Тема 2.3. Способности и интеллект

«Способности, как и мускулы,

растут при тренировке»

(Абуль Фарадж)

1. Общая характеристика способностей человека.

2. Структура способностей.

3. Формирование и развитие способностей.

4.Теории

1. Общая характеристика способностей человека

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее, один и тот же результат может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других.

Таким образом, отметим что слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики, обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Охарактеризуем следующую классификацию способностей. В большинстве классификаций различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Кобщим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные для большинства людей. Под специальнымиспособностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Следует отметить, что наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот.

Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на теоретические и практические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным практическим действиям.

Существует также деление на учебные и творческиеспособности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.

Развитие способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализоваться задаткам. Одним из таких условий являются особенности семейного воспитания. Другую группу условий развития способностей определяют особенности макросреды. Макросредой принято считать особенности общества, в котором родился и растет человек.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее, один и тот же результат может быть обеспечен различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других.

Структура способностей

Способности проявляются во всех сферах деятельности человека. Они разделяются по содержанию и характеру деятельности. Так,выделяют способности к обучению, рисованию, музыке, спорту, науке, организационные, артистические, конструкторские, педагогические и др.

Во всех отраслях деятельности, независимо от ее разнообразия, способности имеют много общего и вместе с тем включают в себя специфические черты.

Каждая способность (например, к рисованию,музыке, технике, науке и т.п.) - это синтетическое свойство человека, которое включает ряд общих и частичных свойств в их сочетании.

Структура синтетической совокупности психических качеств, возникающих как способности, определяется конкретной деятельностью и является разной для разных видов деятельности. Говорить о том, что одно качество может возникнуть как "эквивалент" способностей, неправомерно.

К частичным свойствам, которые, возникая в определенном сочетании, включаются в структуру способностей, принадлежат:

а) внимательность, возможность продолжительно и устойчиво сосредоточиваться на задании, объекте деятельности. Чем сложнее задание, тем большей сосредоточенности оно требует;

б) чувствительность к внешним впечатлениям, наблюдательность.

Так, в способности к рисованию важную роль играет чувствительность к цветам, световым отношениям, оттенкам, возможность охватывать и передавать пропорции.

В структуре музыкальных способностей необходимым компонентом является музыкальный слух, который включает, прежде всего, чувствительность к звуковысотным отношениям. Психолог Б.М. Теплов, который специально исследовал музыкальные способности, установил, что важным составным элементом музыкальных способностей являются:

а) чувствительность к ритму;

б) мелодичность (проявляется в особом восприятии мелодии);

в) чувствительность к точности интонаций;

г) гармоничность (проявляется в восприятии аккордов).

Каждая способность включает определенные качества памяти человека: скорость, меру, полноту запоминания и воспроизведения.

Особенно важную роль в структуре способностей играет возможность мыслить, раскрывать не явные непосредственно связи и отношения. Здесь важны характеристики мышления: широта, глубина, качество, последовательность, самостоятельность, критичность, гибкость. Качества мышления и связанной с нимречи занимают важное место в структуре способностей.

Способности включают не только разнообразные познавательные, но и эмоциональные свойства. Музыкальные способности базируются на эмоциональной реакции, музыкальном впечатлении (Б.М. Теплов), роль эмоций в способностях к научной деятельности также важна. И.П.Павлов говорил: "Будьте страстными в вашей работе, в ваших исканиях".

Существует тесная связь способностей и волевых качеств - инициативой, решительностью, настойчивостью, умением владеть собой, преодолевать трудности. Среди выдающихся деятелей культуры, науки и искусства было много людей, в деятельности которых объединялись высокий уровень развития общих и специальных способностей (М.В.Ломоносов, Т.Г. Шевченко, М.Ю. Бородин и др.).

Способности людей - продукт их общественно-исторического развития. Они возникли и развились в процессе труда и представляют его продукт.

Каждому историческому этапу развития человечества отвечает определенный уровень развития способностей.

В процессе деятельности люди приобретают знания, овладевают умениями, навыками, что необходимо для развития их способностей. В условиях научно-технического прогресса способности изменяются, появляются новые их виды.

Формирование способностей зависит от культурного уровня общества. Разделение труда обусловливает дифференциацию, специализацию способностей. В свою очередь на развитие способностей человека влияет разделение труда и порожденные этим процессом условия обучения людей.

Несколько слов об отличияхв способностях и их природе. Наблюдение за деятельностью людей показывает, что в их способностях проявляются определенные отличия.

Индивидуальные отличия характеризуются спецификой и мерой способностей человека. Так, один человек отличается способностями к музыке, другой - к технике, третий - к научной работе, четвертый - к рисованию и т. д. Способности проявляются в разной степени - низкой, средней, высокой.

Как и все иные индивидуально-психологические особенности, способности не даются человеку в готовом виде как что-то свойственное ему от природы.

Способности каждого человека, его индивидуальные особенности являются результатом его развития. Отстаивать такую точку зрения необходимо, поскольку существовали разные трактовки роли наследственности в способностях людей.

Наши рекомендации