Функции и структура общения

…Специфика общения в отличие от любых других видов взаимодействия как раз и состоит в том, что в нем прежде всего проявляются психические качества людей. О психических явлениях мы судим на основании анализа не только деятельности и ее продуктов, но и общения.

Конечно, это не значит, что общение представляет собой некоторый чисто «духовный контакт», «сферу взаимодействия сознаний», независимую от практического отношения индивида к окружающему миру, как считал, например, Дюркгейм. Оно вплетено в практическую деятельность людей (более широко: в жизнедеятельность) и только в этих условиях могут реализоваться его функции.

В общении люди пользуются средствами, доступными органам чувств (будь то устная или письменная речь, знаковые системы разных порядков и др.). <...>

Обсуждая проблему общения, мы в основном имеем в виду его исходную форму — непосредственное (лицом к лицу) общение, поскольку именно в этой форме его психологические характеристики проявляются наиболее полно. Именно в ней общение выступает как система сопряженных актов.

Основная «образующая» этой формы (в ее развитом виде) — речевое общение. Однако непосредственное общение к этой образующей не сводится. В процессе непосредственного общения используются также мимика и пантомимика (жесты указательные, изобразительные и другие, так называемые выразительные движения и т. п.). Весь организм становится как бы средством, «орудием» общения. Отметим, что в онтогенезе этой формы общения развитие мимических и пантомимических средств предшествует развитию речи.

Соотношение вербальных и невербальных средств общения может складываться по-разному. В одних случаях они совпадают и усиливают друг друга; в других они могут не совпадать или даже противоречить друг другу. То, как именно складываются соотношения разных средств общения, определяется правилами и нормами, характерными для данного общества (или общности людей) на данном этапе его развития.

На основе исходной формы непосредственного общения в процессе исторического развития человечества возникли и развились формы опосредствованного общения. Решающую роль в их формировании сыграло возникновение письменности, благодаря которой появилась возможность преодоления «единства места и времени действия», необходимого для непосредственного общения. Для человека, овладевшего письменной речью, сфера общения, а, следовательно, источники, из которых он может «черпать опыт», значительно расширяются. Но вместе с тем в общении, опосредствованном письменностью, утратили свое значение мимические и пантомимические средства. Да и сама письменная речь лишена многих особенностей, которые свойственны речи устной (например, тесно связанных с выражением эмоциональных состояний интонационных характеристик).

С развитием техники связи сфера общения человека расширяется еще более, обогащаются и его способы; коммуникации действительно становятся массовыми. Вместе с тем как бы вновь восстанавливается значение утраченных средств общения (например, мимических, пантомимических и паралингвистических в телевидеосвязи).

Вся система непосредственных и опосредствованных форм общения, в которые прямо или косвенно включается индивид, оказывает воздействие на его психическое развитие.

По существу, трудно найти такие психические явления, свойственные человеку, которые так или иначе не были включены в процесс общения. Именно в общении, неразрывно связанном с деятельностью, индивид овладевает опытом, выработанным человечеством. В процессе общения, прямого или косвенного, непосредственного или опосредствованного, индивид «присваивает» те духовные богатства, которые созданы другими людьми (или, точнее было сказать, приобщается к ним) и вместе с тем привносит в них то, что накопил в своем индивидуальном опыте.

С точки зрения развития личности (в том числе ее психических свойств) в этом процессе диалектически сочетаются две противоречивые тенденции: с одной стороны, личность приобщается к жизни общества, усваивает опыт, накопленный человечеством; с другой - происходит ее обособление, формируется ее своеобразие. <...>

Все вышесказанное подводит к вопросу о функциях общения
жизни индивида, на индивидуальном уровне общественного бытия
человека. Функции эти многообразны. …Перечислим лишь некоторые из основных функций общения.

Используя одну из возможных систем оснований, допустимо вы делить три класса этих функций: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную. В них специфическим образом проявляются внутренние связи коммуникативной функции психики с когнитивной и регулятивной. Первый класс охватывает все те процессы, которые могут быть описаны как передача-прием информации. Мы подчеркиваем неразрывность этих двух моментов информационного взаимодействия между людьми: любая передача информации предполагает, что ее кто-то получит. Нужно отметить, что исследование информационных процессов было вызвано прежде всего потребностями развития техники связи. Именно в этой области сформировалась теория информации, получившая позднее распространение в ряде наук. Оценка информационных характеристик технических устройств важна не сама по себе, а лишь постольку, поскольку они являются средствами общения между людьми. Ведь в конце концов определение потоков информации, передаваемых по техническим каналам связи, их скорости, точности и т. д. нужны для того, чтобы обеспечить своевременную и точную передачу информации от человека к человеку.

Сложившиеся схемы анализа информационных процессов первоначально относились к опосредствованному (техническими устройствами) общению, позднее ими стали пользоваться и при изучении непосредственного общения людей. Описание общения как процесса передачи-приема сообщений является, конечно, правомерным, но позволяет рассмотреть только одну из его функций. Да и эта функция раскрывается лишь частично, поскольку информация берется как уже готовая. Между тем в реальных процессах общения между людьми информация не только передается—принимается, но и формируется. <...>

Другой класс функций общения относится к регуляции поведения. Как отмечалось в предыдущей главе, психическое отражение обеспечивает не только познание человеком окружающей действительности и самого себя, но и регуляцию его поведения, в том числе деятельности. Экспериментальные данные, накопленные в исследованиях психической регуляции, и теоретические представления о ее структуре, динамике и механизмах (в частности, идея уровней регуляции) относятся к идивидуальной деятельности человека.

В условиях общения регулятивная функция психики проявляется специфическим образом. Благодаря общению индивид получает возможность регулировать не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а вместе с тем испытывать регуляционные воздействия с их стороны. Во взаимной «подстройке» действий, о которой говорилось в связи с анализом совместной деятельности, реализуется именно регуляционно-коммуникативная функция общения.

В процессе общения индивид может воздействовать на мотив, цель, программу, принятие решения, на выполнение отдельных действий и их контроль, т. е. па все «составляющие» деятельности своего партнера. В этом процессе осуществляется также взаимная стимуляция и взаимная коррекция поведения. Эти воздействия могут быть весьма глубокими, оказать влияние на личность в целом, а их эффекты — сохраняться в течение длительного времени.

В процессах взаимной регуляции используются многообразные средства: не только вербальные, но и невербальные. Более того, в исторически сложившейся системе средств есть такие, специальным назначением которых является взаимная регуляция поведения (особые обороты речи, жесты, стереотипы поведения и др.).

Именно в процессе взаимной регуляции формируются и проявляются феномены, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, которая может относиться к разным психологическим свойствам и иметь разные уровни, общий стиль деятельности, синхронизация действий и т. п. В этом процессе осуществляются взаимное стимулирование и взаимная коррекция поведения.

С регуляционно-коммуникативной функцией связаны такие явления, как подражание, внушение, убеждение. Особенности ее определяются характером функциональных связей между людьми, которые складываются в совместной деятельности, и межличностными отношениями.

Взаимная регуляция поведения людей в группе есть существенный фактор превращения ее в совокупного субъекта деятельности. <...>

Функции общения, названные выше «аффективно-коммуникативными», относятся к эмоциональной сфере человека. В процессах общения люди не только передают информацию друг другу или оказывают друг на друга те или иные регуляционные воздействия. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей. Этими условиями определяется уровень эмоциональной напряженности, в этих условиях осуществляется и эмоциональная разрядка. Из жизни хорошо известно, что потребность в общении у человека очень часто возникает именно в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние.

В процессе общения людей могут изменяться как модальность, так и интенсивность их эмоциональных состояний: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Специфическим феноменом общения является групповое эмоциональное состояние (Парыгин). Важнейшая роль в формировании и развитии эмоциональных состояний (особенно групповых) принадлежит паралингвистическим и невербальным средствам общения.

Поскольку общение является многомерным процессом, его функции можно классифицировать и по другой системе оснований. Можно, например, выделить такие функции, как организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений. <...>

В реальном акте непосредственного общения все перечисленные функции (в обоих вариантах классификации) выступают в единстве. При этом проявляются они так или иначе по отношению к каждому участнику общения, но различным образом. Например, акт общения, выступающий для одного как передача информации, для другого может выступать в функции эмоциональной разрядки. Для участников общения неодинаковы также функции организации совместной деятельности, интерперсонального восприятия и межличностных отношений.

Обе рассмотренные классификации функций общения, конечно, не исключают ни друг друга, ни возможности предложить иные варианты. Вместе с тем они показывают, что общение должно изучаться как многомерный процесс, характеризующийся высокой динамичностью и полифункциональностью, т. е. изучение общения предполагает применение методов системного анализа.

Конкретно-психологическое исследование общения требует разработки представлений о его структуре и динамике. Исследуя структуру общения, можно говорить по крайней мере о трех уровнях анализа.

На первом уровне (его можно было бы назвать макроуровнем) анализа общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. Этот уровень предполагает изучение развития общения в интервалах времени, сопоставимых с длительностью жизни человека, в плане анализа психического развития индивида. Здесь важно определить те социальные группы (трудовой или учебный коллектив, семья и т. д.), в которые он включается, и тот круг лиц, с которыми он общается, непосредственно и опосредствованно.

В целом общение индивида с другими людьми на этом уровне анализа можно рассматривать как сложную развивающуюся сеть взаимосвязей. В этой сложной сети можно выделить отдельные линии общения данного конкретного индивида с другими конкретными индивидами и социальными группами. Если рассматривать любую из таких линий изолированно (это допустимо в целях научного анализа), то первое, что обнаруживается, это прерывность общения. В развитии общения отдельных людей возможно изменение его интенсивности, о которой свидетельствует частота общений.

Чтобы выявить факторы, влияющие на содержание и динамику общения, необходимо обратиться к анализу общества, в котором живет данный индивид. Общественные институты, классовые, семейные, национально-этнические традиции, нормы и т. д. определяют, кто с кем, по какому поводу вступает в общение. На этом уровне анализа психология смыкается с социологией. Круг психологических проблем, возникающих здесь, весьма широк. К нему относятся проблемы развития форм общения, их зависимости от существующих в данном обществе (и социальных группах) норм, традиций и правил поведения, взаимоотношения общественного и индивидуального сознания, возрастных особенностей психики, развития способностей, характера, потребностей и мотивов, формирования жизненных планов индивидов и т. д.

Этот уровень является основным в исследованиях личности, направленности ее деятельности, мотивационной сферы и межличностных отношений.

Второй уровень анализа (мезауровень) относится к изучении
отдельных контактов, в которые вступают люди. Речь идет о тех моментах их жизни, когда они решают ту или иную задачу совместно
(совместная деятельность, беседа, игра и т. д.). Если проанализировать некоторый временной отрезок жизни индивида (год, месяц,
даже день), обнаруживается, что в какие-то интервалы времени
он вступает в общение с одним человеком, в какие-то — с другим,
какие-то интервалы времени общение является опосредствованным
(или косвенным) и т. д. Общение чередуется с индивидуальной деятельностью, меняются партнеры общения.

В этом сложном процессе можно выделить те моменты, которые выступают действительно как общение, как взаимодействие индивидов. Каждый такой отдельный момент можно назвать периодом общения. Он может длиться часы или минуты. Но дело, конечно, не просто в длительности. Главное — это содержание общения. Будет ли это обмен мнениями, планирование совместной деятельности, общение ради эмоциональной разрядки или что-то другое — зависит от конкретных условий жизни вступающих в общение людей. Пожалуй, содержание каждого конкретного периода общения можно обозначить термином «тема», принятым в лингвистике и связанных с нею науках. Этот термин обозначает содержание общения с той же мерой точности, что и термин «предмет» — содержание деятельности.

На этом уровне анализа важно раскрыть динамику общения, развитие его темы, выявить используемые средства (вербальные и невербальные), т. е. рассмотреть общение как процесс, в ходе которого и осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями и т. д. При этом нужно иметь в виду, что каждый отдельный период общения может быть завершенным (если тема исчерпана, общение либо прекращается, либо возникает другая тема) и незавершенным (если тема не исчерпана, сохраняется потребность в возобновлении общения).

Как правило, потребность индивида в общении с другим (или другими) возникает тогда, когда он сталкивается с проблемной ситуацией и при этом оказывается, что для решения возникшей задачи его собственного опыта недостаточно. Такая ситуация может возникнуть не только в ходе выполнения индивидом той или иной деятельности, но и в развитии его взаимоотношений с другими людьми.

Исследования на этом уровне позволяют выявить в периоде общения несколько основных фаз.

Начальная фаза состоит в формировании некоторых «общих координат» (опорных образов, точек отсчета и т. п.), определяющих развитие всего дальнейшего процесса: относительно этих координат строится поведение каждого из участников общения. Здесь происходит «выравнивание информированности». Длительность данной фазы зависит от многих факторов — от соотношения социальных функций вступающих в общение людей, их индивидуальных особенностей, знаний, умений и навыков, которыми владеет каждый из них, прошлых контактов между ними и т. д.

На второй фазе формируется совместная программа процесса общения, включающая распределение функций между его участниками и их сопряжение. Нужно отметить, что эта программа обычно не является жесткой, однозначно определяющей поведение каждого из участников общения. Она задает лишь общую стратегию их поведения.

Следующая фаза состоит в согласовании временных характеристик психических процессов и состояний (например, их синхронизация), а также в формировании «общего фона» знаний, умений и навыков. Решая ту или иную задачу, каждый из участников общения использует не только свой собственный опыт, но и опыт, которым располагают его партнеры. Процесс общения включает взаимное управление, контроль и коррекцию, развиваясь как бы по спирали.

В результате общения либо вырабатываются общие позиции его участников и создается некоторая общность («совокупный субъект»), либо, напротив, обнаруживаются их противоречия и несовместимость по тем или иным свойствам (возможен конфликт). Соотношение перечисленных фаз зависит от темы общения и психологических особенностей участвующих в нем людей. В реальном процессе общения эти фазы могут как бы перекрывать друг друга.

Основной круг психологических проблем, возникающих на данном уровне анализа, относится к исследованию особенностей динамики психических процессов и состояний человека.

Наконец, третий уровень анализа (микроуровень) предполагает изучение отдельных сопряженных актов общения, выступающих в роли своеобразных элементарных его единиц. Подчеркнем, что элементарная единица общения это — именно сопряженный акт. Он включает не только действие одного из индивидов, но и связанное с ним содействие (или противодействие) партнера. Анализ речевого общения (диалога) позволяет выделить три основных простых вида циклов: сообщение — отношение к нему; вопрос — ответ; побуждение к действию — выполнение. Эти циклы могут образовывать сложные формы взаимодействия, чередуясь во времени, включаясь друг в друга, «пересекаясь». Как показала Т. Н. Ушакова, несмотря на последовательность высказываний участников речевого общения, его контур остается неразрывным; в процессе общения происходит как бы перенос внутриречевого (смыслопродуцирующего) звена, являющегося инвариантным в любой форме общения одного партнера во внутриречевое звено другого. Но общение не исчерпывается только речевыми циклами. В него включают также сопряженные эмоциональные реакции, взаимосвязанные мимические и пантомимические движения.

Еще более глубокий уровень изучения процессов общения относится к их физиологическому обеспечению. При этом, так же как и в исследовании деятельности, дело не может ограничиваться анализом только нейрофизиологического обеспечения (хотя, как и деятельности, здесь ему принадлежит ведущая роль); важно изучить всю систему физиологических процессов. <...>

ІЛЮСТРАЦІЇ ДО ДИСЦИПЛІНИ «ЗАГАЛЬНА ПСИХОЛОГІЯ»[51]

Психічні явища

Функции и структура общения - student2.ru Функции и структура общения - student2.ru Функции и структура общения - student2.ru

Психічні процеси Функции и структура общения - student2.ru Психічні стани Функции и структура общения - student2.ru Психічні властивості
пізнавальні (пізнавальна сфера психіки): відчуття сприймання пам’ять уявлення мислення мовлення уява увага емоційно-вольові (емоційно-вольова сфера психіки): емоції воля настрій піднесення ейфорія хвилювання тривожність пригніченість апатія страх зібраність рішучість розгубленість зосередженість сумнів та ін. психологічна готовність до діяльності (особистісні властивості): самосвідомість спрямованість характер здібності темперамент  
           

Функции и структура общения - student2.ru Функции и структура общения - student2.ru Функции и структура общения - student2.ru

Діяльність, спілкування, поведінка (форми активності)

Рис. 29. Структура психічних явищ


  Потреби  
Функции и структура общения - student2.ru
  Спонуки Функции и структура общения - student2.ru Ціннісні орієнтації  

Функции и структура общения - student2.ru Функции и структура общения - student2.ru

  Усвідомлені спонуки (власне мотиви)
 
  Функции и структура общения - student2.ru

- життєві цілі, плани - інтерес

- ідеал

- світогляд

- переконання

- самосвідомість

    Неусвідомлені спонуки  
 
  Функции и структура общения - student2.ru

- потяг

- бажання

- установка

Рис.30. Структура спрямованості особистості

ГЕНІАЛЬНІСТЬ

Функции и структура общения - student2.ru

Функции и структура общения - student2.ru ТАЛАНТ

ОБДАРОВАНІСТЬ

       
  Функции и структура общения - student2.ru   Функции и структура общения - student2.ru

СПЕЦІАЛЬНІ ЗАГАЛЬНІ

       
  Функции и структура общения - student2.ru
    Функции и структура общения - student2.ru

Функции и структура общения - student2.ru ЗДІБНОСТІ

НАХИЛИ

 
  Функции и структура общения - student2.ru

ЗАДАТКИ

Рис. 31. Суть здібностей


ТИП ВНД ХАРАКТЕРИСТИКА НЕРВОВИХ ПРОЦЕСІВ ЗБУДЖЕННЯ І ГАЛЬМУВАННЯ ТИП ТЕМПЕРАМЕНТУ
сила врівноваженість рухливість
  Сильний Сильний   Врівноважений   Рухливий   Сангвінічний
  Нестримний   Сильний   Неврівноважений   Рухливий   Холеричний
  Інертний   Сильний   Врівноважений   Малорухливий   Флегматичний
  Слабкий   Слабкий   Неврівноважений   Малорухливий   Меланхолічний

Таблиця 10.

Наши рекомендации