Общий интеллект, речь и математические способности
Эмпирический материал, касающийся общего интеллекта, впечатляет своим размахом. Я сгруппировала обширные данные из книги Э. Маккоби и К. Жаклин по методикам, возрастам и результатам. Главный вывод, который напрашивается при их анализе, — отсутствие половых различий. Эта закономерность прослеживается во всех возрастах (от новорожденных до семидесятилетних стариков), в разных культурах (в США, Канаде, Индии, Непале, Израиле), у представителей всех рас, у испытуемых, которые выросли в неблагоприятных условиях, в том числе и экономических, у испытуемых с задержкой психического развития, по показателям роста и снижения интеллекта, в лонгитюдных исследованиях, по вербальным и невербальным субтестам.
Исследования обшего интеллекта
46 исследований (1944-1973 гг.).
Испытуемые обоего пола (новорожденные — 70 лет), всего около 35 тыс. чел. Кроме обычных были включены особые выборки испытуемых: новорожденные (недоношенные и доношенные), близнецы, испытуемые с замедленным развитием, испытуемые с низким экономическим статусом, израильская выборка (дети, воспитанные в государственных учреждениях и в частных домах), полирасовая выборка, черноко-
Обший интеллект, речь и математические способности 183
жие испытуемые (в том числе из неблагоприятной среды), белокожие испытуемые (в том числе из неблагоприятной среды), непальская выборка, выборки из Индии, выборки из Канады. Метолики:
1) шкала умственного и моторного развития Бейли (в том числе лонтитюдноеисследование);
шкала развития Гриффитса (в том числе лонгитюдное исследование);
тест Стэнфорд-Бине (в том числе форма L);
тест достижений Стэнфорд;
тест Кеттелла;
тест Гессела;
вопросник для дошкольников Колдуэлла;
тест интеллекта Торндайка;
тест достижений;
тест интеллекта Пинтнера-Каннингема;
Метрополитен-тест оценки чтения;
тест Гуденаф «Нарисуй человека»;
шкала достижений Артура Пойнта;
шкала Векслера для детей (WISC);
тест достижений;
тест умственных способностей Отиса-Леннона;
формулирование основных понятий;
тест Кульмана-Андерсона, формы Е и F
тест способности к обучению (ассоциации);
тест умственных способностей;
тест поведенческой ригидности.
Результаты,
Превосходство мужчин было продемонстрировано:
по шкале умственного развития Бейли (израильская выборка: дети, воспитанные
в государственных учреждениях, — 6 месяцев);
шкале Векслера (субтестам «Завершение картинок» и «Сбор предметов») — 8-
11 лет;
росту интеллекта за 38-летний период (39-44 года).
Превосхолство женщин проявилось:
по шкале умственного развития Бейли (3, 6,9,12,18 и 24 месяцев — близнецы); методике Стэнфорд-Бине (3 года и в лонгитюдном исследовании —4 года); вопроснику для дошкольников Колдуэлла (белокожие и чернокожие испытуемые из неблагоприятной среды — 3^) года); более широкой сфере достижений (5 и 7 лет); IQ по шкале достижений (5 лет); тесту интеллекта Пинтнера-Каннингема (6 лет); Метрополитен-тесту оценки чтения (6 лет);
формулированию основных понятий (8-13 лет, 14 лет в 2 лрнгитюдных исследованиях и 18-20 лет); более высоком IQ (10-13 лет); тесту достижений Стэнфорд (10-11 лет); тесту Кульмана-Андерсона, формы Е и F (10-11 лет).
184Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики
Не было установлено половых различии:
1)по шкале умственного и моторного развития Бейли — доношенные и недоношенные новорожденные (0-2 месяца), младенцы (3-5, 8 месяцев — 3 исследования), в лонгитЮдном исследовании — 10-12 и 17-18 месяцев, израильская выборка (1, 3, 4, 8, 10, 12, 1 5, 1 8, 24 и 27 месяцев — дети, воспитанные в частных домах);
2)шкале развития Гриффитса — обычные испытуемые (9-12 месяцев) и в лонгитюд-ном исследовании (6 и 18 месяцев);
3)тесту Стэнфорд-Бине — обычные испытуемые (3-4 года, 4 года, 5 лет, 6-12 лет, 7-12 лет, 8 и 11 лет), в лонгитюдном исследовании (3, 5 и 8 месяцев), испытуемые с замедленным развитием (16 лет),полирасовая выборка (5-6 лет), чернокожие испытуемые (3—4 года — 2 исследованияи 4года), чернокожие испытуемые с низким экономическим статусом(3,4, 5, 6 и7 лет) ичернокожие испытуемые из неблагоприятной среды <4 года);
4)тесту Стэнфорд-Бине. форма L (3-5 лет);
5)тесту достижений Стэнфорд (7 лет);
6)тесту Кеттелла (8 и 10 месяцев);