оттенок, тогда как мужской ва­риант звучит более престижно.

Не только работодатели уделяют большое внимание коннотативным значени­ям слов. Очень важны коннотации и для работников рекламного бизнеса. Для гра­мотной рекламы необходимы слова с мощным эмоциональным звучанием, как пози­тивным, так и негативным. Такие слова, как «грязь», «бактерии», «пятно», «ржавчи­на», «боль», «усталость», которые мы ежедневно слышим в рекламных роликах, пробуждают у нас негативные чувства. Затем, как правило, рекламодатель предла­гает продукт, который «очищает», «облегчает», «успокаивает» или «стимулирует», то есть рекламодатель употребляет слова с мощным позитивным звучанием.

Герои рекламных роликов воздействуют на зрителей и слушателей голосом и интонациями, эксплуатируя эмоциональную окраску слов. Слова «грязь» и «микро­бы», произнесенные с отвращением, могут вызвать у нас тошноту. И наоборот, ус­лышав тихий, успокаивающий голос, нашептывающий нам о «покое» и «облегчении», растроганный слушатель может впасть в восторг от рекламируемого продук­та. При помощи одной только интонации можно изменить смысл целого высказыва­ния. Например, фраза «Ты сам заслужил это», произнесенная искренним, друже­любным тоном, будет иметь диаметрально противоположный смысл, чем эта же фраза, сказанная с сарказмом. Как видите, старая поговорка «Неважно — что, глав­ное — как» верна и поныне.

Упражнение 13.3

Как бы вы определили:

а. Денотат ______________________________________

б. Коннотацию ___________________________________

Упражнение 13.4

Определяя значение слова «ремесленник» а. Каким образом вы можете узнать его денотат? ________________

б. Каким образом вы можете узнать его коннотацию? ______:______

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Ассертивность

Ассертивностью называют способность человека отстаивать свои права. Не следует отождествлять ассертивность с агрессивностью. Действуя ассертивно, че­ловек уважает не только свои права, но и права окружающих. Однако порой бывает не так-то просто стоять на страже собственных интересов, не обижая при этом дру­гих людей. Дойч (Deutch, 1993), обсуждая ассертивность, формулирует «тройствен­ный принцип», который заключается в следующем: оказываясь в кон­фликтной ситуации, будьте тверды, честны и дружелюбны. Ваша твер­дость не позволит оппоненту манипулировать вами или запугивать вас. Ваша честность не позволит вам оказаться втянутым в аморальную си­туацию, даже если вас будут провоцировать на это. Ваше дружелюбие даст понять вашим оппонентам, что вы готовы к сотрудничеству.

Ассертивность:способность человека отстаивать свои права, принимая во внимание права других.

Психологи советуют в конфликтных ситуациях поступать так, как подсказывают вам ваши чувства. Если вы чем-то расстроены, обижены, подавлены или считаете, что вас несправедливо отчитали, сразу же скажите об этом. Поверь­те, гораздо лучше прямо заявить о своих чувствах, чем носить их в себе и выплески­вать на кого попало. При этом совсем необязательно стучать по столу кулаком или хватать обидчика за грудки, достаточно просто сказать: «Мне это не нравится», и это умерит ваш гнев. Агрессивная, обвинительная тактика не приводит к разрешению конфликта, наоборот, она заставляет людей защищаться и упорствовать в сво­ем мнении. Гордон (Gordon, 1970) рекомендует в таких случаях использовать «я-утверждения» вместо «ты-утверждений», то есть говорить о своих переживаниях, а не о личных качествах оппонента. Например, мать может сказать своему ребенку:

События, вызывающие душевный подъем 12 страница - student2.ru

Рис. 13.3. Он решителен, принципиален и дружелюбен.

«Меня огорчает, что ты не хочешь делиться игрушками с братом». Это будет лучше, чем заявить: «Жадный мальчишка, почему ты никогда не даешь свои игрушки бра­ту?» После того как вы поделитесь чувствами, которые вызывает у вас данная ситу­ация, можно предложить возможный способ ее разрешения. Так, мать может доба­вить: «Если ты разрешишь брату поиграть с твоим телефоном, то он, может быть, даст тебе свой грузовик».

Упражнение 13.5

Представьте, что ваш супруг или сосед по комнате постоянно разбрасывает свои вещи: Ситуация достаточно щекотливая, но, действуя ассертивно, вы можете разрешить ее. Опишите, как вы поступите.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Люди часто не могут найти слов, чтобы выразить свои чувства, или предпочи­тают не говорить о них. Любая коммуникация, осуществляемая без слов, считается невербальной коммуникацией. Сочиняете ли вы симфонию, зеваете, надеваете не­лепую шляпу, смотрите кому-то в глаза или просто молчите — все это невербаль­ные сообщения. Чувства, так же как информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов, о которых рассказывается в этой главе.

Художественные произведения и символы

Наверняка вы можете вспомнить, как однажды вас до слез тронула какая-то симфония, или пение хора в церкви, или даже популярная песенка. Может быть, то была мелодия, звучание или ритм, нашедшие отклик в вашем сердце. Например, блюзовые мелодии у многих слушателей вызывают ностальгические воспоминания. Чувствами и настроением насыщены живописные полотна, гравюры, скульптуры и фотографии. Однако коммуникация, осуществляемая при помощи художественных форм, имеет один существенный недостаток: люди не всегда понимают, что хотел сказать им творец.

Наши рекомендации