Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы 2 страница
Понимание консультирования как «помощи людям в их оказании помощи самим себе», как это определяет, например. М. Херберт. позволяет представить этот процесс следующим образом:
Консультант | |
Использует | Помогает клиенту |
Навыки построения взаимоотношений: • уважение; • подлинность; • эмпатия | Чувствован» себя ценным, понимаемым и быть подготовленным доверять консультанту |
Консультант | |
Использует | Помогает клиенту |
Навыки исследования и прояснения (ситуации, чувств, мыслей, действий, фантазий, мотивов и т. п.): • достигать договоренности с клиентом и соблюдать договоренность; • задавать вопросы; • обобщать сказанное; • выделять главное и фокусироваться на нем; • отражать сказанное клиентом; • конкретизировать; • конфронтировать | Говорить и исследовать; глубже понимать что, как и почему;видеть возможные варианты; обдумывать альтернативы и выбирать из ряда альтернатив |
Навыки планирования: 4 • формулировать цели; • планировать действия; • владеть стратегиями разрешения проблем | Развивать способность к ясному целеполаганию; формировать конкретный план действий; осуществлять (при поддержке) то, что необходимо сделать |
Таким образом, консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности. М. Катц (Каtz, 1969) писал, что консультирование занимается не тем, чтобы научить людей принимать мудрые решения, а тем, чтобы научить их принимать решения мудро. Именно таким образом можно достичь действительного самоусилeния (т. е. увеличения и более широкого использования собственного потенциала) клиента. В консультировании не поощряется пассивность и зависимость клиента. Напротив, создается ситуация, когда клиент чувствует себя принимаемым, услышанным, заслуживающим уважения и неоцениваемым. Это способствует развитию его доверия к самому себе и увеличивает его способность принимать собственные решения.
Так же как и в теории психотерапии, в теории консультирования не утихают дискуссии между представителями различных школ. В части отношения к процессуальным характеристикам эти дискуссии можно кратко обозначить следующим образом:консультировать, анализировать или обучать?
Как более молодое по сравнению с психоанализом и психотерапией направление психологическое консультирование испытало влияние методологических различий в подходах к проблемам личностного развития и человеческого страдания. Психоаналитические корни можно найти в методах консультирования детей и родителей в ситуациях задержек развития ребенка; в раннем вмешательстве («еаrlу intervention — работа с младенцем и его родителями); в консультировании по поводу расстройств питания (булимия, анорексия); в видах посттравматического консультирования, основанного на работе по разрядке предшествующих, часто детских, психологических травм (например, переоценочное соконсультирование X. Джекннса (Jackins, 1965)).
Ряд консультантов, представляющих когнитивно-бихевиоральный подход, настаивают, что эффективное консультирование является по существу обучением или переобучением клиента. Они считают, что консультирование может увеличивать зависимость клиента от консультанта, если не ставить задачу обучения клиента жизненно важным для него навыкам. Так стали появляться программы обучения различным жизненным навыкам («Lifeskills Teaching Programmes»), например: «Как быть неагрессивно настойчивым», «Как эффективно организовывать свое время», «Как завязывать, поддерживать и заканчивать взаимоотношения», «Как быть позитивным по отношению к самому себе», «Как эффективно проживать жизненные изменения» и т. п. Подобные программы трансформируют понятие «компетентность» в понятие «способность обучаться» тем навыкам, которые позволят человеку действительно взять на себя заботу о своей жизни и/или о жизни другого человека. Авторы этих программ также считают, что эффективное обучение позволяет скорее предотвращать возможные кризисы, чем «лечить» и консультировать по их поводу (Норsоn, Sса11у, 1980).
Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амплуа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.). так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания помощи. Однако еще раз подчеркнем, что сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей, лежащих в основе оказываемой помощи.
Контрольные вопросы
1. Чем научный период в развитии социальной работы отличается от донауч-ного?
2. Какие дисциплины является пограничными с социальной работой?
3. Какова роль психологии в социальной работе?
4. Чем профессиональная помощь отличается от непрофессиональной?
5. Чем убеждения (например, социальных работников) отличаются от знаний и навыков?
6. Что делает определенную область знаний и практики профессиональной для общества?
7. Как изменялся предмет социальной работы по мере развития этой области?
8. Какие профессиональные дилеммы могут стоять перед представителями помогающих профессий?
9. Нужна ли теория для уже развитой практики социальной работы?
10. Каковы профессионально важные качества социального работника?
11. Назовите важнейшие этические правила психолога. Какие из них могут быть неосуществимы и реальной практике па сегодняшний день?
12. Какая может быть ответственность за нарушение этических правил в профессиональной деятельности?
13. Что такое «здоровые» человеческие системы?
14. Каковы преимущества и ограничения групповых форм помощи?
15. Как вы представляете себе идеальное терапевтическое сообщество?
Глава 3 Психологические основы методологии социальной работы
Современный структурный подход в социальной работе
Наиболее ясно принципы современного структурного подхода в социальной работе выражены в документах, регламентирующих деятельность социальных работников. Так, в требованиях и правилах для дипломированных социальных работников, принятых Британской ассоциацией социальных работников (ВАSW) в 1990 г., указывается, что квалифицированный социальный работник должен быть способным (ССЕТSW, 1990):
1) развивать осознание внутренних связей процессов угнетения в обществе и расовыми, классовыми вопросами и вопросами пола;
2) понимать и противодействовать стигматизации и дискриминации на основе различий пола, возраста, вероисповедания и принадлежности к секте, на основе факта инвалидности, «неполноценности» (disability) и бедности;
3) проявлять и показывать осознание индивидуального или институционального расизма и пути борьбы с обоими с помощью антирасистских практик;
4) развивать понимание различий полов и демонстрировать антисексизм в практике социальной работы;
5) признавать необходимость и способствовать развитию политик и практик, которые являются антидискриминационным и направлены против угнетения.
Согласно этой позиции, все социальные работники в ходе основного профессионального тренинга должны развить понимание экономических, социальных и политических сил, действующих в обществе, в котором они будут работать. Более того, предполагается, что они будут действовать (а также демонстрировать и доказывать это) в соответствии с этими знаниями и в их действиях будет проявляться знание тех структур, которые формируют жизни, выборы и возможности людей, которые могут стать клиентами социальной работы. Этот подход несет ясный отпечаток подхода социальных наук: социологии, политологии, социальной политики. Представители этого подхода критикуют тенденцию недооценивать роль знаний о структуре и функциях общественного устройства в профессиональной теоретической и практической подготовке социальных работников. Они считают неверным то, что, «игнорируя» структурные компоненты, общие для ситуации, в которых оказываются клиенты, основная масса литературы по социальной работе фокусируется в первую очередь на методах и техниках работы с индивидуумами и группами. С их точки зрения, методы социальной работы представляют собой инструменты, с помощью которых социальный работник должен «исправлять» ситуации.
Именно эту тенденцию структурного подхода отражают требования к квалифицированному социальному работнику последнего десятилетия: от него ожидают, что он будет развивать практики, которые сами по себе являются вызовом и альтернативой по отношению к любого рода проявлениям неравенства и несправедливости в обществе, иными словами, от него требуют, чтобы он занимал активную социальную позицию.
С этими требованиями не согласна часть специалистов в области обучения социальной работе, которые считают, что, поскольку исторически социальная работа возникла как средство заботы о малоимущих, она всегда изначально игнорировала социальные, классовые, расовые и другие различия. Можно рассматривать эту тенденцию деполитизации социальной работы как намеренную и оправданную: такая стратегия направлена на то, чтобы, как пишет Дж. Лишман, и эту точку зрения разделяют многие ведущие специалисты, «сердца и умы практиков были бы посвящены индивидуальным отклонениям, а их методы и техники оставались бы не деформированными реальностями общества, где они используются». Структурный подход предполагает, что социальный работник понимает механизмы различных видов неравенства, существующих в обществе, кроме того, в своей работе он оперирует знаниями о распределении сил и экономических ресурсов, он знает содержание этих ресурсов, каким интересам они служат. а также принимает участие в распределении части ресурсов. В рамках структурного подхода можно выделить два различных направления. Первое предполагает, что социальный работник понимает структурное status guo, в котором находится общество в целом и клиент в частности, и его профессиональная активность не направлена на разрушение этого положения. Так, М. Дэвис, автор теории о позитивной практике социальной работы, считает, что «социальная работа — это продукт неравенства и несовершенства общества» и целью государства, ее создавшего, является гуманная защита для его наиболее уязвимых граждан. Следуя этому положению, он считает, что суть социальной работы заключается в поддержании; поддерживание стабильного, хотя и не статичного, общества, поддерживание прав и обеспечение возможностей для тех, кто в непланируемом, неконтролируемом сообществе не выжил бы. Его теория поддержания видит функции социального работника в «поддерживании механизма путем смазывания межличностных колес в обществе». Он считает, что существование и выживание социальной работы зависят от двух условий: первым является уважение со стороны социальных работников к политической и экономической жизнеспособности общества и лежащей в его основе политической философии. Вторым условием является то, что государство со своей стороны посвящает себя справедливому, законному и гуманному обществу, в котором нрава каждого человека, а особенно наиболее уязвимого его гражданина, являются предметом его заботы. При выполнении этих условий социальный работник не бросает вызов настоящему положению дел в обществе; это не значит, что он не занимается распределением ресурсов или не поднимает вопроса о дискриминации клиента. Адвокатура остается одним из методов его работы, но сама работа отличается от любой другой политической активности любого члена общества тем, что она направлена по организационным каналам, и социальный работник при этом является представителем государства и «носителем его мандата».
В донаучный период существовало только две модели помощи — утешение и наставление
Контрастным по отношению к этому является второе направление в структурном подходе, которое получило название радикальной социальной работы. Для представителей этого направления государство является служителем конкретных доминирующих интересов в обществе и не может играть нейтральную или гуманную роль по отношению к своим незащищенным членам. Поэтому, на их взгляд, следование предыдущей позиции означает, что социальный работник служит проводником политики угнетения, дискриминации и такая его деятельность углубляет процессы стигматизации в обществе. Радикальные социальные работники, так же как и нерадикальные, считают, что социальный работник должен понимать распределение сил в обществе, но они видят его функции в противостоянии политике угнетения; методами борьбы они считают профессиональные методы изменения отношений между службами социальной работы и ее пользователями: службы должны передать свою силу и возможности пользователям. Важная роль социального работника заключается также в том, чтобы обращать внимание общественности и делать очевидными феномены дискриминации, которые общество не замечает. Речь идет о правах детей и подростков, женщин, различных меньшинств и т. д., но о правах не только формальных, но также и о различиях в субъективных ожиданиях, которые имеются у общества по отношению к различным социальным, возрастным, половым и национальным группам. Важным также является общественноепризнание опыта и фактов невольной, неосознаваемойдискриминации и ущемления и обществе.
Для применения структурного подхода видится важным проведение анализа ситуации, с которой имеет дело социальный работник; такой анализ должен проводиться на нескольких уровнях:
• структурном, который заключается в понимании феноменов и фактов неравенства и того, как они подкрепляются за счет социальных, классовых, половых, возрастных, этнических, региональных, психологических (например, «умственная отсталость») и физических различий;
• организационном, который заключается в анализе потребностей, ресурсов и их распределения в соотношении к потребностям; анализе степени трудности ситуации, в которой оказались клиент или группа; выявлении путей, с помощью которых вмешательство социального работника обеспечит клиенту (клиентам) доступ к необходимым ресурсам;
• интеракционном, или психосоциалъном, который заключается в том, как могут быть поняты личные трудности клиента или группы с точки зрения эффекта влияния как внешних, структурных сил, так и личностных особенностей.
Данное описание схемы анализа является приемлемым как для поиска консенсуса (первое, нерадикальное направление в структурном подходе), так и для конфликтного анализа социальной структуры (радикальное направление).
Диагностический и функциональный подходы в современной социальной работе
Исторически функциональный подход возник в теории и практике американской
социальной работы как альтернатива предшествующему диагностическому подходу. Еслидиагностический подход у теоретиков ассоциируется с использованием фрейдовской модели психосоциального детерминизма в социальной работе, то функциональный — с использованием модели О. Ранка и с последующим включением в этот подход других близких моделей. В. Йела описывает это следующим образом: «Взгляд на человека как на злополучный продукт взаимодействия внешних и внутренних сил уступил дорогу позитивному, обнадеживающему взгляду на него как на творца своей судьбы, способного, креативно используя этот внешний и внутренний опыт. интегрировать свой опыт. Психология болезни была отвергнута, занявшая ее место психология позитивного человеческого потенциала и способности изменяться дала импульс и направление для нового метода социальной работы. Решительно отвернувшись от диагностической предубежденности относительно прошлого, функционализм поставил новый акцент на опыте, имеющем место в настоящий момент, и на способности этого опыта освободить потенциал для роста. Концепция лечения была заменена концепцией сервиса: помощи, где используются динамические взаимоотношения между социальным работником как помощником и клиентом как детерминантой этого процесса». Центр изменений виделся теперь не в социальном работнике-терапевте, а в клиенте. Даже термин «саsеworker», который первоначально подразумевал социального работника, использующего психодинамический подход (другого просто не существовало до 1950-х гг.) в работе со случаем, стал называться «функциональной работой со случаем» в отлично от «диагностической», поскольку отражал процесс работы с ситуацией, а не ее описательный анализ.
В отличие от диагностического подхода с его оценкой глобальных параметров жизненного пути и развития личности клиента в рамках функционального подхода внимание концентрировалось на фазе, фрагменте общей проблемы клиента; вообще проблема клиента определялась в соответствии с возможностями конкретной службы, агентства социальной работы, поскольку теория и практика показывали, что решение конкретной реальной, пусть частной, проблемы клиента освобождает его энергию и возможности справляться самому с другими своими проблемами. Функциональный подход остается психодинамическим в том смысле, что основывается на принципе усиления Эго; акцентируется на текущих отношениях с лицом, оказывающим помощь; в нем признается важная роль и неизбежность процессов сопротивления, внутренних конфликтов, контржеланий; но диагноз (при этом важно помнить, что в действительности дискуссия ведется но поводу социально-психологического, а не психоаналитического диагноза) представляет собой, по мнению ведущего специалиста в области консультирования и социальной работы Р. Нельсон-Джоунса, процесс, осуществляемый самим клиентом. При этом клиент использует услуги агентства, предоставленные ему социальным работником, и сам оценивает свои способности и нужды, принимая или отвергая условия и ответственность, с которыми он столкнулся в ходе использования этой службы и работы со своими проблемами. Социальные работники принимают ответственность не за диагноз и не за исход отношений клиента и службы социальной работы, а за их собственную самодисциплину и заботу о процессе, который идет внутри этого, процессе, с помощью которого реципиент помощи становится способным свободно и устойчиво смотреть в лицо альтернативам, открытым для него. Конечно, диагностические наблюдения работника могут быть сообщены клиенту, но они не являются ни основой, ни сутью процесса помощи.
Одно из определении процесса социальной работы в рамках современного функционального подхода предлагает Н. Смолли: «Процесс использования социальным работником специального метода во взаимоотношениях с "другими", который ведет к последующему характерному процессу вовлечения в движение по направлению к взаимно утвержденной цели, если эта цель соответствует специальной программе данной службы социальной работы». Основнымипринципами социальнойработы в таком понимании, по мнению этого ученого, чей вклад высоко оценивается другими теоретиками, являются следующие:
1. Диагноз должен быть соотнесен с назначением сервисной службы, должен развиваться по мере оказания сервисной помощи, должен меняться вместе с изменением феномена (т. е. проблемы, жалобы, запроса и пр.) и должен быть известен и понятен клиенту.
2. Временные фазы работы (начало, середина и завершение) должны быть полностью использованы в интересах клиента.
3. Использование возможностей агентства дает фокус, содержание и направление процессу социальной работы, обеспечивает понятность этого обществу и вовлекает клиента в процесс, характеризующийся постепенностью, структурированностью и конкретностью.
4. Сознательное использование структуры, связанной с функциями и процессом, создает или представляет форму взаимоотношений между работником и клиентом.
5. Все процессы социальной работы подразумевают взаимоотношения, при которых делается выбор или принимаются решения человеком, который получает помощь, и эти взаимоотношения должны быть таковыми, чтобы способствовать целеполагающим выборам и решениям.
Важнейшими понятиями в функциональной социальной работе считаются временные параметры работы, свобода выбора, тенденции роста. Как считает Смолли, главной целью всех усилий социальной работы является освобождение сил человека в целях его большей личной наполненности и для пользы общества; а также освобождение социальных сил для создания такого общества, таких институтов и такой социальной политики, которые сделают самореализацию наиболее возможной для всех людей.
Психоаналитический подход в современной социальной работе
Сущность этого подхода заключается в том, что он признает важность психологического процесса — между собой и «значимым другим», между прошлым и настоящим опытом, между внутренней и внешней реальностью.
Напряжение междувнутренним и внешним миром людей является особенно очевидным и в то же время критичным именно для социальных работников. Возможно, главная простая причина, по которой некоторые социальные работники традиционно негативно относятся к идеям, основанным на психоанализе, и, следовательно, пренебрегают возможностью более широко проверить их потенциал, — их неспособность разрешить это напряжение. Происхождение этой неспособности часто лежит в отсутствии единого мнения о природе социальной работы и ее главных целях и задачах. Можно выдели гь две существенно различные точки зрения социальных работников по поводу оценки ситуации и вмешательства в нее: одна выделяет факторы окружающей среды и исключает роль эмоциональных факторов; другая, как раз напротив, подчеркивает ведущую роль эмоций и отношений, но недооценивает важность социального окружения. Эта полярность остается непреодоленной и по сей день.
Безусловно, уже сейчас как в нашем обществе, так и во многих других — о чем резко пишут социальные ученые в Великобритании, США и других странах с развитой системой социальной работы — очень многие проблемы клиентов коренятся в бедности и их невыгодном положении. Грубое неравенство доступа к здравоохранению, жилью, образованию и занятости, несомненно, существует и в Западной, и Восточной Европе, и в Америке, и в Азии. Важно искать решение проблем скорее в разумных политических действиях, чем в помощи индивидуумам приспособиться к их несчастьям. Но структурные объяснения проливают мало света на то, например, почему некоторые люди оскорбляют своих детей, тогда как другие в сходных социальных условиях не делают этого. Политические меры также не могут удовлетворить, например, хороню известную потребность супружеских пар в конфликтах или защитить детей при развале домашнего воспитания. Поэтому социальные работники не могут ограничивать свою деятельность как исключительновнутренними проблемами клиентов, так и только ихсоциальным окружением: они должны не только делать и то и другое, они должны также работать над взаимодействием внешних и внутренних факторов и даже по возможности направлять его. Это означает, что они должны уметь разрешат!» напряжение между внутренней и внешней реальностью, а это одна из сложнейших общечеловеческих задач.
Более того, любое современное общество сегодня оказывает на социальных работников все возрастающее давление с целью, чтобы они демонстрировали эффективную работу в виде быстродействующих, недорогостоящих, узкоцелевых и конкретных программ, неких «пакетов скорой социальной помощи». При таком грубо прагматическом подходе социальные работники могут прийти к взгляду на мир чувств и отношений человека как на не относящуюся к «серьезному делу» помеху, вторжение или, в лучшем случае, — как на необязательную добавку. Опять-таки должен быть соблюден баланс между внутренней и внешней реальностью:
практические меры не могут быть точно нацеленыбез хорошего понимания ихэмоциональной значимости для клиента.
В оценке уместности психодинамическихидей для социальной работы надо принять в расчет одно важное различие между огромным значением психоаналитическогопонимания человеческого поведения и большой ограниченностью приложения этого подхода какметода вмешательства. Психодинамический подход может иметь огромное значение для понимания социальными работниками происходящего в жизни их клиентов и для их собственных отношении в процессе согласованной социальной работы. Он также может поставлять информацию очень глубокого характера для процесса консультирования, однако это не делает консультирование психотерапией. Большая ясность относительно границ между психодинамическим подходом и другими видами психотерапии (и психоанализа, откуда проистекает большая часть проницательности использующих его специалистов) помогла бы избежать многих бесплодных и острых дебатов о пользе психодинамического подхода в социальной работе.
Наконец, необходимо улучшить способ преподавания психоаналитического образа мысли в программах обучения социальной работе. Обучение должно происходить как на уровне переживания (опыта), так и на когнитивном уровне. Необходимо сочетание академического понимания с профессиональным и личным опытом. Оно будет предъявлять требования к самосознанию и эмоциональным ресурсам студентов, учителей и практиков. Реализация огромного потенциала психодинамического подхода требует, чтобы он был сообщен в манере, которая вызывает к жизни напряжение — и разрешение — между внутренней и внешней реальностью. Чтобы это случилось, требуются адекватная поддержка и информированное руководство, дабы эти идеи получили возможность переноса в сознание и практику.
Психодинамический подход к консультированию долго занимал ведущее место в социальной работе, несмотря на то что в некоторых школах социальной работы он иногда подвергался критике со стороны тех, кто имел время только для «быстродействующего» поведенческого подхода. К 1980-м гг. психологическое консультирование за рубежом стало совершенно определенным образом отличаться, с одной стороны, от психотерапии, а с другой — от выдачи советов и рекомендаций и как метод достигло высокой оценки среди профессий, связанных с помощью, куда, естественно, в первую очередь входит социальная работа. На распространенность того или иного подхода к консультированию обычно оказывают влияние исторически сложившиеся традиции в той или иной стране, в частности предшествующие психологические и психотерапевтические школы; в настоящее время в развитых системах социальной работы обычно доминируют две основные школы —психодинамическая и личностно-ориентированная. Поскольку психодинамические идеи продолжают развиваться как в западной, так и в восточноевропейской культуре, этот подход к консультированию оказывается в итоге наиболее приемлемым и эффективным, даже если на ранних этапах тренинга социальных работников личностно-ориентированный недирективный подход часто кажется более привлекательным с его упором скорее на условия для изменения, чем на техники и метод, и с его гуманистической верой в эффективность любви и интереса. На практике основные навыки и условия, т. е. способы слушания, альтернативные типы ответов, способы обращения с клиентами, являются общими для многих стилей и школ консультирования. При обучении социальных работников нужно убедиться, что студенты прочно овладели основными навыками: что они внимательно слушают своих клиентов, следят за своими собственными ответами, как явными, так и неявными (особенно по отношению к вещам, которые заставляют клиента и/или консультанта чувствовать тревогу или озабоченность), и проявляют уважение и принятие другой личности. Представители как личностно-ориентированного, так и психодинамического подхода считают все это существенным для процесса оказания помощи.
Иногда психодинамический подход изображают карикатурно, как ригидную систематизирующую теорию, под которую «подгоняются» люди; на деле же, поскольку психодинамическое консультирование признает огромное значение накопленного знания о структуре и развитии личности, полученного в результате глубинной работы с клиентами, эта база знаний настолько обширна, что лишь при тщательном слушании каждого нового клиента возможно некоторое приближение к его пониманию.
Психодинамический подход не может быть охарактеризован просто как «бытие» с клиентом, как ни важны это консультирование, центральные взаимоотношения между клиентом и консультантом. Именно то, что эти отношения означают и что они говорят о клиенте, ведет при определенных обстоятельствах и в социальной работе к тому, что известно в психоанализе как инсайт. Инсайт во всех трех основных формах социальной работы — консультировании, поиске ресурсов и создании сети поддержки (а также и в супервизорстве в социальной работе) — вносит существенный вклад в процесс изменения, посредством чего усиливается центральное чувствующее и наблюдающее Эго; другими словами, у человека усиливается «чувство Я». Таким образом, частично именно через инсайт клиент получает возможность принять на себя тот вид контроля над внутренними чувствами и реакциями, который приходит от понимания их силы и значимости.
Психодинамический подход в конечном счете настолько богат возможностями для понимания, что консультанту необходимо только иметь как можно больше информации, а объем и разнообразие публикаций за последние 100 лет, количество новых теорий, исследований и клинических наблюдений в области психоаналитического знания неизмеримо превышают интенсивность развития других направлений.