Основные виды стресса в управленческой науке

Разновидности профессионального стресса[3]:

- информационный профессиональный стресс — возникает в случае информационных перегрузок, когда специалист не может справиться со стоящей перед ним задачей, не успевает принять важное решение в условиях жесткого дефицита времени

- эмоциональный стресс в профессиональной деятельности — задевает глубинные ценности и установки работника, возникает при переживании чувства вины или обиды в условиях противоречий в отношениях с коллегами или в случае конфликта с начальством

- коммуникативный профессиональный стресс — связан с реальными проблемами общения в трудовой деятельности, проявляется в неумении защищаться от коммуникативных нападок и агрессии, незнании приемов защиты от манипуляций, неспособности отказать там, где это необходимо.

Обязательным условием грамотного управления стрессом в компании является понимание причин данной проблемы. Главные причины проявления стресса на индивидуальном уровне (профессиональном, семейном) - семейные кризисы, особенности характера, личная финансовая нестабильность, психологическое и физическое состояние сотрудника[4].

В числе групповых факторов следует отметить отсутствие групповой сплоченности, определенные межличностные, внутриличностные и групповые конфликты.

Организационные причины стрессов – перегрузка либо слишком незначительная рабочая нагрузка, наличие межличностных конфликтов, неопределенность ролей, неинтересная работа, недостаточная самостоятельность в работе, неудовлетворительные условия работы, малая зарплата и прочие обстоятельства.

Психосоциальные причины стрессов обусловлены определенным сочетанием организационных, трудовых и социальных особенностей.

В числе стрессов, которые связаны с производственной средой, следует отметить характер работы, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, специфическую организационную структуру, невозможность влияния на содержание работы, напряженность графика работы, стрессогенный стиль управления либо наличие ролевого конфликта.

Наиболее частые причины возникновения стресса на работе[5]:

- физические условия труда: недостаточная освещенность, вентиляция, неудобство рабочего места, слишком тесное помещение, некомфортная температура и др.;

- расположение места работы: поездки на работу и с работы, отнимающие много сил и времени;

- экономические условия: отсутствие перспектив роста, недостаточная или несправедливая оплата труда, отсутствие финансовой заинтересованности и т.д.;

- технические условия: внедрение новых технологий, темп работы, не совпадающий с личным темпом работника (слишком быстрый или медленный), рутинная работа, выполнение трудно совместимых функций и обязанностей и др.;

- напряженные взаимоотношения с коллективом и начальством;

- личные качества работника: низкая стрессовая сопротивляемость, неадекватное поведение в проблемных ситуациях, неспособность быстро адаптироваться к изменениям и т.д.;

- угроза увольнения;

- конфликт работы с внутренними установками и ценностями, с личной жизнью;

- высокий уровень ответственности, неопределенность границ ответственности и т.д.

У каждого работника своя форма поведения в стрессовом состоянии. У каждого свои виды стрессовых сценариев, частота и форма проявления реакций на профессиональный стресс. Одни «стрессуют» почти каждый день, но в минимальных дозах: не слишком агрессивно, не нарушая сложившихся взаимоотношений с окружающими[6].

Другие погружаются в состояние стресса один раз в год, но чрезвычайно глубоко: могут неожиданно «взорваться», сорваться на сотрудниках или подчиненных, подать заявление на увольнение, порвать подготовленный отчет и т.д. [7]

Стрессовые сценарии различаются и по направленности агрессии: на самого себя или на окружающих. Один работник склонен обвинять самого себя и искать причины трудностей в себе, анализировать собственные ошибки. Другой склонен обвинять свое окружение в собственных проблемах и неудачах.

Запускается сценарий стрессов автоматически. Достаточно незначительного толчка — нарушения привычных условий трудовой деятельности и стрессовый механизм включается и начинает раскручиваться, против воли самого человека и в отсутствии контроля за его протеканием. Человек начинает ярко эмоционально реагировать на любые незначительные воздействия, у него искажается восприятие ситуации и коллег, он вступает в конфликты и придает негативное значение таким моментам, на которые не обратил бы внимания в спокойном состоянии[8].

Описывая стрессовый процесс, Селье выделил три фазы[9]:

1) Реакция тревоги - наступает непосредственно за воздействием какого-либо стрессора и Под действием адреналина увеличивается артериальное давление, учащается пульс, увеличивается кровоток в мышцах, и одновременно снижается в таких органах, как ЖКТ, почки и т.д. Ускоряется обмен веществ, свертываемость крови, увеличивается психическая активность. Дыхание становится частым и прерывистым. Происходящие на этой фазе изменения функционально неоднозначны, и не всегда полезны для организма (например, повышение артериального давления – необходимый компонент физиологической мобилизации – при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях может привести к инсульту или инфаркту).

В основном эти изменения подготавливают весь организм к действию и возможной борьбе с повреждающими факторами.

2) В фазе сопротивления (фаза устойчивости) усиливается секреция кортикостероидов (гормоны, обладающие выраженным действием на водно-солевой (минералокортикоиды), углеводный и белковый (глюкокортикоиды) обмен), изъявления исчезают, организм проявляет повышенную устойчивость (адаптируется) к действию стрессора.

3)При длительном и интенсивном действии стрессора фаза сопротивления сменяется фазой истощения, которая сопровождается резким снижением сопротивляемости организма, ухудшением его состояния, возникновением различных заболеваний.

Механизмы, переводящие организм из фазы сопротивления в фазу истощения до сих пор неизвестны.

В целом, если говорить примерами, организм человека можно сравнить с мотором, работающим слишком долго на пределе. Через некоторое время что-то внутри ломается и ремонту уже не подлежит. Стресс не должен пройти через все три стадии развития. Как правило, он останавливается на второй.

Наши рекомендации