Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы 2 страница

Понимание консультирования как «помощи людям в их оказании помощи са­мим себе», как это определяет, например. М. Херберт. позволяет представить этот процесс следующим образом:

Консультант  
Использует   Помогает клиенту  
Навыки построения взаимоотноше­ний: • уважение; • подлинность; • эмпатия   Чувствован» себя ценным, понимае­мым и быть подготовленным дове­рять консультанту  
Консультант  
Использует   Помогает клиенту  
Навыки исследования и прояснения (ситуации, чувств, мыслей, действий, фантазий, мотивов и т. п.): • достигать договоренности с клиен­том и соблюдать договоренность; • задавать вопросы; • обобщать сказанное; • выделять главное и фокусировать­ся на нем; • отражать сказанное клиентом; • конкретизировать; • конфронтировать   Говорить и исследовать; глубже по­нимать что, как и почему;видеть возможные варианты; обдумывать альтернативы и выбирать из ряда альтернатив  
Навыки планирования: 4 • формулировать цели; • планировать действия; • владеть стратегиями разрешения проблем   Развивать способность к ясному целеполаганию; формировать конкрет­ный план действий; осуществлять (при поддержке) то, что необходимо сделать  

Таким образом, консультирование является процессом, в котором человек до­стигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности. М. Катц (Каtz, 1969) писал, что консультирование занимается не тем, чтобы научить лю­дей принимать мудрые решения, а тем, чтобы научить их принимать решения мудро. Именно таким образом можно достичь действительного самоусилeния (т. е. увеличения и более широкого использования собственного потенциала) клиента. В консультировании не поощряется пассивность и зависимость клиента. Напро­тив, создается ситуация, когда клиент чувствует себя принимаемым, услышан­ным, заслуживающим уважения и неоцениваемым. Это способствует развитию его доверия к самому себе и увеличивает его способность принимать собственные решения.

Так же как и в теории психотерапии, в теории консуль­тирования не утихают дискуссии между представителями различных школ. В части отношения к процессуальным характеристикам эти дискуссии можно кратко обозначить следующим образом:консультировать, анализировать или обучать?

Как более молодое по сравнению с психоанализом и психотерапией направление психологическое консульти­рование испытало влияние методологических различий в подходах к проблемам личностного развития и человеческого страдания. Психоаналитические корни мож­но найти в методах консультирования детей и родителей в ситуациях задержек развития ребенка; в раннем вмешательстве («еаrlу intervention — работа с младен­цем и его родителями); в консультировании по поводу расстройств питания (булимия, анорексия); в видах посттравматического консультирования, основанного на работе по разрядке предшествующих, часто детских, психологических травм (например, переоценочное соконсультирование X. Джекннса (Jackins, 1965)).

Ряд консультантов, представляющих когнитивно-бихевиоральный подход, на­стаивают, что эффективное консультирование является по существу обучением или переобучением клиента. Они считают, что консультирование может увели­чивать зависимость клиента от консультанта, если не ставить задачу обучения клиента жизненно важным для него навыкам. Так стали появляться программы обучения различным жизненным навыкам («Lifeskills Teaching Programmes»), на­пример: «Как быть неагрессивно настойчивым», «Как эффективно организовы­вать свое время», «Как завязывать, поддерживать и заканчивать взаимоотноше­ния», «Как быть позитивным по отношению к самому себе», «Как эффективно проживать жизненные изменения» и т. п. Подобные программы трансформируют понятие «компетентность» в понятие «способность обучаться» тем навыкам, ко­торые позволят человеку действительно взять на себя заботу о своей жизни и/или о жизни другого человека. Авторы этих программ также считают, что эффектив­ное обучение позволяет скорее предотвращать возможные кризисы, чем «лечить» и консультировать по их поводу (Норsоn, Sса11у, 1980).

Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амп­луа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.). так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в раз­личной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания по­мощи. Однако еще раз подчеркнем, что сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей, лежащих в основе оказываемой помощи.

Контрольные вопросы

1. Чем научный период в развитии социальной работы отличается от донауч-ного?

2. Какие дисциплины является пограничными с социальной работой?

3. Какова роль психологии в социальной работе?

4. Чем профессиональная помощь отличается от непрофессиональной?

5. Чем убеждения (например, социальных работников) отличаются от знаний и навыков?

6. Что делает определенную область знаний и практики профессиональной для общества?

7. Как изменялся предмет социальной работы по мере развития этой области?

8. Какие профессиональные дилеммы могут стоять перед представителями по­могающих профессий?

9. Нужна ли теория для уже развитой практики социальной работы?

10. Каковы профессионально важные качества социального работника?

11. Назовите важнейшие этические правила психолога. Какие из них могут быть неосуществимы и реальной практике па сегодняшний день?

12. Какая может быть ответственность за нарушение этических правил в профес­сиональной деятельности?

13. Что такое «здоровые» человеческие системы?

14. Каковы преимущества и ограничения групповых форм помощи?

15. Как вы представляете себе идеальное терапевтическое сообщество?

Глава 3 Психологические основы методологии социальной работы

Современный структурный подход в социальной работе

Наиболее ясно принципы современного структурного под­хода в социальной работе выражены в документах, регла­ментирующих деятельность социальных работников. Так, в требованиях и правилах для дипломированных социальных работников, принятых Британской ассоциацией социальных работников (ВАSW) в 1990 г., указывается, что квалифи­цированный социальный работник должен быть способным (ССЕТSW, 1990):

1) развивать осознание внутренних связей процессов угне­тения в обществе и расовыми, классовыми вопросами и вопросами пола;

2) понимать и противодействовать стигматизации и дискри­минации на основе различий пола, возраста, вероиспове­дания и принадлежности к секте, на основе факта инва­лидности, «неполноценности» (disability) и бедности;

3) проявлять и показывать осознание индивидуального или институционального расизма и пути борьбы с обоими с помощью антирасистских практик;

4) развивать понимание различий полов и демонстрировать антисексизм в практике социальной работы;

5) признавать необходимость и способствовать развитию по­литик и практик, которые являются антидискриминационным и направлены против угнетения.

Согласно этой позиции, все социальные работники в ходе основного профессионального тренинга должны развить по­нимание экономических, социальных и политических сил, действующих в обществе, в котором они будут работать. Бо­лее того, предполагается, что они будут действовать (а так­же демонстрировать и доказывать это) в соответствии с эти­ми знаниями и в их действиях будет проявляться знание тех структур, которые формируют жизни, выборы и возможности людей, которые могут стать клиентами социальной работы. Этот подход несет ясный отпечаток подхода социальных наук: социологии, политологии, социальной политики. Пред­ставители этого подхода критикуют тенденцию недооценивать роль знаний о струк­туре и функциях общественного устройства в профессиональной теоретической и практической подготовке социальных работников. Они считают неверным то, что, «игнорируя» структурные компоненты, общие для ситуации, в которых оказыва­ются клиенты, основная масса литературы по социальной работе фокусируется в первую очередь на методах и техниках работы с индивидуумами и группами. С их точки зрения, методы социальной работы представляют собой инструменты, с по­мощью которых социальный работник должен «исправлять» ситуации.

Именно эту тенденцию структурного подхода отражают требования к квали­фицированному социальному работнику последнего десятилетия: от него ожида­ют, что он будет развивать практики, которые сами по себе являются вызовом и альтернативой по отношению к любого рода проявлениям неравенства и неспра­ведливости в обществе, иными словами, от него требуют, чтобы он занимал актив­ную социальную позицию.

С этими требованиями не согласна часть специалистов в области обучения со­циальной работе, которые считают, что, поскольку исторически социальная рабо­та возникла как средство заботы о малоимущих, она всегда изначально игнориро­вала социальные, классовые, расовые и другие различия. Можно рассматривать эту тенденцию деполитизации социальной работы как намеренную и оправдан­ную: такая стратегия направлена на то, чтобы, как пишет Дж. Лишман, и эту точку зрения разделяют многие ведущие специалисты, «сердца и умы практиков были бы посвящены индивидуальным отклонениям, а их методы и техники оставались бы не деформированными реальностями общества, где они используются». Структурный подход предполагает, что социальный работник понимает механизмы различных видов неравенства, существующих в обществе, кроме того, в своей работе он оперирует знаниями о распределении сил и экономи­ческих ресурсов, он знает содержание этих ресурсов, каким интересам они служат. а также принимает участие в распределении части ресурсов. В рамках структурно­го подхода можно выделить два различных направления. Первое предполагает, что социальный работник понимает структурное status guo, в котором находится общество в целом и клиент в частности, и его профессиональная активность не на­правлена на разрушение этого положения. Так, М. Дэвис, автор теории о позитив­ной практике социальной работы, считает, что «социальная работа — это продукт неравенства и несовершенства общества» и целью государства, ее создавшего, яв­ляется гуманная защита для его наиболее уязвимых граждан. Следуя этому положению, он считает, что суть социальной работы заключается в поддержании; поддерживание стабильного, хотя и не статичного, общества, под­держивание прав и обеспечение возможностей для тех, кто в непланируемом, не­контролируемом сообществе не выжил бы. Его теория поддержания видит функции социального работника в «поддерживании механизма путем смазывания межличностных колес в обществе». Он считает, что существование и выживание социальной работы зависят от двух условий: первым является уваже­ние со стороны социальных работников к политической и экономической жизне­способности общества и лежащей в его основе политической философии. Вторым условием является то, что государство со своей стороны посвящает себя справед­ливому, законному и гуманному обществу, в котором нрава каждого человека, а особенно наиболее уязвимого его гражданина, являются предметом его заботы. При выполнении этих условий социальный работник не бросает вызов настояще­му положению дел в обществе; это не значит, что он не занимается распределени­ем ресурсов или не поднимает вопроса о дискриминации клиента. Адвокатура ос­тается одним из методов его работы, но сама работа отличается от любой другой политической активности любого члена общества тем, что она направлена по ор­ганизационным каналам, и социальный работник при этом является представите­лем государства и «носителем его мандата».

В донаучный период существовало только две модели помощи — утешение и наставление

Контрастным по отношению к этому является второе направление в структур­ном подходе, которое получило название радикальной социальной работы. Для представителей этого направления государство является служителем конкретных доминирующих интересов в обществе и не может играть нейтральную или гуман­ную роль по отношению к своим незащищенным членам. Поэтому, на их взгляд, следование предыдущей позиции означает, что социальный работник служит про­водником политики угнетения, дискриминации и такая его деятельность углубля­ет процессы стигматизации в обществе. Радикальные социальные работники, так же как и нерадикальные, считают, что социальный работник должен понимать распределение сил в обществе, но они видят его функции в противостоянии поли­тике угнетения; методами борьбы они считают профессиональные методы измене­ния отношений между службами социальной работы и ее пользователями: службы должны передать свою силу и возможности пользователям. Важная роль социаль­ного работника заключается также в том, чтобы обращать внимание общественно­сти и делать очевидными феномены дискриминации, которые общество не заме­чает. Речь идет о правах детей и подростков, женщин, различных меньшинств и т. д., но о правах не только формальных, но также и о различиях в субъективных ожиданиях, которые имеются у общества по отношению к различным социаль­ным, возрастным, половым и национальным группам. Важным также является общественноепризнание опыта и фактов невольной, неосознаваемойдискрими­нации и ущемления и обществе.

Для применения структурного подхода видится важным проведение анализа ситуации, с которой имеет дело социальный работник; такой анализ должен про­водиться на нескольких уровнях:

• структурном, который заключается в понимании феноменов и фактов нера­венства и того, как они подкрепляются за счет социальных, классовых, половых, возрастных, этнических, региональных, психологических (например, «умст­венная отсталость») и физических различий;

• организационном, который заключается в анализе потребностей, ресурсов и их распределения в соотношении к потребностям; анализе степени трудности си­туации, в которой оказались клиент или группа; выявлении путей, с помощью которых вмешательство социального работника обеспечит клиенту (клиентам) доступ к необходимым ресурсам;

• интеракционном, или психосоциалъном, который заключается в том, как могут быть поняты личные трудности клиента или группы с точки зрения эффекта влияния как внешних, структурных сил, так и личностных особенностей.

Данное описание схемы анализа является приемлемым как для поиска консен­суса (первое, нерадикальное направление в структурном подходе), так и для кон­фликтного анализа социальной структуры (радикальное направление).

Диагностический и функциональный подходы в современной социальной работе

Исторически функциональный подход возник в теории и практике американской

социальной работы как альтернатива предшествующему диагностическому под­ходу. Еслидиагностический подход у теоретиков ассоциируется с использовани­ем фрейдовской модели психосоциального детерминизма в социальной работе, то функциональный — с использованием модели О. Ранка и с последующим вклю­чением в этот подход других близких моделей. В. Йела описывает это следующим образом: «Взгляд на человека как на злополучный продукт взаимодействия внеш­них и внутренних сил уступил дорогу позитивному, обнадеживающему взгляду на него как на творца своей судьбы, способного, креативно используя этот внеш­ний и внутренний опыт. интегрировать свой опыт. Психология болезни была от­вергнута, занявшая ее место психология позитивного человеческого потенциала и способности изменяться дала импульс и направление для нового метода социаль­ной работы. Решительно отвернувшись от диагностической предубежденности относительно прошлого, функционализм поставил новый акцент на опыте, имею­щем место в настоящий момент, и на способности этого опыта освободить потенци­ал для роста. Концепция лечения была заменена концепцией сервиса: помощи, где используются динамические взаимоотношения между социальным работником как помощником и клиентом как детерминантой этого процесса». Центр изменений виделся теперь не в социальном работнике-терапев­те, а в клиенте. Даже термин «саsеworker», который первоначально подразумевал социального работника, использующего психодинамический подход (другого просто не существовало до 1950-х гг.) в работе со случаем, стал называться «функцио­нальной работой со случаем» в отлично от «диагностической», поскольку отражал процесс работы с ситуацией, а не ее описательный анализ.

В отличие от диагностического подхода с его оценкой глобальных параметров жизненного пути и развития личности клиента в рамках функционального подхода внимание концентрировалось на фазе, фрагменте общей проблемы клиента; вооб­ще проблема клиента определялась в соответствии с возможностями конкретной службы, агентства социальной работы, поскольку теория и практика показывали, что решение конкретной реальной, пусть частной, проблемы клиента освобождает его энергию и возможности справляться самому с другими своими проблемами. Функциональный подход остается психодинамическим в том смысле, что основы­вается на принципе усиления Эго; акцентируется на текущих отношениях с ли­цом, оказывающим помощь; в нем признается важная роль и неизбежность процес­сов сопротивления, внутренних конфликтов, контржеланий; но диагноз (при этом важно помнить, что в действительности дискуссия ведется но поводу социально-психологического, а не психоаналитического диагноза) представляет собой, по мнению ведущего специалиста в области консультирования и социальной работы Р. Нельсон-Джоунса, процесс, осуществляемый самим клиентом. При этом кли­ент использует услуги агентства, предоставленные ему социальным работником, и сам оценивает свои способности и нужды, принимая или отвергая условия и от­ветственность, с которыми он столкнулся в ходе использования этой службы и ра­боты со своими проблемами. Социальные работники принимают ответственность не за диагноз и не за исход отношений клиента и службы социальной работы, а за их собственную самодисциплину и заботу о процессе, который идет внутри этого, процессе, с помощью которого реципиент помощи становится способным свобод­но и устойчиво смотреть в лицо альтернативам, открытым для него. Конечно, ди­агностические наблюдения работника могут быть сообщены клиенту, но они не яв­ляются ни основой, ни сутью процесса помощи.

Одно из определении процесса социальной работы в рамках современного функ­ционального подхода предлагает Н. Смолли: «Процесс использования социаль­ным работником специального метода во взаимоотношениях с "другими", кото­рый ведет к последующему характерному процессу вовлечения в движение по направлению к взаимно утвержденной цели, если эта цель соответствует специ­альной программе данной службы социальной работы». Основ­нымипринципами социальнойработы в таком понимании, по мнению этого уче­ного, чей вклад высоко оценивается другими теоретиками, являются следующие:

1. Диагноз должен быть соотнесен с назначением сервисной службы, должен раз­виваться по мере оказания сервисной помощи, должен меняться вместе с изме­нением феномена (т. е. проблемы, жалобы, запроса и пр.) и должен быть извес­тен и понятен клиенту.

2. Временные фазы работы (начало, середина и завершение) должны быть полно­стью использованы в интересах клиента.

3. Использование возможностей агентства дает фокус, содержание и направление процессу социальной работы, обеспечивает понятность этого обществу и во­влекает клиента в процесс, характеризующийся постепенностью, структуриро­ванностью и конкретностью.

4. Сознательное использование структуры, связанной с функциями и процессом, создает или представляет форму взаимоотношений между работником и кли­ентом.

5. Все процессы социальной работы подразумевают взаимоотношения, при кото­рых делается выбор или принимаются решения человеком, который получает помощь, и эти взаимоотношения должны быть таковыми, чтобы способство­вать целеполагающим выборам и решениям.

Важнейшими понятиями в функциональной социальной работе считаются вре­менные параметры работы, свобода выбора, тенденции роста. Как считает Смолли, главной целью всех усилий социальной работы является освобождение сил чело­века в целях его большей личной наполненности и для пользы общества; а также освобождение социальных сил для создания такого общества, таких институтов и такой социальной политики, которые сделают самореализацию наиболее возмож­ной для всех людей.

Психоаналитический подход в современной социальной работе

Сущность этого подхода заключается в том, что он признает важность психологи­ческого процесса — между собой и «значимым другим», между прошлым и на­стоящим опытом, между внутренней и внешней реальностью.

Напряжение междувнутренним и внешним миром людей является особенно очевидным и в то же время критичным именно для социальных работников. Воз­можно, главная простая причина, по которой некоторые социальные работники традиционно негативно относятся к идеям, основанным на психоанализе, и, сле­довательно, пренебрегают возможностью более широко проверить их потенци­ал, — их неспособность разрешить это напряжение. Происхождение этой неспо­собности часто лежит в отсутствии единого мнения о природе социальной работы и ее главных целях и задачах. Можно выдели гь две существенно различные точки зрения социальных работников по поводу оценки ситуации и вмешательства в нее: одна выделяет факторы окружающей среды и исключает роль эмоциональ­ных факторов; другая, как раз напротив, подчеркивает ведущую роль эмоций и от­ношений, но недооценивает важность социального окружения. Эта полярность остается непреодоленной и по сей день.

Безусловно, уже сейчас как в нашем обществе, так и во многих других — о чем резко пишут социальные ученые в Великобритании, США и других странах с раз­витой системой социальной работы — очень многие проблемы клиентов коренятся в бедности и их невыгодном положении. Грубое неравенство доступа к здраво­охранению, жилью, образованию и занятости, несомненно, существует и в Запад­ной, и Восточной Европе, и в Америке, и в Азии. Важно искать решение проблем скорее в разумных политических действиях, чем в помощи индивидуумам при­способиться к их несчастьям. Но структурные объяснения проливают мало света на то, например, почему некоторые люди оскорбляют своих детей, тогда как дру­гие в сходных социальных условиях не делают этого. Политические меры также не могут удовлетворить, например, хороню известную потребность супружеских пар в конфликтах или защитить детей при развале домашнего воспитания. Поэтому социальные работники не могут ограничивать свою деятельность как исключи­тельновнутренними проблемами клиентов, так и только ихсоциальным окруже­нием: они должны не только делать и то и другое, они должны также работать над взаимодействием внешних и внутренних факторов и даже по возможности на­правлять его. Это означает, что они должны уметь разрешат!» напряжение между внутренней и внешней реальностью, а это одна из сложнейших общечеловеческих задач.

Более того, любое современное общество сегодня оказывает на социальных ра­ботников все возрастающее давление с целью, чтобы они демонстрировали эф­фективную работу в виде быстродействующих, недорогостоящих, узкоцелевых и конкретных программ, неких «пакетов скорой социальной помощи». При таком грубо прагматическом подходе социальные работники могут прийти к взгляду на мир чувств и отношений человека как на не относящуюся к «серьезному делу» по­меху, вторжение или, в лучшем случае, — как на необязательную добавку. Опять-таки должен быть соблюден баланс между внутренней и внешней реальностью:

практические меры не могут быть точно нацеленыбез хорошего понимания ихэмоциональной значимости для клиента.

В оценке уместности психодинамическихидей для социальной работы надо принять в расчет одно важное различие между огромным значением психоанали­тическогопонимания человеческого поведения и большой ограниченностью при­ложения этого подхода какметода вмешательства. Психодинамический подход может иметь огромное значение для понимания социальными работниками про­исходящего в жизни их клиентов и для их собственных отношении в процессе со­гласованной социальной работы. Он также может поставлять информацию очень глубокого характера для процесса консультирования, однако это не делает кон­сультирование психотерапией. Большая ясность относительно границ между пси­ходинамическим подходом и другими видами психотерапии (и психоанализа, откуда проистекает большая часть проницательности использующих его специалистов) помогла бы избежать многих бесплодных и острых дебатов о пользе психодина­мического подхода в социальной работе.

Наконец, необходимо улучшить способ преподавания психоаналитического об­раза мысли в программах обучения социальной работе. Обучение должно происхо­дить как на уровне переживания (опыта), так и на когнитивном уровне. Необходи­мо сочетание академического понимания с профессиональным и личным опытом. Оно будет предъявлять требования к самосознанию и эмоциональным ресурсам студентов, учителей и практиков. Реализация огромного потенциала психодина­мического подхода требует, чтобы он был сообщен в манере, которая вызывает к жизни напряжение — и разрешение — между внутренней и внешней реальностью. Чтобы это случилось, требуются адекватная поддержка и информированное руко­водство, дабы эти идеи получили возможность переноса в сознание и практику.

Психодинамический подход к консультированию долго занимал ведущее ме­сто в социальной работе, несмотря на то что в некоторых школах социальной работы он иногда подвергался критике со стороны тех, кто имел время только для «быстродействующего» поведенческого подхода. К 1980-м гг. психологическое консультирование за рубежом стало совершенно определенным образом отли­чаться, с одной стороны, от психотерапии, а с другой — от выдачи советов и ре­комендаций и как метод достигло высокой оценки среди профессий, связанных с помощью, куда, естественно, в первую очередь входит социальная работа. На распространенность того или иного подхода к консультированию обычно оказы­вают влияние исторически сложившиеся традиции в той или иной стране, в частно­сти предшествующие психологические и психотерапевтические школы; в настоящее время в развитых системах социальной работы обычно доминируют две основные школы —психодинамическая и личностно-ориентированная. Поскольку психо­динамические идеи продолжают развиваться как в западной, так и в восточно­европейской культуре, этот подход к консультированию оказывается в итоге наибо­лее приемлемым и эффективным, даже если на ранних этапах тренинга социальных работников личностно-ориентированный недирективный подход часто кажется более привлекательным с его упором скорее на условия для изменения, чем на техники и метод, и с его гуманистической верой в эффективность любви и интереса. На практике основные навыки и условия, т. е. способы слушания, альтернативные типы ответов, способы обращения с клиентами, являются общими для многих стилей и школ консультирования. При обучении социальных работников нужно убедиться, что студенты прочно овладели основными навыками: что они внима­тельно слушают своих клиентов, следят за своими собственными ответами, как явными, так и неявными (особенно по отношению к вещам, которые заставляют клиента и/или консультанта чувствовать тревогу или озабоченность), и проявля­ют уважение и принятие другой личности. Представители как личностно-ориентированного, так и психодинамического подхода считают все это существенным для процесса оказания помощи.

Иногда психодинамический подход изображают карикатурно, как ригидную систематизирующую теорию, под которую «подгоняются» люди; на деле же, по­скольку психодинамическое консультирование признает огромное значение на­копленного знания о структуре и развитии личности, полученного в результате глубинной работы с клиентами, эта база знаний настолько обширна, что лишь при тщательном слушании каждого нового клиента возможно некоторое приближе­ние к его пониманию.

Психодинамический подход не может быть охарактеризован просто как «бытие» с клиентом, как ни важны это консультирование, центральные взаимоотношения между клиентом и консультантом. Именно то, что эти отношения означают и что они говорят о клиенте, ведет при определенных об­стоятельствах и в социальной работе к тому, что известно в психоанализе как инсайт. Инсайт во всех трех основных формах социальной работы — консультирова­нии, поиске ресурсов и создании сети поддержки (а также и в супервизорстве в социальной работе) — вносит существенный вклад в процесс изменения, посред­ством чего усиливается центральное чувствующее и наблюдающее Эго; другими словами, у человека усиливается «чувство Я». Таким образом, частично именно через инсайт клиент получает возможность принять на себя тот вид контроля над внутренними чувствами и реакциями, который приходит от понимания их силы и значимости.

Психодинамический подход в конечном счете настолько богат возможностями для понимания, что консультанту необходимо только иметь как можно больше информации, а объем и разнообразие публикаций за последние 100 лет, количест­во новых теорий, исследований и клинических наблюдений в области психоаналитического знания неизмеримо превышают интенсивность развития других на­правлений.

Наши рекомендации