Приложение. 30. Случается ли вам испытывать застенчивость в одиночестве?

1 - да, а именно.........................................................................................................................

2 - нет.

30. Случается ли вам испытывать застенчивость в одиночестве? 1 — да, 2 - нет.

31. Случается ли вам испытывать, смущение в одиночестве? 1 — да, 2 - нет.

32. Если да, то укажите, когда, как и почему..........................................................................

33-36. Что повергает вас в застенчивость?

33. Если вы испытываете сейчас или испытывали в прошлом ощущение застенчивости, укажите, какие ситуации, виды деятельности или типы людей их вызывают (отметьте так или иначе все пункты).

Ситуации и виды деятельности, которые повергают меня в застенчивость:

• любые ситуации общения;

• большие группы людей;

• малые группы, выполняющие совместную деятельность;

• малые группы общающихся людей;

• общение один на один с представителем своего пола;

• общение один на один с представителем другого пола;

• ситуации, в которых я уязвим (например, когда прошу о помощи);

• ситуации, в которых я занимаю приниженное положение по сравнению с другими (например, когда обращаюсь к начальству);

• ситуации, требующие отстаивания своих прав (например, когда приходится жаловаться на плохое обслуживание или низкое качество товара);

• ситуации, когда я нахожусь в центре внимания малой группы людей (например, когда меня кому-то представляют или спрашивают мое мнение);

• ситуации, когда меня оценивают или сравнивают с другими;

• любые новые социальные контакты;

• вероятность сексуальной близости.

34. Теперь вернитесь к предыдущему вопросу и по поводу каждой ситуации отметьте, вызывала ли она у вас застенчивость на протяжении последнего месяца:

0 - нет, но раньше бывало;

1 - да, в значительной степени;

2 - да, в немалой степени;

3 - вообще да;

4 - только слегка;

5 - безусловно, нет.

35. Типы людей, вызывающие у меня застенчивость:

• мои родители;

• мои братья и сестры;

• другие родственники;

• друзья;

• незнакомцы;

• иностранцы;

• авторитетные лица (в силу их положения - преподаватели, начальники и т. п.);

• авторитетные лица (в силу их превосходства - специалисты, интеллектуалы);

• пожилые люди;

Приложение 567

• дети (значительно младше меня);

• группа представителей другого пола;

• группа представителей моего пола;

• представитель другого пола один на один;

• представитель моего пола один на один.

36. Теперь вернитесь к предыдущему вопросу и отметьте, возникала ли у вас на протяжении последнего месяца застенчивость при встрече с этими категориями людей:

0 - нет, но прежде бывало;

1 - да, в значительной степени;

2 - да, в немалой степени;

3 - вообще да;

4 - лишь слегка.

37-40. Реакции, связанные с застенчивостью.

37. На основании чего вы заключаете, что испытываете застенчивость?

1 - на основании мыслей, переживаний и тому подобных внутренних симптомов;

2 - на основании своих действий в данной ситуации;

3 - на основании как внутренних ощущений, так и внешних реакций.

38. Если вы испытываете или испытывали застенчивость, какие из физических реакций характерны для этого состояния? Поставьте 0 против тех, которые не существенны, остальные проранжируйте от 1 (наиболее типичные, часто возникающие, сильные) и выше (2 - менее частые и сильные и т. д.).

Физические реакции:

• покраснение лица;

• учащение пульса;

• урчание в животе;

• звон в ушах;

• сильное сердцебиение;

• сухость во рту;

• дрожание рук;

• повышенная потливость;

• слабость;

• другое (укажите, что именно).............................................................................................

39. Какие особые мысли и чувства характерны для вашего переживания застенчивости? Поставьте 0 против тех, которые вам не свойственны.остальные проранжируйте от 1 (наиболее типичные, частые и сильные) и выше (менее типичные). Одним и тем же баллом можно отметить несколько пунктов.

Мысли и чувства:

• положительные мысли (например, удовлетворенность собой);

• никаких особых мыслей (например, пустые грезы, размышления «ни о чем»);

• самососредоточенность (например, крайняя озабоченность собственной персоной, каждым своим шагом);

• мысли, сконцентрированные на неприятных сторонах ситуации (например, мысль

о том, что мое положение ужасно, что хотелось бы оказаться вне его);

• мысли, ориентрованные на отвлечение (например, о чем-то другом, чем можно было бы заняться, о том, что неприятная ситуация скоро кончится);

Наши рекомендации