Работа с родителями в контексте возрастно-психологического консультирования
Работа с родителями является одной из важнейших задач практики возрастно-психологического консультирования. Это связано с двумя моментами.
Во-первых, с той ролью, которую играют родители в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития - одной из существенных детерминант личностного развития. Общение ребенка с близкими родственниками, являясь необходимым условием развития, задает те психологические социальные структуры, которые, будучи инте-риоризированными, преобразуются в интрапсихологические структуры личности [12]
Во-вторых, как нами отмечалось ранее, возрастное психологическое консультирование является одной из тактик работы психолога в рамках семейного консультирования, направленной на раскрытие наиболее важных вопросов психологического развития детей, воспитания, родительских взаимоотношений и выработку программы действий родителей в соответствии с изменившейся ситуацией
Цель работы с родителями в практике возрастно-психологического консультирования состоит в повышении уровня родительской компетентности и тем самым в активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка. Результаты специальных коррекционных занятий с ребенком должны быть обобщены и перенесены в практику реальных жизненных отношений ребенка. Такой перенос невозможен без целенаправленной работы с родителями.
Задачи работы с родителями, таким образом, включают в себя:повышение уровня психологической грамотности родителей, в частности повышение компетентности в области знания закономерностей психического развития ребенка и коммуникативной компетентности;
специальная работа с целью разрешения собственных личностных проблем родителей, накладывающих отпечаток на практикуемый ими тип воспитания [13 ],[15].
Наблюдаемый низкий уровень психолого-педагогической грамотности родителей объясняется отсутствием всеобъемлющей общественной системы целенаправленной подготовки личности к выполнению важнейшей социальной функции - роли родителя. Источником знаний часто служит обрывочная информация, ригидные неадекватные установки, мифы, заблуждения по поводу закономерностей развития ребенка, существующие в культуре. Причиной заблуждений служит сравнение ребенка с другими, «более одаренными детьми», некритичное заимствование способов и методов воспитания без учета индивидуальности собственного ребенка и без понимания закона неравномерности и гетерохронности развития.
Программа психологического образования родителей должна, таким образом, должна включать в себя систему знаний об общих закономерностях психического развития, роли наследственности и среды в формировании личности ребенка, значении активной деятельности ребенка, опосредованной общением со взрослым. Необходимо осмысление родителями позитивного содержания возрастных кризисов и их значения, способов адекватной возрасту перестройки взаимоотношений в системе «ребенок - взрослый». В индивидуальной работе консультант должен стремиться раскрыть уникальность и неповторимость личности ребенка, выделить его индивидуально-психологические особенности, подчеркнуть «сильные» стороны его личности, обратить внимание на «слабые» стороны и наметить пути их компенсации [13].
Интегративной характеристикой уровня родительской компетентности, ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к ребенку является тип семейного воспитания.
Это основной фактор становления Я-концепции в детском возрасте, который определяет когнитивное развитие ребенка, а также его позицию по отношению к миру.
Разнообразие типов семейного воспитания в реальной жизненной практике является причиной выделения их различных классификаций и в теоретических исследованиях. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.
Путем анализа особенностей семейного воспитания детей, страдающих неврозами, выделены следующие параметры типа семейноговоспитания:
интенсивность эмоционального, контакта родителей по отношению к детям (принятие - непринятие);
параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный,
ограничительный);
- последовательность - непоследовательность в реализации стиля
воспитания;
- аффективная устойчивость - неустойчивость в отношениях с
ребенком;
- тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей,
проявляющаяся в общении [2,4].
В зависимости от различного сочетания указанных выше параметров выделяют шесть типов семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. При этом только два последних типа обеспечивают возможности оптимального развития гармонической личности.
Неадекватные типы семейного воспитания часто являются причиной нарушений, отклонений и дисгармоний личностного и когнитивного развития, провоцируя формирование отрицательного образа Я, низкой самооценки, ригидности, агрессивности и т. д. Они характеризуются рядом отличительных особенностей. Перечислим их.
Низкий уровень сплоченности родителей, наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и, как следствие, высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми.
Ярко выраженные опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей - в школе, дома, в отношениях со сверстниками.
3. Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая
завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений,
выговоров и угроз.
Подробная классификация неадекватных типов семейного воспитания, основанная на многолетних исследованиях, дана А. Е. Личко. [30]
Выделены следующие 10 типов семейного воспитания [30].
Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, в крайней форме - безнадзорностью. Выделяют также скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным (часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением).
Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль, система непрерывных запрещений и невозможность для ребенка принять собственное решение. Данный тип воспитания негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности, формировании чувства долга и ответственности ребенка.
Потворствующая гиперпротекция - это воспитание по типу «ребенок - кумир семьи»: чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Такой тип приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоения нравственных норм, а в когнитивной сфере препятствует формированию целеустремленности и произвольности.
Потворствующая гипопротекция - сочетание недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.
Воспитание в культе болезни специфично для семей, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими болезнями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.
Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Критика усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями .Скрытое эмбциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.
Жестокое отношение, которое обычно сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме (душевное безразличие, черствость, зло). Следствия этого - формирование агрессивности ребенка, нарушения личности.
Повышенная моральная ответственность. Проявляется в завышении уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Один из вариантов - возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семи.
Противоречивое воспитание. Сочетание различных противоречивых воспитательных стилей в одной семье, зачастую несовместимых и неадекватных, проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Высоковероятностным результатом такого типа воспитания является формирование у ребенка тревожности, неуверенности, низкой и неустойчивой самооценки.
10. Воспитание вне семьи является экстремальным типом воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении. Оно сочетает в себе ряд особенностей описанных" выше типов - это и доминирующая гиперпротекция, и эмоциональное отвержение, и скрытая безнадзорностьребенка .[55]
Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие шесть типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.
Психологическим условием формирования родительской компетентности является осознание родителями необходимости понимания коммуникации детей и усвоение способов эмпатического общения, так называемой «конгруэнтной коммуникации», основные принципы которой изложены в книге X. Дж. Джайнотта «Родители и дети» [16].
Согласно X. Джайнотту, принципами организации конгруэнтной
коммуникации являются:
Принцип поддержки позитивного в ребенке, обеспечивающий становление, развитие и сохранение положительного образа «Я» ребенка.
Принцип акцентирования чувств и переживаний в акте коммуникации, поскольку именно чувства являются причиной возникающих конфликтов. Путь к решению конфликтов лежит через осознание, субъектом чувств и овладение методами их конструктивного выражения.
Принцип сотрудничества, обеспечивающий установление гармоничных отношений кооперативного взаимодействия между ребенком и взрослым как равноправными и равноценными личностями.
Психологическим механизмом, обеспечивающим функционирование конгруэнтной коммуникации, является вербализация чувств ребенка взрослым по принципу зеркального отражения (рефлектора). Цель такой вербализации - создание условий самовыражения ребенка, обсуждениеего способа видения как себя, так и окружающих людей, осознание связанных с этим чувств.
В качестве правил построения конгруэнтной коммуникации
X. Джайнотт выделяет следующие положения.
В коммуникативном акте всегда следует говорить о событиях, ситуации, поступке ребенка и последствиях этого поступка, но не выносить оценочные суждения о личности и характере ребенка. Категорически следует избегать диагноза и прогноза судьбы ребенка.
В центре высказывания должно находиться описание чувств, эмоций, переживаний. «Зеркальное» отражение чувств ребенка, объективирование их в речи взрослого раскрывает возможности их познания и оценки. Умение выразить свои чувства - условие и механизм овладения ими.
Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть выражены в форме предложения и кооперации, формулирование требований включает в себя описание ситуации, ожиданий родителей, вариантов возможных способов разрешения проблемной ситуации. Оптимальной формой предъявления требования является альтернатива возможных действий ребенка с правом самостоятельного выбора решения.
Поощрение и наказание ребенка. Основным способом поощрения является похвала. Материальные формы поощрения не следует связывать с конкретными достижениями ребенка, его послушанием, выполнением требований и запретов. Материальные формы поощрения должны выступать как свидетельство значимости ребенка и его самооценки, эмоционального принятия родителями, их заботы и внимания к нуждам и потребностям ребенка, любви и привязанности.
В похвале следует различать два аспекта. Первый - то, что мы говорим ребенку. Второй - то, что ребенок сам говорит себе, те выводы, которые он делает из нашей похвалы. Если первый аспект реалистичен и объективен, то второй - позитивен и продуктивен, приводит к формированию способности личности к саморегуляции. Оценочная похвала бесполезна с точки зрения перспектив личностного развития ребенка, так как она не ведет к выработке собственных критериев оценки поведения и деятельности, выступающих основой саморегуляции. Продуктивная похвала оценивает действия ребенка через описание результатов и их последствий, усилий ребенка и его чувств, не содержит в себе сравнения ребенка с другими детьми, предоставляет ребенку самому выработать критерии оценки и произвести ее.
Наказание является крайне нежелательной формой регуляции поведения ребенка и допускается лишь в экстремальных ситуациях. Физические наказания не допускаются, так как являются причиной формирования агрессивности ребенка, тревожности и неуверенности в себе. В силу этого предпочтительней предупреждение асоциальных поступков ребенка на основе прогнозирования его поведения. Запрещения, выступающие важным фактором такого предупреждения, должны быть корректно сформулированы.
Следует различать тотальные и конкретные запрещения. Тотальные
запреты формулируются в абсолютной и безальтернативной форме по
отношению к поступкам ребенка, предоставляющим угрозу жизни,
безопасности и достоинству других людей, либо наносящим ущерб матери-
альным ценностям.
Конкретные запрещения должны включать в себя
следующие компоненты:констатацию чувств, желаний ребенка, описание его действия,четкий запрет,предложение альтернативного действия взамен запрещаемого,коммуникацию понимания взрослым негативных реакций ребенка, связанных с запретом.
Последовательная реализация этих принципов в повседневной практике общения родителями, учителями представляет собой не что иное, как трансляцию психолого-терапевтических принципов в специфическую практику - практику воспитания.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 1.
Тема: Понятие о семье и браке ( 2 ч.)
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность брака и семьи
2. Функции семьи
3. Особенности современной семьи.
4. Исторические изменения брака и семьи.
5. Типы семей
6. Основные проблемы современной семьи.
Рекомендации к работе над темой:
1. Необходимо научится разграничивать понятия «семья» и
« брак».
2. При обсуждении первого вопроса необходимо повторить материал лекционных занятий.
3. При рассмотрении третьего вопроса стоит повторить курс «Теория воспитания».
Литература:
1. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 358 с.
2.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
Занятие 2.
Тема: Функционально-ролевая структура семейных отношений( 2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Индивидуальные потребности в браке.
2. Семейные роли и внутрисемейная и внутрисемейная ролевая структура.
3. Нарушения функционирования семьи.
4. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности.
5. Чувство вины связанное с семьей.
6. Пути выявления семейно-обусловленных психотравмирующих состояний.
7. Основные понятия семейной психологии.
Рекомендации к работе над темой: Необходимо изучить особенности индивидуальных потребностей в браке. Научиться определять семейные роли. Нужно уметь анализировать все деформаций семейного функционирования.
Литература:
1.Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 358 с.
2. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
3.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апроель-Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 512 с.
Занятие 3.
Тема: Жизненный цикл семьи.( 2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Этап добрачного ухаживания.
2. Молодая семья.
3. Семья с маленьким ребенком.
4. Зрелая семья.
5. Семья со взрослыми детьми.
6. Супружество в старости.
Рекомендации к работе над темой:При подготовке к семинарскому занятию особый акцент стоит сделать на изучении семьи с маленькими детьми, так как именно в детстве у ребенка формируются все познавательные процессы, начинает активно формироваться «образ Я». Уметь кратко называть кратко основные особенности каждого цикла современных семей.
Литература:
1. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 358 с.
2. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апроель-Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 512 с.
Занятие 4.
Тема: Кризис в семейных отношениях.(4 часа)
Вопросы для обсуждения:
1.Понятиенормативного кризиса.
2.Нормативные семейные кризисы.
А) Принятие на себя супружеских обязательств. Феноменология кризиса. Психологическая помощь.
Б) Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи. Феноменология кризиса. Психологическая помощь.
В) Включение детей во внешние социальные структуры. Феноменология кризиса. Психологическая помощь.
Г) Принятие факта вступления ребенка в подростковый период. Феноменология кризиса. Психологическая помощь.
Д) Семья в которой выросший ребенок покидает дом. Феноменология кризиса. Психологическая помощь.
Е) Супруги вновь остаются вдвоем. Феноменология кризиса. Психологическая помощь.
Д) Повторный брак. Феноменология кризиса. Психологическая помощь.
3. Понятие ненормативного семейного кризиса.
4. Ненормативные семейные кризисы.
А) Измена. Феноменология кризиса.
Б) Развод. Феноменология кризиса.
В) Тяжелая болезнь. Феноменология кризиса.
Г) Инцест. Феноменология кризиса.
Д) Смерть члена семьи. Феноменология кризиса.
5. Диагностика в ситуации кризиса. Феноменология кризиса.
Рекомендации к работе над темой:Необходимо уметь различать особенности кризиса на каждом этапе развития семей. Студентам будет полезно повторить курс «Возрастной психологии» и «детской психологии». Особое внимание требует изучение « Кризисов» в теории Л.С.Выготского.
Литература:
1. Олифирович Н.И. Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. –СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
2.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апроель-Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 512 с.
Занятие 5.
Тема: Типы семейного воспитания.( 2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Авторитарный тип воспитания
2. Опекающий тип воспитания.
3. Пренебрегающий тип воспитания.
4. Благоприятный тип воспитания