События, вызывающие душевный подъем 12 страница
Искусство слушать
По мнению Рейка (Reik, 1972), эффективное слушание возможно только при помощи «третьего уха». «Третье ухо» не только слышит, оно распознает, какие чувства и значения содержат в себе высказывания вашего собеседника, оно не только слушает, что именно произнесено, но пытается понять, почему и как это сказано. Эффективное восприятие не может быть пассивным; напротив, это активный процесс, требующий от слушателя сознательного усилия и полной концентрации внимания. Психологи предлагают использовать некоторые приемы, позволяющие повысить эффективность восприятия.
• Определите цель. Подготовьтесь внимательно слушать. К примеру, если из скучной лекции о результатах геологических анализов вы хотите узнать об особенностях состава почвы в Гренландии, то настройтесь услышать именно это.
• Соберитесь. Не разглядывайте трещины на потолке, не считайте ворон за окном, смотрите только, на говорящего. Не пытайтесь расслышать, о чем беседуют другие. Если вас отвлекают посторонние разговоры, займите место в передних рядах или за первыми партами аудитории. Ну а если вы затеяли серьезный разговор на шумной вечеринке, то попытайтесь найти для беседы тихий уголок!
• Слушайте с интересом и избегайте поспешных суждений. Даже если вам придется поддерживать беседу с круглым идиотом, дайте ему шанс сказать и быть услышанным. Вдруг он знает нечто такое, что может оказаться полезным для вас. Кроме того, бывает, что поначалу человек порет полную чепуху, а потом вдруг скажет нечто дельное, мудрое и назидательное. Если вы не будете прерывать собеседника, последуете за логикой его рассуждений, вы лучше поймете его.
• Перефразируйте услышанное и задайте уточняющие вопросы. Когда ваш собеседник закончит говорить, не торопитесь сразу же делать выводы о его выступлении. Вместо этого попробуйте мысленно обобщить услышанное и, сформулировав наиболее важные положения несколько другими словами, задайте уточняющие вопросы, чтобы убедиться, что правильно поняли собеседника. К примеру, он говорил: «Нужно смешать пиво, муку и сахар. Потом выложить получившуюся массу в смазанную жиром хлебную форму и выпекать в духовке при температуре 350°С». Проделайте мысленно описанную процедуру и спросите: «Правильно ли я понял, что мне понадобятся только пиво, мука и сахар и что тесто нужно выпекать в духовке при температуре 350'С?» Может быть, полезно будет уточнить: «В каких именно пропорциях нужно смешивать муку, пиво и сахар?» Рассказчик может оговориться или упустить важные детали, поэтому, переформулировав услышанное и задав несколько уточняющих вопросов, вы сможете удостовериться, что все поняли правильно.
Внимательное, правильно организованное восприятие чужой речи полезно и с иной точки зрения. Вы не только лучше понимаете сказанное, не только узнаете нечто новое, вы в то же время выказываете собеседнику заинтересованность в теме разговора, демонстрируете ему уважительное отношение. В результате вы можете надеяться, что и к вашим словам будут столь же внимательны. Люди, которые любят поговорить и не слушают при этом других, рискуют потерять слушателей.
Упражнение 13.1
Прочтите рассказ и дайте миссис Сликер четыре совета, которые помогли бы ей научиться слушать собеседника.
Миссис Сликер решила проехаться на своем новом спортивном автомобиле. Выехав за город, она сбилась с дороги и остановилась у станции техобслуживания, чтобы узнать, где сейчас находится. Механик принялся подробно объяснять ей, как выехать на шоссе, но миссис Сликер забеспокоилась, хватит ли ей бензина для возвращения домой. Она спросила у механика, сколько стоит бензин, и, не удовлетворившись названной им ценой, стала думать о том, как ей найти другую бензоколонку. Механик тем временем продолжал свои объяснения. Миссис Сликер заметила, что он говорит с сильным местным акцентом, и забеспокоилась, что может неверно понять его. Встревоженная, она поблагодарила мужчину и уехала в надежде найти другую заправочную станцию.
а. _________________________________________
б. _________________________________________
в. ___________________________________________
г. ___________________________________________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Несмотря на колоссальные успехи в развитии технических средств коммуникации, проблемы интерпретации и понимания людьми друг друга продолжают быть актуальными до сих пор. Очевидно, что активное восприятие приводит к большему взаимопониманию между людьми. Но наряду с совершенствованием навыков восприятия необходимо совершенствовать и навыки устного и письменного общения.
Совершенствование навыков вербального общения
Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации. Брэннер и Сигбанд (Brenner, Sigband, 1973) отмечают, что даже в тех организациях, где руководство стремится построить взаимоотношения между сотрудниками на основе письменных способов коммуникации — циркуляров, распоряжении и разнообразных форм отчетности, более распространенной тем не менее остается устная коммуникация. Более 2/3 опрошенных ими работников заявили, что по меньшей мере 75 % указаний они получают от своего руководства в устной форме.
Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Из Приложения 13.1 вы узнаете, как можно побороть этот страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Эванс (Evans, 1963) подчеркивает необходимость более осознанного отношения к слову. Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно выразить свою мысль и предотвратите возможные недоразумения. И напротив, люди, у которых сумбур и в мыслях и в словах, постоянно рискуют попасть впросак. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми. И в самом деле, человек, употребляющий слова, заведомо непонятные окружающим, скорее всего, делает это, чтобы продемонстрировать свое превосходство. Однако, имея в своем лексиконе множество разнообразных, точных и метких слов, с которыми вы умеете обращаться, вы сможете найти общий язык с любой аудиторией.
Приложение 13.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
НЕ БОЙТЕСЬ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ!
Знаете ли вы, каково выступать перед огромной аудиторией, ощущали ли вы когда-нибудь эту предательскую дрожь в коленках, чувствовали, как потеют ладони? Дэннис Бекер (Dennis Becker), директор Центра ораторского искусства, филиалы которого работают в Бруклине, штат Массачусетс, и в Провиденсе, Род-Айленд, утверждает, что неуверенность начинающих ораторов проистекает из их убежденности в том, что выступать перед публикой можно «правильно» и «неправильно».
«Многие энергичные и решительные руководители, оказываясь на трибуне, робеют, боятся сказать что-то неправильное, боятся показаться глупыми и предпочитают, заикаясь, зачитывать речь по бумажке», — добавляет Кэролин Диксон (Carolyn Dickson), президент ассоциации «ВОИС-ПРО» в Кливленде, штат Огайо. В рабочей обстановке, рассказывает Дик-сон, «такой руководитель отличается сообразительностью и быстрой реакцией, он способен молниеносно принимать ответственные решения. Но оказываясь перед аудиторией, становится скованным и косноязычным. Он читает свой текст таким безжизненным голосом, от которого, кажется, может заснуть даже его родная мать. Аудитория же .тем временем размышляет про себя: "Как этому мямле удалось стать главой компании?"
Если вам предстоит говорить перед большой аудиторией, вам нужно прежде всего осознать, что казусы при публичном выступлении неизбежны, и смириться с этим. Вы можете споткнуться, проходя к трибуне, можете уронить свои записки, и они разлетятся по всей сцене, — продолжает Диксон, — слушатели простят вам это, если вы сохраните самообладание, более того — они станут уважать вас, если вы с достоинством выйдете из затруднительного положения. Аудитория простит вам все, что угодно, вплоть до падения со сцены, но только в том случае, если вы сами простите себе эту оплошность», — поясняет Диксон.
Умение легко и изящно выходить из самых неловких положений, когда впору пожелать себе провалиться сквозь землю, не всегда дается от природы, — ему обучаются. Именно поэтому на занятиях по ораторскому мастерству инструктор иногда сознательно ставит учеников в неловкое положение. Ученик должен «побороть смущение», говорит Кэролин Диксон, добавляя, что «страх отступает только после того, как человек несколько раз побывает в неожиданной ситуации, требующей от него находчивости».
К слову сказать, у каждого из нас есть свой внутренний цензор. Поэтому специалисты зачастую советуют руководителям записывать свои выступления на аудио- или видеопленку, а затем самостоятельно анализировать их. Так, Дэннис Бекер, читающий курс лекций о способах презентации товаров и методах продаж в Гарвардском университете и в Массачу-сетском технологическом институте, рекомендует после просмотра или прослушивания подобной записи спросить самого себя — убедительно ли звучит выступление, производит ли оно впечатление или же оно настолько неинтересно, что, окажись вы на месте слушателя, вы бы уже давно переключились на другую программу. Постарайтесь понять, чем вам нравится или не нравится ваше выступление, отметьте те из характерных особенностей вашей речи, которые могут вызывать раздражение у слушателей — например, неправильное или неотчетливое произношение отдельных слов или звуков. Критический самоанализ поможет вам выявить те достоинства и изъяны вашей манеры речи и вашего выступления, которые вы могли не заметить, когда обращались с трибуны к своей аудитории, особенно если в тот момент ваши колени дрожали от страха. Например, вы можете обнаружить, что вам следует почаще улыбаться, или заметите, что шутка не вызвала должной реакции, потому что вы скорчили жуткую гримасу. По общему мнению Дэнниса Бекера и Каролин Диксон, «выступая перед аудиторией, человек должен оставаться самим собой, таким, каким его знают близкие и сослуживцы».
Источник: Handley, A. (1988, January). 8 resolutions for 88: Speak up! USAIR.
Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Хмуро насупленные брови или озадаченные взгляды слушателей в ответ на какое-либо из ваших заявлений дадут вам понять, что его требуется разъяснить, а улыбки и одобрительные кивки вдохновят вас на более подробное освещение того или иного вопроса.
Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Так, в политике давно известен факт, что личное общение с избирателями повышает шансы кандидата на успех в избирательной кампании. Если кандидат на пост мэра маленького провинциального городка перед выборами не сочтет нужным навестить кого-либо из жителей, тот может просто оскорбиться. Разумеется, кандидат, претендующий на пост общенационального масштаба, не в состоянии лично встретиться с каждым из избирателей.
Если личное общение кандидата с избирателем возможно, то как нужно вести себя кандидату, чтобы заручиться поддержкой избирателя? Или сформулируем проблему шире — как добиться, чтобы ваше общение с супругом, учителем, начальником или с понравившейся вам девушкой было более эффективным? Психологи установили, что общению больше способствуют открытые вопросы. При ответе на закрытый вопрос («Вам нравится ваша работа?») можно ограничиться простым «да» или «нет», тогда как открытый вопрос («Что вам нравится в вашей работе?») требует развернутого ответа.
Упражнение 13.2
Объясните, как каждый из нижеперечисленных принципов может помочь человеку в совершенствовании ораторских навыков и навыков ведения беседы.
а. Ясное осознание того, что вы собираетесь сказать:
б. Расширение словарного запаса:
в. Визуальный контакт со слушателями:
г. Постановка открытых вопросов:
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Совершенствование навыков письменной речи
Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной; и все же, если собрать вместе все то, что нам приходится прочитывать в течение нашей жизни, получится не один десяток толстых томов. Представьте себе, сколько книг, газет и журналов ежедневно продается во всем мире, сколько писем, телеграмм, рекламных листовок находят люди в своих почтовых ящиках, — и вы поймете всю важность письменной коммуникации. Ее значение особенно возросло в последние несколько лет. В эпоху, когда на смену телефонным переговорам приходит электронная почта, навыки письменной речи становятся очень важными. Работодатели при отборе кандидатов на вакантные места все большее внимание обращают на их умение грамотно излагать свои мысли на бумаге. Если при поступлении на работу вам предлагается заполнить анкету, то это может означать, что работодатель таким образом предполагает проверить ваши знания грамматики и орфографии.
Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать набело. Однако нужно отметить и два недостатка письменной коммуникации. Во-первых, письменное сообщение не может передать интонации вашего голоса и жестикуляцию, а во-вторых, вы лишены мгновенной обратной связи с читателем. Чтобы устранить первый недостаток, имеет смысл привнести в ваше послание эмоциональную нотку. Здесь, как и в устной коммуникации, хорошую службу вам может сослужить богатый словарный запас.
Вторая проблема легко решается, если вам известны образовательный уровень, интересы и словарный запас людей, к которым вы обращаетесь. Короткое сообщение, написанное простым языком, как правило, более понятно людям. Однако каждый с легкостью вспомнит пару-друг.ую примеров письменных сообщений, в которых автор в ущерб эффективности коммуникации использует заковыристые словечки только для того, чтобы произвести впечатление на читателя. Образец подобного письменного творчества приводит в своей работе Гилмер (Gilmer, 1975):
Есть сантехники, трудовому энтузиазму которых хочется аплодировать. Однажды в Вашингтонское бюро стандартов пришло письмо от одного из таких энтузиастов. Водопроводчик обнаружил, что с помощью соляной кислоты можно прочищать засорившиеся канализационные трубы, и спрашивал, как смотрит на такое открытие наука. Ответ, посланный ему, гласил: «Активность насыщенной соляной кислоты — одна из самых высоких. Однако механические и гидротехнические характеристики солей, образующихся при взаимодействии с соляной кислотой, уступают механическим и гидротехническим характеристикам металлов». Водопроводчик в ответном письме поблагодарил работников Бюро стандартов за полученное разрешение использовать в своей работе соляную кислоту. Ему тут же была послана разъяснительная депеша: «Бюро стандартов сообщает, что при химическом взаимодействии соляной кислоты с густым осадком, скапливающимся в канализационных трубах, возможно образование токсичных и вредных солей. Мы не можем взять на себя ответственность за применение такой технологии и рекомендуем пользоваться альтернативными средствами». В очередном письме водопроводчик вновь поблагодарил Бюро стандартов за разрешение на использование соляной кислоты.
Кончилась переписка телеграммой в его адрес из Вашингтона: «Немедленно прекратите пользоваться соляной кислотой. Это разрушает трубы».
Контрольные вопросы
Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос.
1. С чего начинается коммуникация?
а. Ребенок жестикулирует.
б. Ребенок узнает лица окружающих.
в. Ребенок слушает голоса окружающих.
г. Ребенок играет с предметами.
2. Тэд едет по шоссе. По радио передают сводку новостей. Тэд думает, что неплохо было бы до темноты добраться до дома, потому что у его автобиля не работает правая фара. Он постоянно смотрит на часы и на солнце, клонящееся к закату. Подъезжая к дому, он вдруг понимает, что не слышал ни слова из новостей. Что помешало ему?
а. Занятость
б. Поглощенность собственными заботами
в. Неприязнь к источнику информации
г. Скука
3. Что имел в виду Рейк, употребляя термин «третье ухо»?
а. Процесс активного слухового восприятия и интерпретации
б. Возможность отвлекаться
в. Возможность одновременно слушать два разговора
г. Использование слухового аппарата
4. Вы решили быть внимательным на лекции. Где вам лучше сесть?
а. В задних рядах
б. Прямо перед лектором
в. У окна
г. В центре аудитории
5. Ваш непосредственный начальник дал вам очередное указание. Что вы должны сделать?
а. Выждать несколько секунд, затем переформулировать его распоряжение и задать уточняющие вопросы.
б. Выждать несколько секунд, затем высказать свое мнение.
в. Сразу же задать вопросы, затем высказать свое мнение.
г. Сразу же высказать свое мнение, затем задать вопросы.
6. Какой из способов коммуникации, на ваш взгляд, является наиболее распространенным?
а. Устная речь
б. Письменные сообщения
в. Жесты
г. Мимика
7. Глэдис написала десятистраничную речь, с которой собирается выступить перед своими коллегами в кружке макраме. Что бы вы посоветовали ей для того, чтобы удержать внимание слушателей?
а. Читать по бумажке
б. Смотреть прямо перед собой в пространство
в. Говорить с опущенными глазами
г. Поддерживать со слушателями визуальный контакт
8. Какой из следующих вопросов является открытым?
а. «Вы довольны?»
б. «Я опоздал?»
в. «Чем я понравился вам?»
г. «Вы пьете кофе?»
9. Какого принципа должен придерживаться автор письменного сообщения, чтобы коммуникация была эффективной?
а. Стараться произвести впечатление на читателей, употребляя редкие и умные слова
б. Считать своих читателей интеллектуалами
в. Писать коротко и понятно
г. Не переписывать написанное
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы продолжить чтение данного раздела этой главы.
Анализ вербальных выражений
Мы рассмотрели некоторые приемы активного восприятия и эффективного устного общения, и у вас, наверное, возник вопрос: ограничивается ли этим проблема эффективности общения вообще? Конечно нет. Существенное влияние на эффективность коммуникации оказывают сами слова, при помощи которых происходит передача информации. Кроме того, информативными для ваших слушателей могут быть ваши установки и намерения.
В этой части главы рассказывается о том, как психологи анализируют язык и общение.
Денотат: словарное определение слова.
Коннотация: чувства, эмоции и ассоциации, вызваемые тем или иным словом.
Денотаты и коннотации
Денотатом называют предметное значение слова или, говоря иначе, его словарное определение. Например, толковый словарь определяет понятие «отец» как «родитель мужского пола». Это определение и является денотатом данного слова. Понятие «коммунизм» определяется как «общественный строй с общественной собственностью на средства производства».
Но, кроме этого, оба названных нами слова, «отец» и «коммунизм», имеют эмоциональную окраску, то есть несут в себе особый смысл, которого словарное определение не может раскрыть полностью. Наверняка вам приходилось слышать, как какой-нибудь мужчина говорил своему сыну: «Не смей спорить с отцом!» Ясно, что в этом случае под словом «отец» подразумевается не просто «родитель мужского пола». Или вы слышали, как какой-нибудь политик заявлял, что каждый голос, отданный его сопернику, станет голосом в пользу коммунизма. И вы понимали, что этот соперник вовсе не альтруист, склонный раздать свое добро беднякам, поскольку оратор в этом случае явно апеллировал к негативному образу «коммунизма», сложившемуся в умах избирателей. Подобные дополнительные смыслы, а также чувства и эмоции, вызываемые тем или иным словом, и называются коннотациями.
При определении денотативного и коннотативного значения слова цы можете столкнуться с некоторыми проблемами. Многие слова имеют не одно, а несколько значений, другие в обиходном употреблении приобретают новые значения. Зачастую только контекст помогает понять, что обозначало то или иное употребленное в разговоре слово. Например, вам говорят: «У меня есть отличная трава!» Чтобы не попасть впросак, вам нужно точно знать, о какой «траве» идет речь. Если человек, воскликнувший это, похож на коммивояжера фирмы «Цветы и семена», можно надеяться, что вам предлагают траву для газона перед вашим домом. Однако если у вашего собеседника бегающие глаза, странные движения и неровная речь, то можно предполагать и некоторое иное значение этого невинного слова.
Работодателям хорошо известно различие между денотативным и коннотативным значениями слов. Так, просто изменив название той или иной рабочей должности, можно сделать ее более привлекательной, несмотря на то, что ее содержание останется прежним. Представьте, что вам нужно нанять человека, который следил бы за чистотой в доме: вытирал пыль, подметал и пылесосил полы, поддерживал порядок на кухне и в двух ванных комнатах и чистил столовое серебро. Можно дать объявление в газету о том, что вам требуется «уборщица» или «прислуга», а можно указать, что вы ищете «технического работника с широким кругом обязанностей». Ясно, что последнее название обеспечивает потенциальному работнику более высокий социальный статус, делает его труд более престижным. Говоря иными словами, словосочетание «технический работник» имеет более благоприятное коннотатив-ное звучание. Подумайте, как изменится отношение людей к секретарскому труду, если перестать пользоваться словами «машинистка» или «секретарша», а избрать более благозвучное название профессии, например «секретарь-референт» или «помощник директора». Психологи также обнаружили, что слово «компания» звучит более дружелюбно и располагающе, чем слово «корпорация», несмотря на то, что корпорация заведомо крупнее любой компании и работать на корпорацию считается более престижным.
Рис. 13.2. Обращение «мистер Стивене», по-видимому, содержит меньше негативных коннотаций.
Сравнительно недавно психологи, придерживающиеся феминистских взглядов, обнаружили, что некоторые слова дискриминируют женщин (Unger, Crawford, 1992). Так, например, люди с большим уважением и почтением относятся к «гувернеру», нежели к «гувернанантке», которую склонны считать просто более-менее образованной нянькой. Разную эмоционально-смысловую окраску имеют слова «учитель» и «учительница», «секретарь» и «секретарша». Женская форма названия профессии, как правило, несет в себе сексуальный оттенок, тогда как мужской вариант звучит более престижно.
Не только работодатели уделяют большое внимание коннотативным значениям слов. Очень важны коннотации и для работников рекламного бизнеса. Для грамотной рекламы необходимы слова с мощным эмоциональным звучанием, как позитивным, так и негативным. Такие слова, как «грязь», «бактерии», «пятно», «ржавчина», «боль», «усталость», которые мы ежедневно слышим в рекламных роликах, пробуждают у нас негативные чувства. Затем, как правило, рекламодатель предлагает продукт, который «очищает», «облегчает», «успокаивает» или «стимулирует», то есть рекламодатель употребляет слова с мощным позитивным звучанием.
Герои рекламных роликов воздействуют на зрителей и слушателей голосом и интонациями, эксплуатируя эмоциональную окраску слов. Слова «грязь» и «микробы», произнесенные с отвращением, могут вызвать у нас тошноту. И наоборот, услышав тихий, успокаивающий голос, нашептывающий нам о «покое» и «облегчении», растроганный слушатель может впасть в восторг от рекламируемого продукта. При помощи одной только интонации можно изменить смысл целого высказывания. Например, фраза «Ты сам заслужил это», произнесенная искренним, дружелюбным тоном, будет иметь диаметрально противоположный смысл, чем эта же фраза, сказанная с сарказмом. Как видите, старая поговорка «Неважно — что, главное — как» верна и поныне.
Упражнение 13.3
Как бы вы определили:
а. Денотат ______________________________________
б. Коннотацию ___________________________________
Упражнение 13.4
Определяя значение слова «ремесленник» а. Каким образом вы можете узнать его денотат? ________________
б. Каким образом вы можете узнать его коннотацию? ______:______
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Ассертивность
Ассертивностью называют способность человека отстаивать свои права. Не следует отождествлять ассертивность с агрессивностью. Действуя ассертивно, человек уважает не только свои права, но и права окружающих. Однако порой бывает не так-то просто стоять на страже собственных интересов, не обижая при этом других людей. Дойч (Deutch, 1993), обсуждая ассертивность, формулирует «тройственный принцип», который заключается в следующем: оказываясь в конфликтной ситуации, будьте тверды, честны и дружелюбны. Ваша твердость не позволит оппоненту манипулировать вами или запугивать вас. Ваша честность не позволит вам оказаться втянутым в аморальную ситуацию, даже если вас будут провоцировать на это. Ваше дружелюбие даст понять вашим оппонентам, что вы готовы к сотрудничеству.
Ассертивность:способность человека отстаивать свои права, принимая во внимание права других.
Психологи советуют в конфликтных ситуациях поступать так, как подсказывают вам ваши чувства. Если вы чем-то расстроены, обижены, подавлены или считаете, что вас несправедливо отчитали, сразу же скажите об этом. Поверьте, гораздо лучше прямо заявить о своих чувствах, чем носить их в себе и выплескивать на кого попало. При этом совсем необязательно стучать по столу кулаком или хватать обидчика за грудки, достаточно просто сказать: «Мне это не нравится», и это умерит ваш гнев. Агрессивная, обвинительная тактика не приводит к разрешению конфликта, наоборот, она заставляет людей защищаться и упорствовать в своем мнении. Гордон (Gordon, 1970) рекомендует в таких случаях использовать «я-утверждения» вместо «ты-утверждений», то есть говорить о своих переживаниях, а не о личных качествах оппонента. Например, мать может сказать своему ребенку:
Рис. 13.3. Он решителен, принципиален и дружелюбен.
«Меня огорчает, что ты не хочешь делиться игрушками с братом». Это будет лучше, чем заявить: «Жадный мальчишка, почему ты никогда не даешь свои игрушки брату?» После того как вы поделитесь чувствами, которые вызывает у вас данная ситуация, можно предложить возможный способ ее разрешения. Так, мать может добавить: «Если ты разрешишь брату поиграть с твоим телефоном, то он, может быть, даст тебе свой грузовик».
Упражнение 13.5
Представьте, что ваш супруг или сосед по комнате постоянно разбрасывает свои вещи: Ситуация достаточно щекотливая, но, действуя ассертивно, вы можете разрешить ее. Опишите, как вы поступите.
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Люди часто не могут найти слов, чтобы выразить свои чувства, или предпочитают не говорить о них. Любая коммуникация, осуществляемая без слов, считается невербальной коммуникацией. Сочиняете ли вы симфонию, зеваете, надеваете нелепую шляпу, смотрите кому-то в глаза или просто молчите — все это невербальные сообщения. Чувства, так же как информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов, о которых рассказывается в этой главе.
Художественные произведения и символы
Наверняка вы можете вспомнить, как однажды вас до слез тронула какая-то симфония, или пение хора в церкви, или даже популярная песенка. Может быть, то была мелодия, звучание или ритм, нашедшие отклик в вашем сердце. Например, блюзовые мелодии у многих слушателей вызывают ностальгические воспоминания. Чувствами и настроением насыщены живописные полотна, гравюры, скульптуры и фотографии. Однако коммуникация, осуществляемая при помощи художественных форм, имеет один существенный недостаток: люди не всегда понимают, что хотел сказать им творец.