Причины и последствия радости
События и явления, которые вызывают радость. Эти ситуации можно разделить на три группы:
а) Ситуация, в которой человек приносит счастье любимому человеку (жертвы во имя любимого человека; тем или иным образом выраженный благодарный отклик близкого человека; чувство, что он дарит ему радость);
б) Когда человек видит, что любимый человек старается сделать ему приятное;
в) Когда любимый человек разделяет ваши переживания;
г) Общение с друзьями. В качестве активирующих событий являются встреча с друзьями после долгой разлуки или непринужденное времяпрепровождение с друзьями;
д) Различные формы деятельности, начиная от «творческого, интуитивного мышления» и кончая работой над сложным проектом;
е) Интимный ужин с представителем противоположного пола и сексуальная близость. Радость отлична от чувственного удовольствия, являющегося результатом удовлетворения базовой потребности, хотя чувственное удовольствие может способствовать возникновению радостных переживаний. Возможно, именно поэтому некоторые испытуемые описали ситуации радости, связанные с чувственным удовольствием;
ж) Незначительные поощрения и удачи (например, нежданный подарок, случайно найденная монетка). Это позитивное эмоциональное состояние, которое, несомненно, включает в себя радостные переживания, способствует эмпатии и альтруизму.
Люди, часто переживавшие радость успеха в детстве, отличаются сильно развитым чувством собственной компетентности. Сформированное чувство доверия определяет характер их взаимоотношений с людьми, способствует развитию таких качеств, как инициативность и трудолюбие. Такие люди обычно оказываются хорошо адаптированными экстравертами, они получают удовольствие от своей работы и от общения с людьми. По-видимому, счастливые люди по сравнению с несчастными больше соответствуют критериям нормальной личности, которая, по мнению Фрейда, должна уметь хорошо делать две вещи: любить и работать.
УДИВЛЕНИЕ – ИЗУМЛЕНИЕ
Чувство удивления трудно описать. Отчасти это объясняется тем, что удивление недолговечно, но еще более важную роль играет то обстоятельство, что в миг удивления наш разум как будто становится пустым, все мыслительные процессы словно приостанавливаются. Именно поэтому реакция удивления не получает достаточного осмысления. Переживание удивления немного напоминает ощущение от легкого удара электрического тока: ваши мышцы мгновенно сокращаются, и вы чувствуете легкое покалывание от проходящего по вашим нервам разряда, которое заставляет вас вздрогнуть. Испытывая удивление, мы не знаем, как реагировать на стимул; его внезапность порождает у нас чувство неопределенности. Ситуация удивления характеризуется высокой степенью удовольствия. Большинство людей расценивают чувство удивления как позитивное переживание.
Основная функция удивления состоит в том, чтобы:
- подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями,
- в момент внезапного изменения в окружающей среде прекратить активность нервной системы, которая перестала быть уместной и может помешать адаптации.
Удивление – это «эмоция очищения каналов». Удивление освобождает проводящие пути, подготавливает их к новой активности, отличной от предыдущей (Tomkins, 1962).
ПЕЧАЛЬ
Причины печали
Базовая эмоция имеет под собой естественные основания, т.е. такие причины, которые являются общими для всех людей, независимо от их национальности, культурных и социально-экономических условий жизни, уровня образования. Так, новизна и перемены являются универсальными активаторами эмоции интереса.
Универсальные активаторы эмоции печали:
1. Разлука. Разлука, или отделение, как физическое, так и психологическое, является одним из основных и наиболее распространенных активаторов печали. Вынужденная разлука с семьей или близким другом вызывает печаль, но человек может ощущать одиночество, испытывать печаль, даже находясь в толпе. Психологическая изоляция может принимать самые разные формы, это может быть неспособность к общению, к искреннему выражению своих чувств, неумение завоевать симпатию окружающих. У человека при этом отсутствует чувство принадлежности, он чувствует себя одиноким, покинутым людьми. Не удовлетворена потребность принадлежать кому-либо.
2. Смерть. Смерть вызывает самую глубокую печаль. Смерть близкого друга или члена семьи – это невосполнимая утрата. Потеря человека, с которым была долгая и тесная связь, которому были посвящены многие часы жизни, с которым делились радости и беды – подобная утрата дружеских, любовных отношений вызывает горе.
3. Разочарование. Разочарование, особенно когда оно вызвано крушением надежд. Подобно разлуке, разочарование иногда приводит к чувству психологической изоляции, одиночества, утраты. Так, человек чувствует себя одиноким, когда ему долгое время не звонит близкий друг, когда любимый человек забывает поздравить его с днем рождения, не приходит на назначенное свидание или не считает нужным поделиться с ним своей радостью. Хотя в подобных случаях человек испытывает множество эмоций, одной из них непременно будет эмоция печали.
4. Неудача в достижении поставленной цели также может вызывать у человека печаль. Однако нужно помнить о том, что установки и стремления людей очень различны. Так, например, один студент будет счастлив, получив на экзамене «хорошо» или даже «удовлетворительно», тогда как для другого эти же оценки будут означать провал.
Говоря об эмоции печали, нужно всегда учитывать, как индивид воспринимает и оценивает себя, каким он видит этот мир и свое будущее в нем. Если ребенок часто оказывается в ситуациях, с которыми объективно не способен совладать, если часто переживает неудачи, то, в конце концов, он может начать винить в этом самого себя, может утвердиться в мысли о своей несостоятельности. В таких случаях большое значение имеет реакция родителей и старших детей в семье. Если отец ругает себя за то, что потерял работу, хотя истинной причиной его увольнения была общая экономическая ситуация в стране, то его сын, усвоив это отношение к неудачам, может винить себя за любое случившееся с ним несчастье.
Функции печали
1. Печаль, замедляя общий темп жизни человека, дает ему возможность «оглянуться назад». Замедление психических и соматических процессов, которым сопровождается эмоция печали, позволяет по-новому взглянуть на мир, увидеть его иначе. Эта новая перспектива может усугубить печаль, но она же может освежить взгляд нa вещи, позволит понять то, о чем человек прежде не задумывался. Так, в печали вы вдруг осознаете, сколько драгоценных возможностей, предоставленных вам жизнью, вы упустили. Подчас, только потеряв близкого человека, мы начинаем понимать, что значат в нашей жизни родственные и семейные узы. Печаль может напомнить вам, как важно оказывать знаки внимания дорогим людям, позволит остро ощутить ценность жизни.
2. Кроме того, эмоция печали выполняет коммуникативную функцию, она сообщает самому человеку и окружающим его людям о дисгармонии (Tomkins, 1963). Нагляднее всего эта функция проявляется в младенческом плаче (однако, как мы уже отмечали, ребенок, так же как и взрослый, может плакать не только потому, что переживает печаль). Выражая печаль, человек дает понять, что ему плохо, что он нуждается в помощи. Иногда эту помощь он может оказать себе сам, руководствуясь своим переживанием печали, а иногда он получает ее от окружающих.
3. Печаль, как и любая другая эмоция, выполняет мотивационную функцию. Она может вызвать желание восстановить или упрочить связи с людьми. Печаль, вызванная разочарованием или неудачей, обычно побуждает к решению проблемы. «Негативная мотивация» в некоторой степени необходима человеку; благодаря ей мы откликаемся на собственные проблемы и на проблемы других людей. Но если проблема пугает нас, то мы скорее постараемся избежать ее, нежели приступим к ее решению. Эмоция страха настолько невыносима для человека, что не может обеспечить продолжительную мотивацию деятельности, направленной на разрешение проблемы. Поэтому овладение навыками полного подавления печали может оказаться вредным для человека, ибо эмоция печали имеет важное мотивационное значение для обеспечения личностного роста.
4. Печаль также играет важную роль в формировании и развитии механизмов эмпатии. Плач ребенка вызывает у матери чувство сострадания, побуждает ее обратить внимание на ребенка, успокоить его (Huebner, Izard, 1988). Любопытным представляется факт, что печальные переживания могут мотивировать и альтруистическое поведение, и поведение, направленное на самоудовлетворение. Это происходит тогда, когда эмоция печали вызвана когнитивными процессами (например, воспоминанием о печальном событии). Если человек вспоминает о печальном событии, произошедшим с ним, то он испытывает жалость к себе, однако если это событие произошло с его другом или любимым человеком, то его внимание сосредоточено на несчастьях другого, и в этом случае он скорее всего испытает жалость и сострадание, будет стремиться помочь ближнему (Moore, Underwood, Rosenhan, 1984).