Отличительные признаки новатора
Лучшие из них обладают мощным интеллектом, что проявляется, например, в блистательных аналитических способностях. Они сразу же ухватывают суть и сосредоточиваются на главном, отсекая второстепенное. Это важно, поскольку им приходится иметь дело с огромным количеством информации, множеством идей и зачастую противоречивыми предпочтениями покупателей. Выделив ключевые факторы, они быстро выстраивают целостную картину. Они мыслят стратегически даже в весьма неоднозначных ситуациях.
Но у людей с задатками новаторов есть целый букет и других особенностей. Прежде всего они никогда не почивают на лаврах. По утверждению Дэвида Смолла, вице-президента Института лидерства McDonald's, они думают примерно так: то, что получилось однажды, не обязательно получится еще раз. «Они не очень- то доверяют прошлым успехам, — прибавляет он, — поэтому за каждое новое дело берутся так, словно прежних достижений и не было». Они раскладывают проблему по полочкам, крутят так и сяк, рассматривая с разных точек зрения, и находят решения, с которыми скорее всего согласятся главные в компании люди. И наоборот, у просто способных руководителей начинается «головокружение от успехов»: после череды удач они начинают верить всем похвалам, которые им пишут в аттестационном листе и расточают изустно их коллеги и начальство. Они не ходят непроторенными путями — зачем, если и старыми они забрались так высоко?
Во-вторых, говоря словами Смолла, новаторы «потрясающе чувствуют людей». Скажем, когда они входят в зал заседаний, где полно народу — коллег, клиентов, подчиненных, начальников, поставщиков, партнеров, — они, словно сканируя аудиторию, мгновенно угадывают тайные пружины каждого. Понимая, что движет людьми, они умеют подобрать слова, которые отзовутся в душе многих. Умение объединить разношерстную группу — своего рода искусство. И без него невозможно преобразовать интересную идею в инновационный продукт. «Если руководителю это не дано, вряд ли он протолкнет новую идею, пусть и самую распрекрасную — слишком уж огромна наша компания, — говорит Смолл. — Тут нужны особая интуиция, талант к общению, смекалка и упорство».
Новаторы, как правило, обаятельны и обладают даром убеждать. Они знают, где получить ту или иную информацию, умеют выудить ее и обеспечить интересным проектам поддержку нужных людей. Там, где новые идеи не получают поддержки, об инновациях и речи быть не может. Эндрю Инглэнд из MillerCoors объясняет это так: «Лучшие наши новаторы легко находят подход к людям — и все всегда рады поделиться с ними своими мыслями. Они страшно любознательны, вечно охотятся зь новыми идеями, хотя и стараются не проявлять слишком бурно свой азарт. А с другой стороны, им надо виртуозно пользоваться своим обаянием и красноречием — иначе наша корпоративная машина не пропустит никакую идею»
ИДЕЯ КОРОТКО
· Для роста компании очень важно, чтобы она выявляла и растила новые поколения новаторов; но большинство компаний гасят в людях искру творчества
· В сильных компаниях внимательно следят за карьерой нестандартно мыслящих менеджеров. Их бросают в самую гущу жизни организации, и там их природные таланты буйно расцветают. Наставники и коллеги, с которыми они поддерживают тесные отношения, обеспечивают им необходимую поддержку.
· После того, как вы подготовите начинающих новаторов и переместите их в центр управления (где вокруг них образуются очаги инноваций), от них можно ждать отдачи. Оттуда им лучше видно, как по-новому комбинировать продукты, идеи, людей и даже целые предприятия.
Парадокс в том, что новатор обладает независимым умом, он одиночка по определению, но он должен взаимодействовать с коллегами, то есть уметь работать и самостоятельно, и в коллективе. Он неведомым образом придумывает новое, выискивая идеи в самых неожиданных местах и как-то по-своему комбинируя их. Он не боится подвергать сомнению привычное и не прячется за железобетонными догмами, а такое мало кому по силам. Однако время от времени ему приходится спускаться с небес на землю, обуздывать свои идеи и втискивать их в корпоративное прокрустово ложе, что совсем непросто. Кей Фостер-Чик, вице-президент по персоналу Johnson & Johnson, считает, что у таких людей «уникальное психологическое устройство», потому что им одинаково хорошо работается и в больших коллективах, и в абсолютном одиночестве. «Им нравится ощущать свою связь с целым, но при этом они абсолютно самодостаточны», — говорит она.
ИДЕЯ НА ПРАКТИКЕ
САМАЯ БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА, которая стоит перед любой растущей компанией, заключается в том, чтобы выявлять и пестовать талантливых новаторов.
· Сильные компании пристально следят за своими кадрами. Они ищут людей, которых не удовлетворяют устаревшие методики, еще недавно считавшиеся лучшими, и которые проявляют необычные способности.
ПРИМЕР: В Reuters для выявления таких сотрудников применяют методику «прогностических показателей»; опираясь на нее, в компании составляют списки потенциальных новаторов. Приглашенные эксперты проводят с ними индивидуальные интервью, в ходе которых новаторы учатся отстаивать свои идеи и признавать свои недостатки.
· Сильные компании испытывают новаторов в деле.Они поручают им реальные проекты и упрощают им доступ к высшему руководству.
ПРИМЕР: В Starwood начинающие новаторы формируют рабочие группы для своих проектов, после чего представляют полностью готовые бизнес-планы на суд топ-менеджеров.
· Сильные компании помогают новаторам поддерживать связь с наставниками и коллегами. Задача наставников — рассказывать подопечным о том, с кем им наверняка придется иметь дело, по какому поводу и что это за люди. Можно обратиться за поддержкой и советом и к коллегам-новаторам.
ПРИМЕР: В Allstate генеральный директор лично следит за тем, чтобы новаторам выделяли наставников из тех служб, которые имеют прямое отношение к их проектам. В Starwood группа поддержки, состоящая из специалистов разных областей, помогает начинающим новаторам осваиваться в этой роли.
· Сильные компании уделяют большое внимание профессиональному росту новаторов. Они заботятся о том, чтобы новаторов не сковывали должностные рамки, и помещают их туда, где проще создавать новые направления.
ПРИМЕР: Генеральный директор JPMorgan Chase и начальник отдела лично курируют процесс планирования карьеры каждого новатора, в котором участвует и он сам. Если подходящих должностей для таких сотрудников не находится, компания их создает.
Как найти новаторов
Обычно в крупных организациях будущие новаторы не попадают в поле зрения высшего начальства — они работают на самой передовой и довольно далеки от администрации. Отыщите их и хотя бы ненадолго освободите от повседневных обязанностей.
По словам Дэвида Смолла, чтобы выявлять людей этой редкой породы, компаниям нужно отладить специальные процедуры, и начать надо со сбора соответствующей информации, причем тут первую скрипку должны играть начальники подразделений, а не центральный отдел персонала. Раз в полгода топ-менеджеры McDonald's просматривают индивидуальные планы развития сильных сотрудников, проводят круглые столы по кадровому резерву, выстраивают единую шкалу оценки лучших людей (чтобы в разных подразделениях, на разных предприятиях и в разных странах находить равные по масштабу дарования) и регулярно проводят аттестацию.
В компании Reuters (в апреле 2008 года слилась с Thomson Corporation) на первой стадии выявления вероятных новаторов применяют метод «прогностических показателей». Начальники подразделений оценивают подчиненных по определенным параметрам и составляют списки лучших. Затем эти списки сливают в один — а дальше из него выбирают людей самых оригинальных и творческих.
Теперь надо понять, кто же из них действительно новатор от Бога. Во многих компаниях, работу которых мы изучали (в их числе Reuters, Pitney Bowes и Visa), для этого есть такая процедура: каждый, зачисленный в золотой резерв, должен пройти несколько интервью — зачастую для этого со стороны приглашают эксперта по подбору руководящих кадров. Во время интервью человеку предлагают сложные, но интересные ситуации из реальной жизни; при этом намеренно опускают некую ключевую информацию. Таким образом проверяют его реакцию, способность разобраться в неоднозначных обстоятельствах, сделать на основе доступных данных верные выводы, принять решение, сформулировать убедительные аргументы в его пользу и четко обосновать необходимость тех или иных компромиссов. По ходу дела человеку дают дополнительную информацию. В состоянии ли он отделить главное от второстепенного, понять, что будет иметь важные последствия, а что нет? Может ли он, получив новые факты, отказаться от прежней точки зрения или будет до последнего стоять на своем? Люди действительно творческие, если видят лучшее решение, всегда признают это, неважно, кто его выскажет — ни самолюбие, ни гордыня, ни прошлые заслуги не заставят их пойти против истины. Новая ценная информация сразу же идет у них в дело — она дополняет и уточняет общую картину. Более того, поскольку такие люди обладают мощным эмоциональным интеллектом, они обсуждают свои выводы и решения с другими.
В ходе этих интервью в Reuters смотрят, умеет ли человек точно обосновывать свое решение и убеждать собеседника. Если у него не получается отстоять свою точку зрения в разговоре один на один, когда за ним нет надежных тылов в виде коллег и помощников, вряд ли он и в других условиях сможет выигрышно изложить материал, держаться уверенно — так, чтобы ему поверили, а без этого невозможно продвигать новые идеи в такой сложно устроенной организации, как Reuters. Во время заключительных интервью человека спрашивают о том, что ему не удается, проверяя заодно его искренность. Аманда Вест, директор по инновациям Reuters (она и возглавляет эту программу), считает, что «тот, кто не может ответить сразу, плохо понимает самого себя, значит, по уровню самосознания он недотягивает до настоящего новатора».