Квантовое упражнение проще некуда

1. Заметьте я-роль, часть(ицу), или происходящее переживание.

2. Заметьте наблюдателя, наблюдающего “я”.

3. Спросите себя: “Что за наблюдатель наблюдает эту я-роль, частицу или переживание?”

4. Заметьте, что происходит.

Видимость наблюдателя

Другими словами, кажется, что есть только один устойчивый наблюдатель, наблюдающий, как все приходит и уходит. Действительно есть наблюдатель, который появляется с каждым событием. Наблюдатель и наблюдаемое появляются и исчезают вместе. Это тонкое понимание и опыт выводят нас за рамки пары наблюдатель-наблюдаемое к “я-я”, настоящему “я”, или состоянию без состояния.

На этом уровне мы можем начать понимать и знать, что наблюдатель и наблюдение не только являются одним целым, они состоят из сгущенной пустоты. Наблюдатель, настолько важный во многих традициях, на самом деле является частицей, я-ролью. Хотя можно спорить, что это более высокая я-роль, чем обычная, это все равно я-роль.

Прослеживая наш путь с первого уровня, мы можем заметить необходимость разделить личность на наблюдателя и наблюдаемое. Но на этом уровне мы видим, что осознавание наблюдателя, или осознание осознания, выводит нас за пределы обычной реальности наблюдатель-наблюдаемое. Еще раз цитируя Бентова,

“Наша объективная реальность состоит из пустоты, наполненной пульсирующими полями. Когда мы останавливаем пульсацию полей, мы возвращаемся к абсолюту.” (Бентов, 1977:67)

Бентов говорит здесь о том, что этот процесс похож на маятник. Наблюдатель и его переживание переходят из пустоты максимального отклонения маятника в сгущенную пустоту движения. Маятник движется, затем останавливается и рассеивается, чтобы потом снова уплотниться в движении. Бентов высказывает предположение, что этот цикл происходит до 14 раз в секунду.

Иллюстрация 13

Заметьте, что пустота сгущается и рассеивается, как движение маятника. Это можно сравнить со “спандой”, божественной пульсацией, которая обсуждалась в третьей главе. Форма становится пустотой, пустота становится формой. Понимание этого—“Сутра сердца”, сердце Буддизма.

маятник

пустота пустота

пустота пустота

Это значит, что знаем мы это или нет, мы 14 раз в секунду переживаем на опыте отсутствие контрастов и квантовое сознание. Почему мы об этом не знаем? Потому что без контраста в пустоте при максимальном отклонении маятника, нет “я”, которое бы это наблюдало.

Квантовый скачок

В предыдущих главах мы обсудили, что “наблюдение создает реальность”. Здесь мы сосредоточимся на еще одном аспекте квантовой реальности: “Когда нет наблюдения, нет и реальности.” (Герберт, 1985:17)

Квантовое упражнение 60

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Это упражнение относится к предыдущей главе о времени. Одна из основных иллюзий—что наблюдатель был “здесь” и наблюдал до появления наблюдаемого или объекта (чувства, мысли, и т. д.). Многие сторонники новой эры (Нью-Эйджеры) и последователи восточных религий говорят о том, что наблюдатель создает или всегда присутствует, и “как бы сам являешься наблюдателем”.

В главах 3, 4 и 5 нас просят быть свидетелем или наблюдателем. Заметьте, как наблюдатель создает реальность с помощью наблюдения. А здесь нас просят совершить “квантовый скачок”, как прыгун с шестом, и оставить эту ступеньку позади. Раньше нас просили проникнуть сквозь другую иллюзию времени, и осознать что вы как наблюдатель присутствовали до наблюдаемого. В этом квантовом скачке мы углубляемся еще дальше в наблюдаемое и наблюдателя, что они не только являются одним и тем же веществом, но и появляются и исчезают вместе.

Шаг I: Заметьте переживание.

Шаг II: Заметьте наблюдателя переживания.

Шаг III: Заметьте отличие между собой и наблюдателем.

Шаг IV: Позвольте наблюдателю и объекту (наблюдаемому) (мысли, эмоции и т. д.) вместе появляться и исчезать.

Шаг V: Заметьте “не-я”—я, которое присутствует во время появления и исчезновения.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Квантовое созерцание

Если бы не было вашего “я”, которое наблюдает, знали бы вы, что есть проблема?

Обдумайте: Если бы не было “я”, которое может наблюдать проблему, то не было того, кто бы знал, что это проблема.

В книге Кена Уилбера “Нет границы” он утверждает: “Нет границы между субъектом и объектом, собой и не-собой, видящим и видимым.” (Уилбер, 1981:40)

Здесь Уилбер говорит именно о том, что просят вас пережить в данном упражнении: что наблюдатель и наблюдаемое—одно и то же; между ними нет границы. Многие дисциплины предложили множество способов уничтожить или избавиться от этой границы наблюдатель/наблюдаемое.

Уилбер утверждает:

“Нам на самом деле не нужно тратить силы на попытки уничтожить первичную границу, и по очень простой причине: первичной границы вообще нет.” (Уилбер, 1981:47)

Позвольте мне вспомнить по этому поводу случай в Санта-Розе в Калифорнии в 1988 году. Сидя в моей комнате для медитаций, я решил поискать того, кто читал квантовую физику и занимался так много лет этими психологическими и духовными практиками. Когда я обратил внимание вокруг и попытался найти “я”, которое делало это, я не нашел его. Ничего не оказалось. Искателя не оказалось. Я осознал, что искатель и искомое состоят из одного и того же вещества.

Принцип: Мыслящего нет, есть только мышление.

Квантовое упражнение 61

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Шаг I: Заметьте проходящую мысль.

Шаг II: Обратите внимание вокруг, попробуйте найти, кто думает эту мысль, и заметьте, что такого нет.

Шаг III: Заметьте, что нет мыслящего—только мышление. Мыслящий является мышлением.

Шаг IV: Мыслящий и мыслимое являются одним целым, значит, мыслящего нет.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Принцип: Чувствующего нет.

Квантовое упражнение 62

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Шаг I: Заметьте чувство.

Шаг II: Обратите внимание вокруг, попробуйте найти, кто чувствует чувство, и заметьте, что есть только чувство без чувствующего.

Шаг III: Заметьте, что нет “я”, которое чувствует, а есть только чувство.

Шаг IV: Чувствующий является чувством, значит, чувствующего нет.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Принцип: Ощущающего нет.

Квантовое упражнение 63

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Шаг I: Заметьте ощущение.

Шаг II: Обратите внимание вокруг, попробуйте найти, кто ощущает ощущение, и заметьте, что ощущающий является ощущением.

Шаг III: Заметьте, что нет ощущающего “я”, а только ощущающееся ощущение.

Шаг IV: Ощущающий является ощущением, значит, ощущающего нет.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Квантовое упражнение 64

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Шаг I: Заметьте эмоцию.

Шаг II: Обратите внимание вокруг, попробуйте найти, у кого эта эмоция, и заметьте, что есть просто эмоции, и нет того, кто имеет эмоции.

Шаг III: Заметьте, что нет “я”, имеющего эмоции.

Шаг IV: “Эмоцирующий” является эмоцией, значит, эмоцирующего нет.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Принцип: Нет того, у кого есть ассоциации; а есть просто ассоциации.

Принцип: Нет слушающего, есть просто слышание.

Квантовое упражнение 65

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Шаг I: Заметьте слышание.

Шаг II: Обратите внимание вокруг, попробуйте найти, кто слышит, и заметьте, что есть просто слышание без слушающего.

Шаг III: Заметьте, что слышание и слушающий—одно целое, значит, слушающего нет.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Становится вполне очевидно, что нет отдельного “я”, а просто чувствование, слышание, мышление.

Принцип: Когда демонтируются умозрительные идеи и убеждения, остается “есть-ность”.

Квантовое упражнение 66

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Шаг I: Посмотрите на какой-нибудь предмет. Отведите свое внимание от объекта, идя внутрь за рамки представлений и знаний об объекте.

Шаг II: Заметьте пустоту до появлений идеи об объекте.

Шаг III: Обратите внимание вокруг и попробуйте найти воспринимающего.

Шаг IV: Заметьте, что нет воспринимающего объект, просто восприятие, значит, воспринимающего нет.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Принцип: “В любое время, когда вы готовы переживать на опыте пустоту, она здесь.” (Уилбер, 1981:50)

“Невозможно услышать слушающего, потому что его нет. То, что вы называете слушающим—на самом деле просто переживание слышания, вы не слышите слышания.” “Чем больше я стараюсь увидеть видящего, тем больше меня озадачивает его отсутствие.” “По-видимому, когда мы ищем “я”, отдельное от переживания, оно исчезает. Субъект и объект всегда оказываются одним целым.” (Уилбер, 1981)

Выводы

Эта глава и упражнения в ней ведут нас на новый уровень. В следующей главе нас попросят сделать следующий “квантовый скачок”, прыгнуть с шестом через перекладину и отбросить еще одну идею о том, кто мы такие. Именно идея о том, кто мы такие, отделяет нас от того, кто мы такие* . В фильме “Звездные войны: Ответный удар империи” Йода, учитель Люка Скайуокера, подытоживает это так: “Ты должен разучиться тому, чему научился.”

Глава 10

Последнее путешествие

The mind is de-void of mind.

(Ум пуст и без-умен.)

Далай Лама, Сан-Хосе, 1989

Капитан Кирк в фильме “Звездный поход” (Star Trek) говорит: “Отправиться туда, где никто еще не был”. Мне кажется, что это относится и к квантовой психологии, потому что когда мы завершим этот уровень, никого не останется.

В предыдущих главах мы увидели, и надеюсь, пережили на опыте, что все переживания, окружающее их пространство, и их наблюдатель-создатель—одно и то же. Давайте просмотрим шаги, через которые мы прошли в нашем квантовом путешествии.

Пересматривая каждый квантовый скачок, важно помнить о двух вещах. Прежде всего, о “лестнице Витгенштейна”. Цитируя всемирно известного философа Людвига Витгенштейна,

“Мои утверждения используются для разъяснения таким образом: любой, понявший меня, в конце концов замечает их бессмысленность, использовав их,—как ступеньки,—чтобы забраться выше их. (Он должен, так сказать, “выбросить лестницу”, после того как по ней взобрался.)” (Витгенштейн, 1961:74)

Суфийский поэт 13-го века, Руми, говорит об этом так:

“Я раб того, кто на каждом этапе не воображает, что достиг окончательной цели. Нужно пройти немало этапов, прежде чем путник прибудет к месту назначения.” (Шах, 1976:13)

Как прыгун с шестом должен отбросить шест, чтобы перелететь через планку, аналогично выводы, убеждения и идеи каждого уровня—это ступеньки, которые нужно отбросить, чтобы продолжить наше путешествие.

В Индии есть еще она метафора: “шип шипом вынимают”. Вообразите, что в ноге застрял как заноза шип (проблема незнания, кто вы, разделения, боли, и т. д.). Вы берете другой шип (квантовую психологию), чтобы вынуть застрявший в ноге шип (проблему боли и т. п.). Когда шип вынут из ноги, вы выбрасываете оба шипа (боль разделения и квантовую психологию).

Как в старой китайской пословице: когда поднимаешься по лестнице, каждая ступенька важна, но чтобы перейти к следующей, нужно пойти дальше, оставить ту ступеньку, на которой стоишь. Следовательно, хотя может казаться, что какой-то уровень противоречит предыдущему, нужны начальные шаги, прежде чем мы пойдем дальше, чтобы достичь нашу цель. Например , в пятой главе мы обнаружили, что являемся создателями переживания, а также наблюдателями мысли, а вот в девятой главе мы обнаруживаем, что находимся за рамками создателя нашего переживания.

Не смущайтесь этим; сначала нужно “усвоить”, что вы создатель своего опыта, прежде чем можно будет “усвоить”, что вы находитесь за рамками даже этой концепции, или как сказал Рам Дас:

“Сначала нужно осознать, что находишься в тюрьме, прежде чем сможешь из нее выбраться.” (Дас, 1972)

Наши рекомендации