Пассивное преднамеренное воображение или грезы
Грезы не связаны с волевыми усилиями. Они похожи на мечту. Если человек все время в грезах – он не живет настоящим. Грезы не реализуются. Возможны психические нарушения
Непреднамеренное пассивное
1.Сон
2.Галлюцинации – когда воспринимается не существующие объекты, чаще при психических расстройствах.
Функции воображения, его развитие.
Воображение – форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Оно является отражением действительности и служит средством ее познания.
В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специальных функций.
1. Воссоздающая - состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи.
2. Регуляционная - состоит в регулировании эмоциональных состояний и познавательных процессов.
3. Компенсаторная - с помощью искусно создаваемых образов человек может компенсировать то, что не достаёт ему в жизни. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжённость. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.
4. Планирующая - составление планов, оценка их правильности, процесса реализации.
5. Управляющая - управление поведением.
6. Творческая - создание совершенно новой интеллектуальной продукции.
С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т. п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
Развитие воображения происходит в процессе деятельности, игры, обучения, решения интеллектуальных задач. Основная роль в развитии воображения принадлежит родителям, которые должны заниматься с ребёнком постоянно. Многое зависит от учителей и преподавателей, от того, насколько правильно разработаны учебные программы и методика обучения.
Представление - это психический процесс, при котором происходит отражение явлений или предметов, которые в настоящий момент не воспринимаются, но при этом воссоздаются на базе прошлого опыта.
Это образ ранее воспринимаемого.
Типы представлений
Представления памяти – происходят на основе восприятия
Представления воображения – на основе полученной информации.
Представления возникают в результате практической деятельности и связаны с другими психическими процессами (мышление, память, речь, воображение)
Характеристики
1.Наглядность – наглядность образа внешнего мира
2.Фрагментарность
3.Непостоянство и неустойчивость – образ то исчезает, то появляется
4.Представление – обобщающие образы.
Виды представления
По типу анализатора:
1.Зрительные2.Слуховые3.Осязательные4.Вкусовые5.Температурные6.Обонятельные
По степени обобщенности:
1.Частные представления (единичные)2.Общие представления (географические, математические)
По степени волевых усилий:
1.Непроизвольные2.Произвольные
1.Сигнальная, связана с получением сигналов2.Регулируемая, связана с сигнальной
3.Настроичная - ориентировка, имеет связь с регулируемой.
Персеверирующие образы -Непроизвольные образы, которые всплывают в сознание человека после длительного восприятия однородных объектов, которые оказали сильное эмоциональное воздействие.
Воображение и творчество.
Воображение – форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Оно является отражением действительности и служит средством ее познания.
Различают также воображение воссоздающее и творческое .
В первом случае – это воссоздание заданных образов.
Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Базой для воссоздающего воображения являются знания. Например, человек никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, он может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.
Воссоздающее воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует. В нем не должно быть отлета от действительности, иначе оно не будет служить тем целям познания, которые перед ним стоят — расширять (на основе перевода описаний в наглядные образы) круг знаний человека об окружающем мире.
Благодаря воссоздающему воображению человек может только по одному описанию представить себе и далекие страны, в которых он никогда не был, и давно прошедшие исторические события, и многие предметы, с которыми он не имел случая сталкиваться в действительности.
Второевыражается в самостоятельной разработке новейших образов.
Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности, будь то искусство, наука или техническая деятельность. Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, в обобщенных образах действительности.
Воображение и творчество
Воображение тесно связано с творчеством, и зависимость эта обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот.
Таким образом, творческое воображение – вид воображения, направленного на создание новых образов, составляющего основу творчества.
Особенность творческого воображения состоит в том, что оно является процессом сознательным в своей основе. Возможность образного предвидения результатов собственных действий придают направленность творческому воображению.
Полет фантазии в творческом процессе обеспечиваетсязнаниями,подкрепляется способностями, стимулируетсяцелеустремленностью,сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности творческое воображение определяется тем, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями.
Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества:
1. Подготовка (зарождение идеи).
2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).
3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
4. Проверка.
Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своимзаконам иосуществляется в соответствии с определённымиспособами и приёмами.
Новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический характер.
Перечислим приёмы и способы процесса воображения.
1. Агглютинация- «склеивание», комбинирование, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. К примеру, образ русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).
2. Акцентирование или заострение - выделение и подчеркивание какой- либо части, детали в создаваемом образе. Карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом.
3. Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.
4. Схематизация - сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.
5. Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.
Воображение различается у людей по нескольким признакам:
- яркости образов; - степени их реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности;
- широте воображения; - произвольности, т. е. умению подчинять воображение поставленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное воображение);
- типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, двигательные и т. д.); - устойчивости.