Основные виды стресса в управленческой науке
Разновидности профессионального стресса[3]:
- информационный профессиональный стресс — возникает в случае информационных перегрузок, когда специалист не может справиться со стоящей перед ним задачей, не успевает принять важное решение в условиях жесткого дефицита времени
- эмоциональный стресс в профессиональной деятельности — задевает глубинные ценности и установки работника, возникает при переживании чувства вины или обиды в условиях противоречий в отношениях с коллегами или в случае конфликта с начальством
- коммуникативный профессиональный стресс — связан с реальными проблемами общения в трудовой деятельности, проявляется в неумении защищаться от коммуникативных нападок и агрессии, незнании приемов защиты от манипуляций, неспособности отказать там, где это необходимо.
Обязательным условием грамотного управления стрессом в компании является понимание причин данной проблемы. Главные причины проявления стресса на индивидуальном уровне (профессиональном, семейном) - семейные кризисы, особенности характера, личная финансовая нестабильность, психологическое и физическое состояние сотрудника[4].
В числе групповых факторов следует отметить отсутствие групповой сплоченности, определенные межличностные, внутриличностные и групповые конфликты.
Организационные причины стрессов – перегрузка либо слишком незначительная рабочая нагрузка, наличие межличностных конфликтов, неопределенность ролей, неинтересная работа, недостаточная самостоятельность в работе, неудовлетворительные условия работы, малая зарплата и прочие обстоятельства.
Психосоциальные причины стрессов обусловлены определенным сочетанием организационных, трудовых и социальных особенностей.
В числе стрессов, которые связаны с производственной средой, следует отметить характер работы, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, специфическую организационную структуру, невозможность влияния на содержание работы, напряженность графика работы, стрессогенный стиль управления либо наличие ролевого конфликта.
Наиболее частые причины возникновения стресса на работе[5]:
- физические условия труда: недостаточная освещенность, вентиляция, неудобство рабочего места, слишком тесное помещение, некомфортная температура и др.;
- расположение места работы: поездки на работу и с работы, отнимающие много сил и времени;
- экономические условия: отсутствие перспектив роста, недостаточная или несправедливая оплата труда, отсутствие финансовой заинтересованности и т.д.;
- технические условия: внедрение новых технологий, темп работы, не совпадающий с личным темпом работника (слишком быстрый или медленный), рутинная работа, выполнение трудно совместимых функций и обязанностей и др.;
- напряженные взаимоотношения с коллективом и начальством;
- личные качества работника: низкая стрессовая сопротивляемость, неадекватное поведение в проблемных ситуациях, неспособность быстро адаптироваться к изменениям и т.д.;
- угроза увольнения;
- конфликт работы с внутренними установками и ценностями, с личной жизнью;
- высокий уровень ответственности, неопределенность границ ответственности и т.д.
У каждого работника своя форма поведения в стрессовом состоянии. У каждого свои виды стрессовых сценариев, частота и форма проявления реакций на профессиональный стресс. Одни «стрессуют» почти каждый день, но в минимальных дозах: не слишком агрессивно, не нарушая сложившихся взаимоотношений с окружающими[6].
Другие погружаются в состояние стресса один раз в год, но чрезвычайно глубоко: могут неожиданно «взорваться», сорваться на сотрудниках или подчиненных, подать заявление на увольнение, порвать подготовленный отчет и т.д. [7]
Стрессовые сценарии различаются и по направленности агрессии: на самого себя или на окружающих. Один работник склонен обвинять самого себя и искать причины трудностей в себе, анализировать собственные ошибки. Другой склонен обвинять свое окружение в собственных проблемах и неудачах.
Запускается сценарий стрессов автоматически. Достаточно незначительного толчка — нарушения привычных условий трудовой деятельности и стрессовый механизм включается и начинает раскручиваться, против воли самого человека и в отсутствии контроля за его протеканием. Человек начинает ярко эмоционально реагировать на любые незначительные воздействия, у него искажается восприятие ситуации и коллег, он вступает в конфликты и придает негативное значение таким моментам, на которые не обратил бы внимания в спокойном состоянии[8].
Описывая стрессовый процесс, Селье выделил три фазы[9]:
1) Реакция тревоги - наступает непосредственно за воздействием какого-либо стрессора и Под действием адреналина увеличивается артериальное давление, учащается пульс, увеличивается кровоток в мышцах, и одновременно снижается в таких органах, как ЖКТ, почки и т.д. Ускоряется обмен веществ, свертываемость крови, увеличивается психическая активность. Дыхание становится частым и прерывистым. Происходящие на этой фазе изменения функционально неоднозначны, и не всегда полезны для организма (например, повышение артериального давления – необходимый компонент физиологической мобилизации – при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях может привести к инсульту или инфаркту).
В основном эти изменения подготавливают весь организм к действию и возможной борьбе с повреждающими факторами.
2) В фазе сопротивления (фаза устойчивости) усиливается секреция кортикостероидов (гормоны, обладающие выраженным действием на водно-солевой (минералокортикоиды), углеводный и белковый (глюкокортикоиды) обмен), изъявления исчезают, организм проявляет повышенную устойчивость (адаптируется) к действию стрессора.
3)При длительном и интенсивном действии стрессора фаза сопротивления сменяется фазой истощения, которая сопровождается резким снижением сопротивляемости организма, ухудшением его состояния, возникновением различных заболеваний.
Механизмы, переводящие организм из фазы сопротивления в фазу истощения до сих пор неизвестны.
В целом, если говорить примерами, организм человека можно сравнить с мотором, работающим слишком долго на пределе. Через некоторое время что-то внутри ломается и ремонту уже не подлежит. Стресс не должен пройти через все три стадии развития. Как правило, он останавливается на второй.