Понятие общения, его структура и функции.

Общение -это взаимосвязь между людьми в ходе, которой возникает псих контакт, появляющийся в обмене информацией, взаимовлияний, взаимопереживаний.

Функции общения:

·общение регулирует совместную деятельность людей;

·ОБЩЕНИЕ ЯВЛ-СЯ ИНСТРУМЕНТОМ ПОЗНАНИЯ И САМОПОЗНАНИЯ;

·является условием формирования развития личности.

Учитывая сложность в структуре общения выделяют 3 взаимосвязанные стороны:

·коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между общающимися;

·интерактивная сторона общения состоит в организации взаимодействии между общающимися;

·перцептивная, которая означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Общение как обмен информацией.

В системе информационной связи выделяют непосредственное общение, опосредованное через СМИ передача любой информации осуществляется с помощью знаковых систем. Есть вербальная коммуникация здесь знаковой системой выступает речь и невербальная коммуникация Невербальные средства общения их функции: создают и поддерживают психологический контакт, регулируют процесс общения, придают новые смысловые оттенки словесному тексту, выражают эмоции, оценки, принятую роль смысловой ситуации. Различают среди невербальных средств общения:

1. оптико-кинетическую систему знаков - жесты мимика кот. отражают эмоциональные реакции человека придают общению нюансы,

2. контакт глазфункции взгляда - взгляд тесно связан с речью и является средством установления контакта. Женщины используют прямой взгляд он выполняет функцию синхронизации (говорящий меньше смотрит на собеседника, слушающий наоборот).Взгляд компенсирует действие факторов разделяющих собеседника, частота прямых взглядов зависит от статусов собеседников.

3. парангвистическаясистема знаков- качество голоса, тембр, высота, тональность интонации,

4. проксимика - пространство и время организации общения территориальность-занятие личностью или группой определенного физического пространства и контроль над ним и находящимися в нем объектами.

Виды территорий:

· публичная пространство кот. доступно всем желающим,

· территория взаимодействия (политические мероприятия)

· домашнее пространство кот представляет свободу с чувством контроля и интимности

· телесное(личное) пространство можно разделить на 4 зоны.

Непосредственное окружение личности вторжение в кот вызывает состояние дискомфорта. Личностное пространство от 45см до 1,2м.границы личностного пространства зависят от состояния знакомства, пола, возраста, симпатии,Тесное знакомство и симпатии сокращают это пространство.Женщины ближе мужчин, дети ближе взрослых. Интимноепространство от 15-48см. Социальная зона от1,2до3,6м.Общественная зона более 3.6м.

Барьеры непонимания

Поршнев изучал соц-но-психол-ие механизмы кот создают барьеры на пути коммуникации, пришел к выводу, что речь была способом суггестии/внушения/ и механизм такого внушения следующий: если на лицо полное и безоговорочное доверие, то слова вызывают у слушающего те же образы кот имеет в виду говорящий.Немотря на то что говорящий внушает слушающий, чтобы не стать орудием защищается, он отпускает доверие осторожно в ответ возникает контрсуггестия (противовнушение). Оно является главной причиной возникновения барьеров. Виды контрсуггестии

· избегание

· непонимание

· авторитет.

Избегание и авторитет- это защита от источника коммуникации, а непонимание от самого сообщения. Контрсуггестия - защита от внушения, внушение возможно при доверии, следовательно контрсуггестия - защита от доверия. Мы определяем партнера при помощи стереотипизации.

Избегание-люди избегают соприкосновения с источником информации. Борьба с этим видом контрсуггестиии включает в себя управление вниманием слушающего. Приемом привлечения внимания является прием нейтральной фразы, что не связано с основной темой, но важно для слушаюшего. Прием завлечения: в начале говорящий произносит что-то трудно воспринимаемым образом, тихо, неразборчиво. Установление зрительного контакта, также прием привлечения внимания. Для поддержания внимания нужно развивать навыки слушания, прием навязывания ритма, прием акцентировки, можно использовать служебные фразы (важно отметить, обратите внимание ). Феномен авторитета – разделив людей на авторитетных и нет, одним мы доверяем другим - нет. Непонимание – очень часто опасная информация может исходить от людей кот мы доверяем. Есть 4 уровня непонимания:

· фонетический

· семантический

· стилистический

· логический.

Фонетический – диапазон от неполного до полного. Неполное непонимание, когда говорят быстро, невнятно, мимика не соответствует тексту.

Семантический: степень знакомства, жаргоны, одно и то же слово имеет разные значения, смысловые поля у людей разные.

Стилистический: стиль не соответствует содержанию, отношение формы к содержанию. Сообщение должно быть правильно структурировано. Прием структурирования – правило рамки, рамку создает начало и конец разговора. Начало – цели, перспективы, конец- итоги, степень достижения цели.

Логический уровень непонимание партнера характеризуется тем,что одним из участников общения не принимаются логика и аргументы другого.

Т. о понимание партнера, адекватное представление о его точки зрения, целях, индивидуальных особенностях – главное условие для преодоления всех барьеров.

Наши рекомендации