Таро для всех и для никого. Арканология новой эпохи
Эта статья является частью будущей книги и посвящена исследованию удивительного символизма арканов Таро. Таро – это удивительный инструмент, который можно сравнить со сложным компьютером, на котором можно просчитывать траекторию космических полетов, в то время как современники предпочитают рассматривать на нем котиков и порно.
В наше время Таро оказалось в центре внимания. Колоду Таро можно купить в киосках прессы, а набирающие популярность эзотерические магазины готовы предложить вам выбор из десятков различных колод; лучшие писатели создавали свои книги, взяв за основу структуру и символику Таро, психологи открывали в Таро ключ к самопознанию, режиссеры снимали фильмы по Таро, а философы и богословы взяли символы Таро на вооружение. Более того, известно, что даже несмотря на еретический характер этой страшной (ведь там есть карты Смерть и Дьявол) колоды, одна из книг о Таро – «Медитации на Таро» Валентина Томберга – была любимой книгой одного из римских пап.
Но при такой колоссальной известности Таро остается великим неизвестным. Таро как магический, философский, теургический инструмент используется лишь самыми узкими, зачастую закрытыми, кругами.
Большинство называющих себя тарологами спорят о том, какое Таро лучше – белых котов или черных гномов. Если на миг, в качестве игры воображения, допустить, что старая сказка о египетском происхождении Таро действительно верна и могущественные жрецы зашифровали в них свою мудрость, остается признать, что ни одна из школ до сих пор не то чтобы не расшифровала, но даже не приблизилась к расшифровке этих странных посланий. Более того, кажется, что с каждым десятилетием, по мере того как количество колод переваливает за сотни и большинство из них – не более чем салонная игра, мы оказываемся все дальше от понимания тайны Таро.
А ведь само слово «аркан» дословно переводится как «тайна»; 78 тайн сокровенной глубины. В XIX веке Элифас Леви говорил, что если человеку дать только одну колоду Таро и снабдить его правильными ключами, после чего оставить на необитаемом острове, то через 20 лет это будет самый просвещенный и знающий человек. Впрочем, имея правильные ключи, т. е. правильно настроенное сознание, океан можно увидеть в капле росы, а все святые книги – в одном слоге «аум», так что аргумент можно признать преувеличением. И все же…
Таро – новая философия
История Таро началась не в Атлантиде, как говорят одни легенды, и не в Египте, как предполагают другие. Таро появилось пять веков назад в эпоху Ренессанса в Милане при дворе правящей династии Висконти, для которых неизвестный придворный художник нарисовал серию триумфов. Эти «триумфы» (т. е. козыри) со временем, практически никак не изменившись, и вошли в классическую, так хорошо нам известную колоду Таро.
Историческое рождение Таро именно в эпоху Ренессанса кажется мне очень значимым – быть может, даже более значимым, чем если бы оно и правда оказалось родом из Египта (к слову сказать, впервые миф о египетском происхождении Таро родился в XVIII веке у Курта Жебелена в «Энциклопедии Древностей»). Потому что в то время исторический Древний Египет – консервативное и деспотическое общество, где человек был не более чем винтиком, а слово «свобода» было чем-то вроде синонима слову «проклятие».
В то же время Ренессанс – это удивительное время, когда происходил культурный скачок от бессознательной, рабской, теократической модели общества к модели, где человек впервые оказывается в центре мироздания. Там рождался новый мир, новое человечество, новая Вселенная, детьми которой мы все являемся. Трудно сейчас представить хоть одно открытие XIX и первой половины XX веков, которого не было бы в чертежах Леонардо да Винчи. Там, в итальянских провинциях, рождалась новая культура.
Мы привыкли выводить Ренессанс из античной философии, однако мало кто знает, что гуманистическая и эстетическая революция Ренессанса вдохновлялась не в последнюю очередь случайно обнаруженными герметическими текстами первых веков Римской империи.
Именно эти тексты легендарный Лоренсо Медичи поручил перевести видному интеллектуалу Марселио Фичино, который, с целью выполнить эту первоочередную задачу, отложил даже переводы Платона.
На самом деле именно герметизм был тем источником, откуда была рождена культурная модель, в центре которой находился человек – не как тварь дрожащая, но как посвященный, маг, в помощи которого нуждаются даже боги и сам высший Бог. И из этого мироощущения рождалась ренессансная магия, построенная на тончайших знаниях соответствий небесных и земных архетипов.
Перед тем как обратиться к Таро, попробуйте почувствовать этот удивительный герметический дух Ренессанса. Вот всего лишь несколько исторических фактов, взятых мной не из досужих фантазий современных сказочников, а из полноценного научного исследования профессора с мировым именем Френсиса Йейца. Скажем, легендарная картина «Рождение Венеры» Боттичелли была нарисована с магической целью – притянуть благотворные энергии Венеры для своего покровителя, в дар которому она была нарисована. Леонардо да Винчи изучал герметические трактаты, а Джордано Бруно проповедовал, что христианский крест должен быть заменен египетским анкхом и что человек должен стать магом, который поставит себе на службу слепые демонические силы. Именно за это, а не за теорию множественности миров он был наказан инквизицией.
Ренессанс – это эпоха, когда воздух был пропитан магией. Античные герметические тексты датировались на три тысячи лет раньше, чем они реально были написаны, и благодаря этой благословенной ошибке герметическая наука была вознесена на небывалую высоту.
Эпоха Ренессанса была коротка, но за всю историю человечества не было столь насыщенной, концентрированной эпохи, которая бы столь определила будущее человечества. Тогда же – в эпоху Ренессанса – неизвестный художник нарисовал свои 22 триумфа, или аркана.
Поэтому, хотя Таро не из Египта, традиционное название Таро – Книга Тота (Тот – египетский аналог Гермеса Триждывеличайшего, а герметические тексты часто написаны как диалог Гермеса и его ученика Тата, или Тота) – более чем законно с исторической, культурной и эзотерической точки зрения.
Что отличает Таро от любой другой символьной системы? Глубина? Точность и развернутость образов? Безусловно! Но, прежде всего, – структура. Структура Таро представляет собой идеальную форму и не терпит изменений; 22 Больших аркана, 56 Малых, из которых 16 – фигурных и 40 – числовых. Любое отклонение переводит систему из разряда Таро в «оракулы», которые также существуют в изобилии.
На самом деле в эпоху Ренессанса были и другие системы, например карты Монтеньи, где в список арканов были добавлены знаки Зодиака, христианские добродетели и видимые планеты.
Строго говоря, каждый герметик создавал свою систему символов; Михаэль Майер, Василий Валентин, Даниэль Милиус создавали свои герметические ключи, в которых в символической форме рассказывали о своем духовном пути. Это были гравюры, на которых через символы изображался духовный Путь адепта. Изучая эти гравюры, можно многое понять о себе и о жизни. Однако именно Таро находится ближе всех к структуре мироздания.
Должно быть, сама структура Таро содержит в себе первую и наиважнейшую тайну. Тайну, к которой мы будем не раз и не два возвращаться в нашей работе, постижение которой связано с постижением законов, по которым работает наша душа. Можно сказать, что Таро – это уникальная символическая структура, что, подобно золотому сечению, создает идеальную пропорцию психодуховной реальности.
Давайте рассмотрим структурное разделение более детально. 22, 40 и 16. Большие, малые арканы и карты двора. Малый аркан очень конкретен. Для того чтобы гадать, на самом деле вполне достаточно игральной колоды, что прекрасно доказывают цыгане. Каждая карта имеет свое значение, смысл, связана с определенным событием. Вот это – успех, это – крах, это – кризис, это – любовь, это – разлука. Конечно же, если мы рассматриваем Таро как метафизическую систему, то все оказывается далеко не так просто, и в Малых арканах запечатлены важные эзотерические и психологические ключи. Некоторые тарологи, например Шмаков, вообще утверждали, что именно Малые арканы являются объективным отображением реальности.
В Малом аркане число сочетается с мастью. Число – это не просто порядковый номер, это весьма конкретная психодуховная идея. Например, Карл Густав Юнг в эссе «О синхронистичности» пишет следующее:
Широко распространено убеждение, что числа были «изобретены» или выдуманы человеком, и поэтому являются не чем иным, как концепциями количества, содержащими в себе только то, что было вложено в них человеческим разумом. Но не менее вероятен и другой вариант – числа были «обнаружены» или открыты. В этом случае они представляют собой нечто большее, чем просто концепции: они являются автономными существами, содержащими в себе еще кое-что помимо количеств. В отличие от концепций, они базируются не на психических условиях, а на качестве «умения быть самим собой», на «неподражаемости», которую невозможно выразить никакой интеллектуальной концепцией. В таком случае вполне возможно, что они обладают качествами, которые еще только предстоит открыть.
Далее мы очень подробно проанализируем символику каждого из чисел, исходя из его положения на Древе жизни и его корреляцию с мастью или стихией карты. Сейчас нам важно понять сам принцип: каждая карта Малого аркана – это сочетание числа как автономной сущности и масти или стихии.
То, что Вселенная состоит из четырех стихий, предположил еще Эмпедокл. Огонь, Вода, Воздух и Земля. Античная картина натурфилософии представляется наивной для поверхностного наблюдателя, однако и современная наука говорит о четырех базовых состояниях вещества – твердом (Земля), жидком (Вода), газообразном (Воздух) и плазма (Огонь).
Эзотерическая традиция открывает нам важную тайну – не только видимый мир, но и Вселенная нашей души, наша внутренняя бесконечность состоят из четырех стихий (о пятой, или квинтэссенции, мы будем говорить отдельно). Даже в обычном разговоре мы постоянно используем метафоры стихий как состояний сознания: про человека склонного к сильным эмоциям мы говорим, что он «вспыльчив», гнев «обжигает»; воздушная стихия проявляется в том, что некто «витает в облаках», «строит воздушные замки», в то время как человек слишком привязанный к своим ощущениям определяется как «земной», «заземленный», «твердо стоящий на ногах». В «Психологии и алхимии» Карл Юнг говорит о том, что четыре стихии – это четыре психологические функции восприятия: ощущение (Земля), мышление (Воздух), чувства (Вода) и интуиция (Огонь).
Фигурные карты формально также принадлежат к Малым арканам. Однако чтобы понять Таро, нам стоит выделить их в отдельную подгруппу. В практике гадания числовой аркан это всегда событие или переживание. А вот фигурные карты, как правило (хотя бывают и исключения), это указание на конкретных людей в нашей жизни – друзей, врагов, возлюбленных, родственников.
Если числовые карты Малого аркана – это сочетание числа и стихии, то фигурные – это сочетание стихии и стихии. Не только масть, но и ранг карты указывает на ее стихийную атрибуцию: король – это Огонь, королева – Вода, принц – Воздух, а принцесса – Земля. И у нас получаются сложные, причудливые композиции в духе Огонь Огня (Король Жезлов), Огонь Воды (Королева Жезлов), Огонь Воздуха (Принц Жезлов) и далее – в любой возможной композиции.
Гораздо более сложным является мир Большого аркана. В некотором смысле, все Большие арканы мы можем соотнести с пятой стихией, или Духом (вот почему стремление некоторых тарологов расширить колоду за счет введения пятой масти, с моей точки зрения, является тавтологией). Дух, эфир, эйдос, архетип – вот лишь маленькая часть определений Малого аркана. Четыре стихии достаточно конкретны (даже Воздух с его склонностью к «отлету» в абстракции), в то время как пятая – весьма абстрактна.
Поэтому и интерпретация Больших арканов оказывается сложным искусством. Одна и та же карта может означать «освобождение из тюрьмы» и «крах всех начинаний» или, например, «обретение любви» и «слишком сильное влияние матери». Зачастую смыслы, с которыми оказывается связана одна и та же карта, кажутся настолько противоположными, далекими друг от друга, что сторонний человек просто хватается за голову – а как же тогда вообще гадать?
Мне кажется, именно здесь заключена главная тайна Таро. Слово «тайна» – звучит странно для современного слуха. В конце концов, можно ли называть тайной то, что продают и рекламируют на каждом углу? Что более таинственно – колода Таро или самый обычный анамнез врача, записываемый обязательно непонятным почерком на непонятном 99 процентам пациентов языке (латыни)?
В дохристианской цивилизации, когда посвящение в мистерии могли позволить себе только аристократы, а знания строго охранялись и за разглашение полагалась смертная казнь – все понятно. Что только не входило в эти тайны – математика, физика и особенно – геометрия. Почитайте историю жизни Пифагора и поймете, что я не шучу.
В Средневековье, когда сохранение тайны означало шанс не оказаться на медленном огне, – тоже. Но о каких тайнах вообще можно говорить в эпоху Интернета и эзотерических семинаров. Тут и захочешь докричаться – не докричишься.
И все же слово «тайна» имеет особый, психологический смысл. Как писал Карл Густав Юнг: «Тайны психического развития невозможно разгласить». Любую науку, при должной усидчивости и наличии грамотного преподавателя, вы можете освоить на твердую четверку. На пятерку – нужен талант, и это уже тайна, но на четверку – в принципе может каждый.
С другой стороны, для постижения того, что мы называем оккультным или эзотерическим, помимо формального знания (Даат), которое можно усвоить, читая книги и слушая лекции, нужен еще и совершенно особый духовный опыт, который может быть обретен только при наличии особого рода предрасположенности, избранности. Очень сложно объяснить природу этой избранности, тем более что чаще всего о ней кричат те, кто ею не обладают.
В качестве метафоры стоит рассмотреть образ из трилогии Сорокина, где переход в состояние избранного сопровождался ударом ледяного молота. И герой либо начинал «звучать», либо умирал. В жизни, конечно, не все так фатально, хотя и примеров духовной смерти (т. е. сумасшествия) неподготовленных субъектов предостаточно. Научить тайне невозможно – можно лишь подготовить наше сознание к восприятию тайны.