Организация как социальная группа
Специфическим видом социальной группы можно считать любую человеческую организацию. Самым общим образом организацию можно определить как группу с дифференциацией социальных ролей. Это значит, что даже несколько человек, имеющих общую цель и распределивших свои функции для достижения данной цели, представляют собой организацию. Система социальных ролей, выполняемых членами организации, определяет характер их взаимодействия друг с другом.
Все многообразие человеческих организаций можно подразделить на формальные и неформальные организации. Так, группа приятелей, отправляющихся на рыбалку, вполне может быть названа организацией, поскольку один из них предлагает свою автомашину и выступает в роли водителя, другой заботится о рыболовных снастях, третий — о провизии, четвертый обеспечивает ночлег. Такая неформальная организация может существовать день-два, а порой и более продолжительное время (и не только для рыбной ловли, что приведет уже к распределению других
функций между этими приятелями). Деятельность подобных организаций обусловлена спонтанно и постепенно складывающимися правилами и нормами.
Неформальная организация может иногда полностью совпадать с организацией формальной (официальной). Например, небольшой кооператив, состоящий только из лиц, связанных родственными или товарищескими узами. Очевидно, что их взаимодействие будет регулироваться здесь не только (и не столько) нормами права, сколько давно сложившимися неофициальными отношениями.
Наконец, существует множество организаций, созданных целиком на формальной (официальной) основе. Например, высшее учебное заведение, предприятие, крупное воинское подразделение. Деятельность таких организаций регламентируется заранее определенными, порой весьма жесткими предписаниями. По сути, это большие социальные группы, жизнедеятельность которых осуществляется не только на основе официальных регламентации, но и посредством неформальной регуляции поведения людей.
В любом подразделении формальной организации можно обнаружить некоторую совокупность определенным образом интегрированных и координированных действий индивидов, которые являются спонтанными и осуществляются вне каких-либо официальных предписаний. Это явление также представляет собой неформальную организацию (отличие ее от группы приятелей-рыболовов в нашем примере заключается в том, что она возникает в пределах формальной организации (группы) и на неформальной основе соединяет тех лиц, между которыми уже существуют какие-либо официальные отношения).
Многообразные контакты, составляющие в совокупности неформальную организационную структуру той или иной трудовой группы, имеют под собой соответствующую основу. Можно сказать, что неформальная организация так же, как и формальная, выполняет определенные функции.
Главной из этих функций является удовлетворение социальных потребностей личности. Возьмем, например, потребность в общении. Официальное взаимодействие работника с другими членами организации вряд ли приводит к достаточному удовлетворению потребности в общении. Ведь личность не ограничивается лишь рамками своей официальной роли в той или иной организации. К тому же далеко не всегда официальные контакты связывают человека с теми людьми, с которыми он действительно хочет общаться. Особую ценность всегда имеет возможность общения с товарищами.
Потребность индивида в общении удовлетворяется, как правило, на горизонтальном уровне (имеются в виду контакты
между людьми, равными друг другу по своему служебному положению). Так, обнаружено, что для рабочего имеет большую личную значимость характер его отношений с товарищами по бригаде, чем с мастером. И удовлетворенные, и не удовлетворенные отношениями с товарищами работницы более высоко оценивают влияние этих отношений на настроение по сравнению с соответствующими оценками работниц, удовлетворенных и не удовлетворенных взаимоотношениями с мастером (Русалинова, 1972). В целом результаты многочисленных отечественных исследований показывают, что взаимоотношения на неформальной основе не только воспринимаются работниками как наиболее значимые, но и вызывают у них большую удовлетворенность, нежели их отношения на формальной основе.
В качестве другой важной функции неформальной организации следует назвать социальный контроль, позволяющий регулировать поведение членов группы в соответствии с принятыми в ней нормами. Эти нормы представляют собой установленные группой стандарты ожидаемого поведения, на основе которых ее члены судят о том, какое поведение является "правильным", а какое — "неправильным". Групповые нормы, будучи одним из компонентов группового сознания, обычно не фиксируются в письменной форме, а выражаются лишь устно.
Групповые нормы могут охватывать самые разные сферы жизнедеятельности организации. На основе таких норм регулируется трудовая деятельность членов неформальных групп, их поведение по отношению друг к другу, их отношение к тем или иным группам в данной организации. Групповые нормы порой диктуют характер отношений к руководителям, участие в различных формах совместного проведения досуга, манеры речи, стиль одежды, внешний облик в целом.
В случае если поведение индивида отклоняется от существующих групповых стандартов, к нему применяют какие-либо неформальные негативные санкции. Цель этих санкций, исходящих неофициально от имени какой-либо неформальной группы, состоит в том, чтобы воздействовать на поведение нарушителя общепринятой нормы в соответствующем направлении.
Характер социальных требований со стороны первичной рабочей группы к поведению индивида зависит от степени ее сплоченности. Как показывают многочисленные данные, в группах, достигших высокой степени сплоченности, с развитыми товарищескими отношениями, уровень этих требований высок, они отличаются постоянством и устойчивостью.
К числу наиболее важных функций неформальной организации можно отнести также неформальное лидерство. Под лидерством в данном случае понимается эффективное влияние индивидов, не облеченных соответствующей официальной властью, на
членов группы, что побуждает последних действовать определенным образом. Лидер направляет поведение других людей на основе сугубо личного убеждения или внушения.
Тот или иной член группы становится лидером в неформальной организации стихийно и по разным причинам. В одном случае это может быть связано с высоким уровнем компетенции работника в профессиональных вопросах, в другом — с наличием у него большого стажа работы в данной организации, в третьем — с богатым жизненным опытом, в четвертом — с особенностями его характера, такими, например, как чуткость и отзывчивость. Подчеркнем ситуативность такого лидерства. Это значит, что в одной ситуации в роли лидера может выступать один член группы, в другой ситуации — другой ее член и т.д. Например, при освоении новой продукции лидером в трудовой группе может оказаться индивид, имеющий соответствующий опыт. В другом случае, при организации туристского похода, в роли лидера выступит энергичный любитель туризма.
Таким образом, любой индивид в неформальной организации находится под влиянием нескольких лидеров. Конечно, сила их влияния неодинакова. Одни лидеры воздействуют на членов группы в большей степени, чем другие. Иногда встречается и такой лидер, который заметно доминирует над остальными.
Можно отметить некоторые общие черты, характерные для неформальных лидеров. Они в наибольшей степени по сравнению с другими членами неформальной организации осознают складывающиеся групповые нормы. Лидера можно даже назвать носителем групповых норм. Он активнее всех способствует воплощению этих норм в жизнедеятельность неформальной организации.
Неформальный лидер часто лучше информирован по вопросам, важным для группы. Он отличается также способностью к эффективному общению — легко вступает в контакт с другими людьми и использует наиболее успешные формы общения с тем, чтобы повлиять на поведение членов группы.
Наконец, отметим, что выступление в роли неформального лидера возможно лишь на основе потребности данного индивида в руководстве другими людьми. При этом в случае успеха желание направлять действия людей сопрягается с чувством удовлетворения как следствием выполнения данной неофициальной роли.
•/ Формальные и неформальные группы
S Референтные группы и группы членства
S Условные и реальные группы
S Лабораторные и естественные группы
S Стихийные и устойчивые группы
S Становящиеся и развитые группы
•/ Организация
Литература для дополнительного чтения
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996 Волков ИЛ. Социометрические методы в социально-психоло-
гических исследованиях. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. Донное А.И. Психология коллектива. М.: Изд-во 'МГУ 1984 Кричевский Р.Л., Дубовская ЕМ. Социальная психология ма-
лой группы. М.: Аспект-Пресс, 2001.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психоло-
гия. М.: Изд. центр "Академия", 2001.
ттт£°£*альная психология / Под ред. А.А. Журавлева. М.: lliiP СЭ, 2002.
Социальная психол°гия в трудах отечественных психологов СПб.: Питер, 2000.
Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.
Глава 8