Методика расследования преступлений против собственности краж, грабежей, разбойных нападений и хищений предметов, имеющих особую ценность 4 страница
На первоначальном этапе расследования преступлений в сфере предпринимательской деятельности следователь намечает комплекс организационных, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, выдвигает версии, собирает и проверяет доказательства. На данном этапе расследования можно выделить такие следственные ситуации:
1) известны лица, осуществлявшие незаконное предпринимательство либо
незаконную банковскую деятельность или лжепредпринимательство, основные
способы совершаемых ими преступлений;
2) известны лишь некоторые члены преступной деятельности, отдельные
эпизоды и способы совершенных ими преступлений;
3) имеются сведения о признаках преступления, но круг лиц,
его совершивших, не установлен;
4) задержаны с поличным отдельные лица, занимавшиеся незаконной пред
принимательской либо банковской деятельностью или лжепредпринимательст-
вом, а соучастники их не известны, достоверно не установлены все эпизоды преступления и размеры ущерба.
Рассмотрим особенности процесса раскрытия и расследования преступлений, которые являются общими для указанных выше ситуаций.
При планировании расследования требуется уяснить обстоятельства совершенного преступления, определить круг необходимых доказательств, пути их поиска и способы закрепления. С учетом исходной информации, полученной оперативным путем, целесообразно наметить неотложные следственные действия, избрать эффективные тактико-психологические приемы, средства и методы их проведения. Следователь согласует с работниками ОБЭП мероприятия по установлению всех лиц, участвовавших в преступной предпринимательской деятельности, решает вопрос о применении к ним мер пресечения.
Подготовительные мероприятия включают ознакомление с действующим порядком государственной регистрации предпринимательской деятельности, правилами приобретения зарубежных компаний, получения лицензий. Важно изучить методику заключения хозяйственных договоров, оформления бухгалтерских документов, получить сведения о соучастниках преступления, их преступных связях, знакомствах, местах времяпрепровождения, наличии денежных сбережений, автомобилей, коттеджей, гаражей, дач и др. Необходимо принять меры к выявлению лжепредприятий, банков, в которых открыты счета, предназначенные для отмывания денежных средств. Подлежат установлению места, где у преступников располагались офисы, филиалы, происходило приобретение, сокрытие и сбыт товаров, продуктов, осуществлялось выполнение работ, оказание услуг без соответствующей лицензии.
Организационные мероприятия предполагают быстрое обнаружение, сбор, закрепление и исследование доказательств. К таким мероприятиям, в частности, относятся: формирование следственно-оперативной группы в случае расследования многоэпизодного, замаскированного преступления; организация инвентаризаций, документальных ревизий, аудиторских проверок, назначение судебных экспертиз; подбор компетентных специалистов, способных надлежащим образом выполнить данную работу; определение путей, сил, средств и методов обнаружения орудий и средств, применявшихся при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности; принятие мер к сохранности изъятых документов; обеспечение участия общественности в выявлении доказательств преступлений, розыске незаконно полученных ценностей, собирании сведений о личности, связях преступников, образе их жизни.
Взаимодействие следователя и оперативного работника заключается в совместном анализе полученных материалов, обнаружении доказательств преступлений, установлении лиц, их совершивших, определении вопросов, подлежащих выяснению оперативным путем. В числе оперативно-розыскных вопросов могут быть:
— розыск преступников, скрывшихся от следствия, похищенных ими денежных средств и имущества;
— розыск свидетелей, сбор сведений, необходимых для определения такти
ки допроса этих лиц;
— изучение личности подозреваемых, обвиняемых и иных лиц, ставших
субъектами процесса расследования;
— сбор сведений о планах преступников, их соучастников, попытках унич
тожить или скрыть следы преступлений;
— получение данных о лицах и мерах, которые они вырабатывают для ока
зания противодействия раскрытию и расследованию.
Обмен информацией о преступной предпринимательской деятельности по
дозреваемых лиц должен происходить с учетом мер, исключающих разглаше
ние источников и способов ее получения. Следователь обязан использовать
оперативную информацию и сообщить работнику органа дознания о получен
ных в ходе следственных действий результатах. *
При международном размахе преступной предпринимательской или банковской деятельности часто возникает необходимость взаимодействия органов дознания и следствия с Интерполом. Взаимодействие следователей и оперативных работников с полицейскими службами зарубежных стран предполагает оперативно-розыскную форму расследования. Производство же следственных действий (обысков, выемок, очных ставок), а также просьбы о передаче одним государством другому лица, преследуемого за незаконную предприниматель- ™ скую деятельность, могут быть выполнены только в особом режиме оказания правовой помощи, т. е. через Консульское управление МИД России и посольство России за рубежом.
Результаты исполнения просьбы подвергаются исследованию сторонами, а затем решается вопрос о направлении инициатору запроса полученных оперативных материалов. Через механизм взаимодействия Российского Национального Центрального Бюро Интерпола работники ОБЭП и следователи могут направлять просьбы о предоставлении информации по следующим вопросам:
а) где, с каким уставным капиталом зарегистрировано интересующее следст
вие предприятие, кто является его учредителем;
б) осуществляет ли предприятие какую-либо коммерческую деятельность;
в) допускает ли данное предприятие нарушения хозяйственного националь
ного законодательства, включая финансовые операции, приобретение товаров,
их реализацию, какова репутация интересующего юридического лица в дело
вых кругах страны;
г) кто конкретно из субъектов является уполномоченным представителем
юридического лица на российском рынке, какова его характеристика относи
тельно законности осуществления предпринимательской или банковской дея
тельности;
д) каково содержание счетов юридического лица относительно оплаты сде
лок, связанных с движением товаров, выполнением работ, оказанием услуг,
проживанием в отелях, пребыванием в посреднических бюро?
При подготовке просьб в адрес Генерального секретариата Интерпола либо Национального Центрального Бюро страны оперативным работникам и следо-
вателям необходимо строго соблюдать следующие требования: оформление текста просьбы в печатном варианте на пишущей машинке либо с помощью качественного принтера; полноту и достаточность изложения фабулы уголовного дела; реальность и возможность исполнения соответствующей просьбы; отсутствие противоречий с нормативной базой национального законодательства страны, куда направлен запрос; сохранение смысловой нагрузки просьбы при последующем переводе ее на иностранный язык в Национальном Центральном Бюро Интерпола России; оформление просьбы от имени УВД краев, областей, служб криминальной милиции МВД республик в составе Российской Федерации; подписание просьбы руководителем, с указанием грифа "Интерпол", и отправление специальной почтой либо по факсимильной связи. В исключительных случаях Российское Национальное Бюро может направить фотокопию просьбы об оказании правовой помощи, с обязательной пометкой о том, что оригинал ее направляется по дипломатическим каналам связи.
Если в ходе незаконной предпринимательской деятельности документально оформлялись хозяйственно-финансовые операции, то выявить признаки преступления можно с помощью специальных методов. К ним относятся: встречная проверка и взаимный контроль; сопоставление документальных учетных данных; анализ вспомогательных документов; сверка транспортной документации; криминалистический анализ документов.
Встречная проверка заключается в сопоставлении содержания разных экземпляров (копий) одних и тех же документов, находящихся на одном или нескольких предприятиях. Установленные несоответствия по дате, количеству, качеству, цене, сумме выступают признаками преступления. Взаимный контроль предполагает сверку разных документов, отражающих одну или несколько взаимосвязанных хозяйственно-финансовых операций. К примеру, сопоставление счета-фактуры, товарно-транспортных накладных с накладными о поступлении тары позволит установить, что преступники отправили продукции меньше, чем выписано тары для ее упаковки.
Сопоставление документальных учетных данных состоит в сравнении соответствующих документов. В частности, сверка сведений о движении товаров с данными о их поступлении и реализации, зафиксированными в лентах кассового аппарата, товарных чеках позволяет установить различие в показателях, свидетельствующих об изъятии денег из кассы.
Анализ вспомогательных документов состоит в проверке накладных на отпуск работниками торговых баз товаров лицам, занимающимся незаконным предпринимательством. Эти накладные сопоставляют со счетами продавцов, куда они записывают отпущенную продукцию и сданную в кассу выручку денежных средств. При сопоставлении полученных результатов с данными бухгалтерских документов можно выявить незаконную реализацию товаров, установить факты занижения торговой выручки.
Сверка транспортных документов поставщиков и лиц, занимавшихся незаконной предпринимательской деятельностью, дает возможность проверить факты получения и доставки товаров, продуктов. Так, сопоставление товарно-
зоз
транспортных накладных с путевыми листами, счетами-фактурами, доверенностями позволяет выявить факты отпуска неучтенных товаров, обнаружить завышение объема и стоимости их перевозки.
Криминалистический анализ документов предусматривает выявление подлогов, отражающих операции по движению продукции, имущества, денежных средств, иностранной валюты. При материальном подлоге возможно как полное изготовление учредительных, банковских документов, не соответствующих установленной форме, так и подделка либо исправление отдельных их частей, т. е. текста, подписей, печатей, штампов.
Для поиска следов подделки необходимо произвести осмотр документов через увеличительные приборы, с помощью ультрафиолетового осветителя или электронно-оптического преобразователя. Основным методом установления фиктивности документов является проверка учета движения товаров,' продуктов и денежных средств у поставщика и получателя. Утверждать о фиктивности проверяемого документа можно при обнаружении отсутствия учета товаров у поставщика и фактов неоприходования их получателем. Вышеуказанные методы позволяют выявить факты осуществления незаконной предпринимательской деятельности вне зависимости от способов совершения Преступлений и тщательности их маскировки.
Опечатывание офисов, складов и других объектов производится работниками органов следствия и дознания, при участии представителей администрации и заинтересованных лиц. В ходе опечатывания объекта необходимо убедиться, имеет ли он отдельные входы и выходы, предметы или приспособления, которые могут привести к уничтожению доказательств преступной предпринимательской деятельности. При опечатывании используют запирающие устройства, печати органа внутренних дел, указывают наименование объекта, дату, должности, фамилии и подписи участников действия. Об опечатывании объектов работники правоохранительных органов составляют протокол, где фиксируют приведенные выше сведения. В необходимых случаях к опечатанным объектам следует выставить охрану до решения вопроса о проведении инвентаризации, документальной ревизии.
Инвентаризация имущества и денежных средств предполагает проверку их фактического наличия и сопоставление полученных результатов с документальными данными. Инвентаризацию ценностей необходимо производить внезапно с обязательным участием заинтересованных лиц, привлечением опытных бухгалтеров, товароведов и др.
Оперативный работник должен содействовать организации нормальной работы инвентаризационной комиссии, принимать меры к предотвращению преступных связей между ее членами и заинтересованными лицами, деятельность которых проверяется. Работник органа дознания может принимать участие при пересчете товаров и денежных средств, но не должен являться членом инвентаризационной комиссии или как присутствующее при пересчете лицо своей подписью подтверждать правильность зафиксированных в описи фактических данных проверяемых ценностей.
Оперативный работник обеспечивает реальность снятия остатков товаров и денежных средств, контролирует соблюдение установленного порядка заполнения инвентаризационных описей. Последние составляют в четырех экземплярах, в них производят записи члены инвентаризационной комиссии и лица, деятельность которых проверяется. При составлении инвентаризационных описей в них указывают данные о цене, сорте, количестве фактически имеющихся в наличии товаров. Затем производится подсчет на каждой странице общих итогов, где данные суммируются. После заполнения инвентаризационных описей и сличительных ведомостей в них прописью отмечают количество заполненных, пронумерованных граф, строк.
Несоблюдение перечисленных требований приводит к сокрытию фактов бездокументального приобретения, хранения и сбыта ценностей, несвоевременному обнаружению других злоупотреблений, совершенных в ходе незаконного предпринимательства. При оценке материалов инвентаризации работникам органов дознания и следователям надлежит определить: своевременно и правильно ли произведена инвентаризация ценностей; правильно ли оформлены материалы инвентаризации; все ли документы, подтверждающие размер материального ущерба, приложены к делу; возмещен ли материальный ущерб, если да, то кем, когда и в каком размере; подтверждают ли другие доказательства по делу результаты инвентаризации.
Документальная ревизия назначается для выявления следов преступлений в сфере предпринимательской деятельности и обнаружения преступных связей подозреваемых лиц с работниками других предприятий. Основаниями для назначения документальной ревизии являются: наличие информации о конкретных фактах злоупотреблений, совершенных с использованием учетных документов и записей; обоснованное ходатайство подозреваемых (обвиняемых) лиц о документальной проверке их показаний, опровергающих или подтверждающих предъявленное им подозрение (обвинение); признание подозреваемого (обвиняемого) в осуществлении незаконной предпринимательской деятельности, которую необходимо подтвердить документально; объективное ходатайство экспертов других специальностей о проведении документальной ревизии для обоснования своих заключений.
Решая вопрос о производстве ревизии, оперативный работник составляет отношение, а следователь выносит постановление о ее назначении, которое направляют в Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов России, расположенное в данном регионе.
Перед началом ревизии ревизор вместе с оперативным работником или следователем обсуждают подлежащие выяснению вопросы, решают, какие документы будут необходимы для исследования. Ревизору следует определить охватываемый предстоящей ревизией период незаконной предпринимательской деятельности, который зависит от объема работы и сложности методов исследования документальных данных.
По рассматриваемым делам ревизии обычно охватывают лишь возможные соподчиненные объекты или некоторые из них, что зависит от наличия обна-
руженных и изъятых в ходе обысков и выемок документов. Ревизор может установить факты осуществления незаконной предпринимательской деятельности юридическими или физическими лицами, ведение банковских операций без лицензии или после истечения срока ее действия. Он имеет право требовать объяснения у проверяемых лиц, получать от них различные документы и справки, подтверждающие исследуемые факты. Полученные объяснения ревизор тщательно сверяет с документами и материалами дела и по окончании исследований дает по ним свои выводы. Акт документальной ревизии подписывают все лица, деятельность которых проверялась. После приложения к нему документов и объяснений акт направляется оперативному работнику или следователю, по инициативе которых назначалась проверка.
При оценке материалов документальной ревизии оперативный работник или следователь должен установить: выполнено ли задание, поставленное перёд ревизором; соблюдены ли требования, предъявляемые к акту ревизии, и основаны ли указанные в нем факты и выводы на исследованных документах; правильно ли проведены отдельные ревизионные действия; применял ли ревизор при проверке документов необходимые методы исследования; какие конкретно факты злоупотреблений вскрыты ревизией, не противоречат ли они материалам дела; присутствовали ли заинтересованные ревизуемые лица при проведении документальной проверки, имеются ли их возражения и объяснения ревизора по ним и др.
§3. Особенности тактики отдельных следственных действий
Систему отдельных следственных действий применительно к рассматриваемым ситуациям образуют: 1) задержание; 2) выемка; 3) обыск; 4) наложение ареста на имущество; 5) осмотр; 6) допрос свидетелей; 7) допрос подозреваемых; 8) назначение судебных экспертиз.
1. Задержаниепреступников, занимающихся незаконной предпринимательской или банковской деятельностью, лжепредпринимательством производят работники органов дознания и следователи. Участие следователя в планировании, организации задержания предполагает обнаружение, изъятие и фиксацию доказательств, препятствует совершению новых преступлений подозреваемыми лицами. При подготовке к задержанию необходимо изучить все сведения о подозреваемых лицах, что позволит своевременно нейтрализовать сопротивление с их стороны, предотвратить попытку к бегству, уничтожение следов преступления.
Сбор данных о задерживаемых следует осуществлять в условиях строжайшей конспирации, чтобы не насторожить ни самих расхитителей, ни других лиц, заинтересованных в противодействии следствию. Если по делу проходит несколько подозреваемых лиц, то задерживать их целесообразно одновременно, приняв все меры к тому, чтобы исключить возможность общения преступников между собой в момент задержания. Захват преступников надлежит производить с учетом фактора внезапности. Способы задержания группы преступ-
ников могут быть разнообразными, выбор их зависит от условий, места, времени, в которых осуществляется данное действие. Работники органов дознания должны применить оперативные комбинации, позволяющие произвести захват расхитителей в наиболее благоприятный для расследования момент.
К примеру, задержание преступников можно провести под предлогом якобы имевшего место нарушения ими правил дорожного движения, при осмотре автотранспорта на причастность к угону. В помещениях захват целесообразно осуществить под видом проверки работниками коммунальных служб электросетей, водопровода и пр. Задержанных необходимо подвергнуть личному обыску, составив об этом протокол с указанием времени, места, оснований и мотивов данного действия. В протоколе следует также отразить действия задерживаемых лиц, т. е. оказывали ли сопротивление, пытались ли скрыться, обнаружены ли при них предметы преступной деятельности. После составления Протокола целесообразно получить от задержанных лиц подробные письменные объяснения, которые подлежат незамедлительному анализу и проверке. По результатам проверки объяснений преступников осуществляют наблюдения, следственные действия и задерживают соучастников.
2. Выемкадолжна производиться безотлагательно в офисе фирмы, коммерческих банках, местах хранения товаров, а также на базах и складах предприятий-поставщиков. В ходе выемки изъятию подлежат документы, свидетельствующие о незаконной предпринимательской деятельности: хозяйственные договоры, трудовые соглашения, подложные счета-фактуры, накладные, лицензии, чековые книжки, доверенности, ценные бумаги. У родственников преступников, соседей или знакомых надлежит изъять черновые записи, приспособления, служившие орудиями и средствами осуществления незаконной предпринимательской деятельности.
С санкции прокурора следует подвергнуть выемке почтово-телеграфную корреспонденцию. Ее осмотр и изъятие производят в присутствии понятых из числа работников данного учреждения. При выемке документов и предметов из дипломатических представительств обязательно присутствие прокурора и представителя Министерства иностранных дел. К отбору и осмотру подлежащих выемке документов надлежит привлечь специалистов из числа криминалистов, бухгалтеров-ревизоров, товароведов и пр. В протокол о производстве выемки заносят сведения о лицах, участниках следственного действия, его основаниях, ходе и результатах. В этом документе указывают изъятые предметы, их количество и характеризующие признаки, а также попытки преступников укрыть, повредить, уничтожить эти объекты.
3. Обыскпредставляет собой принудительное обследование личности, жилых помещений, офисов, участков местности, принадлежащих конкретным гражданам или юридическим лицам. Следователи и оперативные работники могут обнаружить необходимые доказательства в ходе личного обыска подозреваемых лиц, так как у них при себе иногда находятся документы, записные книжки, фотографии. Положительные результаты можно получить при безотлагательном обыске по месту жительства преступников, их соучастников, род-
ственников, знакомых. При расследовании группового преступления, совершенного в сфере предпринимательской деятельности, обыск надлежит производить с учетом фактора внезапности одновременно в нескольких местах (например, в банке, офисе, жилых помещениях, гаражах).
В ходе обыска поиску и изъятию подлежат: документы (договоры, сберегательные книжки, личные черновые записи, схемы); хранящиеся без документов и приготовленные к продаже товары, продукты; транспортные средства; деньги, иностранная валюта. Важно обнаружить и изъять ценные бумаги, ювелирные изделия из серебра, платины, золота, оружие, оригиналы и поддельные бланки представительских документов, клише штампов и печатей, образцы подписей подозреваемых лиц. Преступники часто скрывают бездокументально приобретенные товары, продукты, денежные средства и документы на дачах, в гаражах, у родственников или знакомых. Подготовку к данному следственному действию начинают с всестороннего изучения личности гражданина, у которого планируется провести обыск.
При этом следователи и оперативные работники должны выяснить склонности, привычки, состав семьи, отношения с соседями и родственниками, особенности поведения в быту, связи и знакомства. При изучении обнаруженных документов и записей следует расшифровать номера телефонов подозреваемых, установить расчеты важных для следствия данных. Обыски в гаражах, на дачах, у родственников, знакомых целесообразно проводить, когда достоверно известно о сокрытии этими лицами искомых объектов. В протоколе обыска необходимо указать факт обнаружения отыскиваемых документов, товаров, место их хранения и приложить планы, схемы. Для обнаружения ценностей, осмотра документов следует применять металлоискатели, рентгеновские установки и приборы для использования ультрафиолетовых и инфракрасных лучей
4. Наложение ареста на имуществопредполагает обеспечение возможности возмещения причиненного материального ущерба государству, предприятиям, гражданам. Арест может быть наложен на имущество подозреваемых (обвиняемых) лиц, приобретенное преступным путем, но при этом исключают предметы, носильные вещи и иные ценности, которые являются жизненно необходимыми для подозреваемых и членов их семей.
При наложении ареста на имущество следователи иногда допускают ошибки: для оценки вещей, заносимых в опись, не приглашают соответствующих специалистов (товароведов, ювелиров), оценивают их со слов заинтересованных лиц или "на глазок". Следователи в протоколе не всегда отражают индивидуальные признаки ценностей, на которые наложен арест, предметы не фотографируют, не опечатывают, что позволяет заинтересованным лицам заменить новое имущество на старое, дорогостоящее на малоценное.
Преступники стремятся надежно скрыть документы, предметы и ценности, поэтому в большинстве случаев наложить арест на имущество не представляется возможным. Существенную помощь следователям в установлении мест сокрытия имущества могут оказать работники органов дознания, которые оперативным путем устанавливают лиц и места, где находятся ценности, добытые
преступным путем. Наложение ареста на имущество и передача его для хранения оформляют соответствующим протоколом, к которому прилагают опись предметов с указанием их нандоновамия, размеров, массы, количества, цены, стоимости, отличительных признаков.
5. Осмотрпо уголовным делам о незаконной предпринимательской деятель
ности предполагает исследование документов, товаров, продуктов, помещений,
участков, транспортных средств. В ходе осмотра документов, черновых запи
сей необходимо уяснить их назначение, проверить, соответствуют ли даты за
полнения документов датам их получения и выдачи. Следует определить, сов
падают ли в документах суммы полученных и израсходованных денежных
средств или иностранной валюты, а также количество и качество приобретен
ного и реализованного товара. Осмотр документов позволяет установить лиц,
распорядившихся провести незаконные хозяйственно-финансовые операции,
их исполнителей и тех, для кого эти действия были выполнены. Участие в ос
мотре специалиста-криминалиста способствует обнаружению в осматриваемых
документах признаков подчистки, травления, дописок.
При осмотре нужно выяснить, нет ли на упаковках товаров маркировочных обозначений (трафаретов, оттисков, штампов, этикеток), которые подтверждают их принадлежность предприятиям или гражданам. Следователи, осматривая транспортные средства, должны зафиксировать их название, номер, цвет, техническое состояние, принадлежность владельцу, обратить внимание на соответствующие документы, а также обследовать салон, багажник (кузов) и произвести фотографирование, о чем указать в протоколе.
6. Допрос свидетеляпредполагает получение от участников следственного
действия необходимой информации, которой могут располагать:
— должностные лица органов местной власти, осуществляющие государст
венную регистрацию предприятий, выдачу гражданам свидетельств на занятие
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, ли
цензий на занятие определенными видами деятельности;
— инспекторы налоговых инспекций, финансовых органов, комитетов по
защите прав потребителей, которые наделены полномочиями контроля за осу
ществлением предпринимательской деятельности;
— кладовщики, экспедиторы, водители, грузчики, работавшие под руково
дством подозреваемых лиц;
— близкие, родственники, соседи, знакомые подозреваемых лиц (с целью ус
тановления их образа жизни, связей, привычек и прочих обстоятельств, отно
сящихся к преступлению).
При допросах должностных лиц из административных органов власти, осуществляющих государственную регистрацию юридических и физических лиц, а также выдающих лицензии на занятие отдельными видами деятельности, необходимо выяснить, имел ли место факт регистрации интересующего следствие предприятия либо выдачи свидетельства, лицензии отдельным гражданам на право занятия предпринимательской деятельностью.
У инспекторов налоговых служб, финансовых органов, комитетов по защите прав потребителей целесообразно выяснить, фиксировали ли они случаи ведения незаконной предпринимательской либо банковской деятельности кем-либо из интересующих следствие субъектов, какие решения по этим фактам принимались проверяющими лицами. Следует иметь в виду, что показания проверяющих не всегда бывают достоверными, поскольку этих должностных лиц могут подкупить субъекты, осуществляющие незаконную предпринимательскую или банковскую деятельность. Чтобы установить достоверность сведений, сообщенных проверяющими, нужно детализировать их показания, изучить предъявленные ими документы, сопоставить их с другими доказательствами и оценить полученные результаты.
В ходе допросов кладовщиков, экспедиторов, водителей, грузчиков,'работавших у подозреваемых лиц, необходимо выяснить, известно ли им, что предприятие осуществляло незаконную предпринимательскую деятельность, т. е. не было надлежащим образом зарегистрировано.
Свидетели из числа близких, родственников, соседей, знакомых подозреваемых могут охарактеризовать моральный облик преступников, указать случаи систематического незаконного приобретения и сбыта крупных партий промышленных товаров, продуктов питания. При допросах таких лиц нельзя исключать возможные лжесвидетельства с целью выручить близкого человека, сохранить семью или, наоборот, опорочить гражданина вследствие неприязненных отношений, зависти, корысти. В подобной ситуации рекомендуется внимательно изучить личность свидетеля, выяснить степень и источники его осведомленности относительно исследуемых обстоятельств.
Несовпадение сведений, содержащихся в показаниях отдельных свидетелей, с данными материалов уголовного дела может быть следствием того, что заинтересованные в исходе дела лица способствовали даче ложной информации допрошенными гражданами. Многие свидетели боятся давать правдивые показания, поскольку часто подвергаются насилию, угрозам, шантажу со стороны преступников, их соучастников, родственников.