Введение
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......………………. ……….. 4
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ …………………………..………..……………….……………….. .….…… 5
ФУНКЦИИ ДОКУМЕТА………………………………...……………………………….….. ….….…... 6
ТИПЫ ДОКУМЕНТОВ………………………………………………..……………………… .….……. 7
ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВЫХ БУМАГ………….…………. …..…..…. 8
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ДОКУМЕНТА…………………………………………..……. ….….……... 8
СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОКУМЕНТОВ……… ……….…..... 9
Заявление……………………………………………………………… ………...………… . 9
Доверенность …………………………………………………………... ...…….. ……….. …10
Автобиография …………………………………………………………………...…. ……… 11
Резюме…………………………………………………………………….….………. …12
СЛУЖЕБНЫЕ ЗАПИСКИ………………………………………………………………………………….13
Докладная записка…………………………………………………………………….… 13
Объяснительная ЗАПИСКА………………………………………………. .. ………..13
УПРАЖНЕНИЯ ………………………………………………………………………………………...…..14
Приложение 1. Языковые модели деловых бумаг……………………………...…….............20
приложение 2. Образцы резюме ……..……………………………..………… ………....….. …….. 21
приложение 3. Образцы служебных записок …………….…………………………………...23
приложение 4. ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ………………………………………………….…….….............................24
приложение 5. Правила сокращения…………………………………….............................................27
СПИСОК НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ ....27
СПИСОК НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫХ АББРЕВИАТУР………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…………………….... .. 30
ВВЕДЕНИЕ
Культура речи предполагает адекватное речевое поведение в любой конкретной ситуации. Навыки делового общения, как особой разновидности речевой деятельности, включают в себя, помимо прочего и умение правильно создавать и оформлять деловые бумаги. Значительное место формированию этих навыков отводится в рамках вузовских курсов «Русский язык и культура речи» и «Стилистика и литературное редактирование», поскольку одним из основных требований к современному специалисту является владение принципами составления документов и умение выбрать для этой цели соответствующие языковые средства.
Данные методические рекомендации, призванные помочь студентам в усвоении темы «Официально-деловой стиль», особенно раздела «Деловые бумаги», имеют ярко выраженную практическую направленность. В связи с этим мы ограничились лишь необходимым минимумом теоретических сведений об основных видах деловой документации и о принципах составления отдельных жанров официально-деловых бумаг.
Свою основную задачу мы видели в том, чтобы сформировать у студентов понимание сущности правил и алгоритмов составления и оформления текстов документов в соответствии не только с языковыми нормами, но и специфическими требованиями официально-делового стиля. Развитию соответствующих умений, необходимых при составлении и редактировании разного рода документов, способствуют включенные в методические рекомендации упражнения, предполагающие как анализ фактов языка и речи, так и самостоятельную работу по составлению документа.
Основное внимание уделено справочно-информационным документам (заявлению, автобиографии, доверенности, резюме, докладной и объяснительной запискам), которые, на наш взгляд, являются наиболее востребованными в любой профессиональной сфере. При характеристике резюме было учтено несколько факторов, в том числе настоятельная потребность у студента и выпускника вуза в овладении этим жанром, отсутствие унифицированного, общепринятого образца этой деловой бумаги и, наконец, сама специфика этого жанра, заключающаяся в совмещении черт документа, с одной стороны, и PR-текста, с другой стороны.
Теоретической базой для данных методические рекомендации явились сведения, содержащиеся в ГОСТе, в справочной и учебно-методической литературе.
Методические рекомендации адресованы в первую очередь студентам НГТУ, преподавателям лингвистических дисциплин, лицам, занимающимся организацией и управлением производства, а также всем желающим повысить культуру делового общения.