Методика расследования преступлений против собственности краж, грабежей, разбойных нападений и хищений предметов, имеющих особую ценность 4 страница

На первоначальном этапе расследования преступлений в сфере предприни­мательской деятельности следователь намечает комплекс организационных, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, выдвигает вер­сии, собирает и проверяет доказательства. На данном этапе расследования можно выделить такие следственные ситуации:

1) известны лица, осуществлявшие незаконное предпринимательство либо
незаконную банковскую деятельность или лжепредпринимательство, основные
способы совершаемых ими преступлений;

2) известны лишь некоторые члены преступной деятельности, отдельные
эпизоды и способы совершенных ими преступлений;

3) имеются сведения о признаках преступления, но круг лиц,
его совершивших, не установлен;

4) задержаны с поличным отдельные лица, занимавшиеся незаконной пред­
принимательской либо банковской деятельностью или лжепредпринимательст-

вом, а соучастники их не известны, достоверно не установлены все эпизоды преступления и размеры ущерба.

Рассмотрим особенности процесса раскрытия и расследования преступлений, которые являются общими для указанных выше ситуаций.

При планировании расследования требуется уяснить обстоятельства совер­шенного преступления, определить круг необходимых доказательств, пути их поиска и способы закрепления. С учетом исходной информации, полученной оперативным путем, целесообразно наметить неотложные следственные дейст­вия, избрать эффективные тактико-психологические приемы, средства и мето­ды их проведения. Следователь согласует с работниками ОБЭП мероприятия по установлению всех лиц, участвовавших в преступной предпринимательской деятельности, решает вопрос о применении к ним мер пресечения.

Подготовительные мероприятия включают ознакомление с действующим порядком государственной регистрации предпринимательской деятельности, правилами приобретения зарубежных компаний, получения лицензий. Важно изучить методику заключения хозяйственных договоров, оформления бухгал­терских документов, получить сведения о соучастниках преступления, их пре­ступных связях, знакомствах, местах времяпрепровождения, наличии денеж­ных сбережений, автомобилей, коттеджей, гаражей, дач и др. Необходимо при­нять меры к выявлению лжепредприятий, банков, в которых открыты счета, предназначенные для отмывания денежных средств. Подлежат установлению места, где у преступников располагались офисы, филиалы, происходило при­обретение, сокрытие и сбыт товаров, продуктов, осуществлялось выполнение работ, оказание услуг без соответствующей лицензии.

Организационные мероприятия предполагают быстрое обнаружение, сбор, закрепление и исследование доказательств. К таким мероприятиям, в частно­сти, относятся: формирование следственно-оперативной группы в случае рас­следования многоэпизодного, замаскированного преступления; организация инвентаризаций, документальных ревизий, аудиторских проверок, назначение судебных экспертиз; подбор компетентных специалистов, способных надле­жащим образом выполнить данную работу; определение путей, сил, средств и методов обнаружения орудий и средств, применявшихся при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности; принятие мер к сохранности изъятых документов; обеспечение участия общественности в выявлении дока­зательств преступлений, розыске незаконно полученных ценностей, собирании сведений о личности, связях преступников, образе их жизни.

Взаимодействие следователя и оперативного работника заключается в со­вместном анализе полученных материалов, обнаружении доказательств пре­ступлений, установлении лиц, их совершивших, определении вопросов, подле­жащих выяснению оперативным путем. В числе оперативно-розыскных вопро­сов могут быть:

— розыск преступников, скрывшихся от следствия, похищенных ими де­нежных средств и имущества;

— розыск свидетелей, сбор сведений, необходимых для определения такти­
ки допроса этих лиц;

— изучение личности подозреваемых, обвиняемых и иных лиц, ставших
субъектами процесса расследования;

— сбор сведений о планах преступников, их соучастников, попытках унич­
тожить или скрыть следы преступлений;

— получение данных о лицах и мерах, которые они вырабатывают для ока­
зания противодействия раскрытию и расследованию.

Обмен информацией о преступной предпринимательской деятельности по­
дозреваемых лиц должен происходить с учетом мер, исключающих разглаше­
ние источников и способов ее получения. Следователь обязан использовать
оперативную информацию и сообщить работнику органа дознания о получен­
ных в ходе следственных действий результатах. *

При международном размахе преступной предпринимательской или банков­ской деятельности часто возникает необходимость взаимодействия органов дознания и следствия с Интерполом. Взаимодействие следователей и опера­тивных работников с полицейскими службами зарубежных стран предполагает оперативно-розыскную форму расследования. Производство же следственных действий (обысков, выемок, очных ставок), а также просьбы о передаче одним государством другому лица, преследуемого за незаконную предприниматель- ™ скую деятельность, могут быть выполнены только в особом режиме оказания правовой помощи, т. е. через Консульское управление МИД России и посоль­ство России за рубежом.

Результаты исполнения просьбы подвергаются исследованию сторонами, а затем решается вопрос о направлении инициатору запроса полученных опера­тивных материалов. Через механизм взаимодействия Российского Националь­ного Центрального Бюро Интерпола работники ОБЭП и следователи могут на­правлять просьбы о предоставлении информации по следующим вопросам:

а) где, с каким уставным капиталом зарегистрировано интересующее следст­
вие предприятие, кто является его учредителем;

б) осуществляет ли предприятие какую-либо коммерческую деятельность;

в) допускает ли данное предприятие нарушения хозяйственного националь­
ного законодательства, включая финансовые операции, приобретение товаров,
их реализацию, какова репутация интересующего юридического лица в дело­
вых кругах страны;

г) кто конкретно из субъектов является уполномоченным представителем
юридического лица на российском рынке, какова его характеристика относи­
тельно законности осуществления предпринимательской или банковской дея­
тельности;

д) каково содержание счетов юридического лица относительно оплаты сде­
лок, связанных с движением товаров, выполнением работ, оказанием услуг,
проживанием в отелях, пребыванием в посреднических бюро?

При подготовке просьб в адрес Генерального секретариата Интерпола либо Национального Центрального Бюро страны оперативным работникам и следо-

вателям необходимо строго соблюдать следующие требования: оформление текста просьбы в печатном варианте на пишущей машинке либо с помощью качественного принтера; полноту и достаточность изложения фабулы уголов­ного дела; реальность и возможность исполнения соответствующей просьбы; отсутствие противоречий с нормативной базой национального законодательст­ва страны, куда направлен запрос; сохранение смысловой нагрузки просьбы при последующем переводе ее на иностранный язык в Национальном Цен­тральном Бюро Интерпола России; оформление просьбы от имени УВД краев, областей, служб криминальной милиции МВД республик в составе Российской Федерации; подписание просьбы руководителем, с указанием грифа "Интер­пол", и отправление специальной почтой либо по факсимильной связи. В ис­ключительных случаях Российское Национальное Бюро может направить фо­токопию просьбы об оказании правовой помощи, с обязательной пометкой о том, что оригинал ее направляется по дипломатическим каналам связи.

Если в ходе незаконной предпринимательской деятельности документально оформлялись хозяйственно-финансовые операции, то выявить признаки пре­ступления можно с помощью специальных методов. К ним относятся: встреч­ная проверка и взаимный контроль; сопоставление документальных учетных данных; анализ вспомогательных документов; сверка транспортной докумен­тации; криминалистический анализ документов.

Встречная проверка заключается в сопоставлении содержания разных эк­земпляров (копий) одних и тех же документов, находящихся на одном или не­скольких предприятиях. Установленные несоответствия по дате, количеству, качеству, цене, сумме выступают признаками преступления. Взаимный кон­троль предполагает сверку разных документов, отражающих одну или не­сколько взаимосвязанных хозяйственно-финансовых операций. К примеру, со­поставление счета-фактуры, товарно-транспортных накладных с накладными о поступлении тары позволит установить, что преступники отправили продукции меньше, чем выписано тары для ее упаковки.

Сопоставление документальных учетных данных состоит в сравнении соот­ветствующих документов. В частности, сверка сведений о движении товаров с данными о их поступлении и реализации, зафиксированными в лентах кассово­го аппарата, товарных чеках позволяет установить различие в показателях, свидетельствующих об изъятии денег из кассы.

Анализ вспомогательных документов состоит в проверке накладных на от­пуск работниками торговых баз товаров лицам, занимающимся незаконным предпринимательством. Эти накладные сопоставляют со счетами продавцов, куда они записывают отпущенную продукцию и сданную в кассу выручку де­нежных средств. При сопоставлении полученных результатов с данными бух­галтерских документов можно выявить незаконную реализацию товаров, уста­новить факты занижения торговой выручки.

Сверка транспортных документов поставщиков и лиц, занимавшихся неза­конной предпринимательской деятельностью, дает возможность проверить факты получения и доставки товаров, продуктов. Так, сопоставление товарно-




зоз

методика расследования преступлений против собственности краж, грабежей, разбойных нападений и хищений предметов, имеющих особую ценность 4 страница - student2.ru транспортных накладных с путевыми листами, счетами-фактурами, доверенно­стями позволяет выявить факты отпуска неучтенных товаров, обнаружить за­вышение объема и стоимости их перевозки.

Криминалистический анализ документов предусматривает выявление подло­гов, отражающих операции по движению продукции, имущества, денежных средств, иностранной валюты. При материальном подлоге возможно как пол­ное изготовление учредительных, банковских документов, не соответствующих установленной форме, так и подделка либо исправление отдельных их частей, т. е. текста, подписей, печатей, штампов.

Для поиска следов подделки необходимо произвести осмотр документов че­рез увеличительные приборы, с помощью ультрафиолетового осветителя или электронно-оптического преобразователя. Основным методом установления фиктивности документов является проверка учета движения товаров,' продук­тов и денежных средств у поставщика и получателя. Утверждать о фиктивно­сти проверяемого документа можно при обнаружении отсутствия учета товаров у поставщика и фактов неоприходования их получателем. Вышеуказанные ме­тоды позволяют выявить факты осуществления незаконной предприниматель­ской деятельности вне зависимости от способов совершения Преступлений и тщательности их маскировки.

Опечатывание офисов, складов и других объектов производится работника­ми органов следствия и дознания, при участии представителей администрации и заинтересованных лиц. В ходе опечатывания объекта необходимо убедиться, имеет ли он отдельные входы и выходы, предметы или приспособления, кото­рые могут привести к уничтожению доказательств преступной предпринима­тельской деятельности. При опечатывании используют запирающие устройст­ва, печати органа внутренних дел, указывают наименование объекта, дату, должности, фамилии и подписи участников действия. Об опечатывании объек­тов работники правоохранительных органов составляют протокол, где фикси­руют приведенные выше сведения. В необходимых случаях к опечатанным объектам следует выставить охрану до решения вопроса о проведении инвен­таризации, документальной ревизии.

Инвентаризация имущества и денежных средств предполагает проверку их фактического наличия и сопоставление полученных результатов с докумен­тальными данными. Инвентаризацию ценностей необходимо производить вне­запно с обязательным участием заинтересованных лиц, привлечением опытных бухгалтеров, товароведов и др.

Оперативный работник должен содействовать организации нормальной ра­боты инвентаризационной комиссии, принимать меры к предотвращению пре­ступных связей между ее членами и заинтересованными лицами, деятельность которых проверяется. Работник органа дознания может принимать участие при пересчете товаров и денежных средств, но не должен являться членом инвен­таризационной комиссии или как присутствующее при пересчете лицо своей подписью подтверждать правильность зафиксированных в описи фактических данных проверяемых ценностей.

Оперативный работник обеспечивает реальность снятия остатков товаров и денежных средств, контролирует соблюдение установленного порядка запол­нения инвентаризационных описей. Последние составляют в четырех экземп­лярах, в них производят записи члены инвентаризационной комиссии и лица, деятельность которых проверяется. При составлении инвентаризационных описей в них указывают данные о цене, сорте, количестве фактически имею­щихся в наличии товаров. Затем производится подсчет на каждой странице общих итогов, где данные суммируются. После заполнения инвентаризацион­ных описей и сличительных ведомостей в них прописью отмечают количество заполненных, пронумерованных граф, строк.

Несоблюдение перечисленных требований приводит к сокрытию фактов бездокументального приобретения, хранения и сбыта ценностей, несвоевре­менному обнаружению других злоупотреблений, совершенных в ходе незакон­ного предпринимательства. При оценке материалов инвентаризации работни­кам органов дознания и следователям надлежит определить: своевременно и правильно ли произведена инвентаризация ценностей; правильно ли оформле­ны материалы инвентаризации; все ли документы, подтверждающие размер материального ущерба, приложены к делу; возмещен ли материальный ущерб, если да, то кем, когда и в каком размере; подтверждают ли другие доказатель­ства по делу результаты инвентаризации.

Документальная ревизия назначается для выявления следов преступлений в сфере предпринимательской деятельности и обнаружения преступных связей подозреваемых лиц с работниками других предприятий. Основаниями для на­значения документальной ревизии являются: наличие информации о конкрет­ных фактах злоупотреблений, совершенных с использованием учетных доку­ментов и записей; обоснованное ходатайство подозреваемых (обвиняемых) лиц о документальной проверке их показаний, опровергающих или подтверждаю­щих предъявленное им подозрение (обвинение); признание подозреваемого (обвиняемого) в осуществлении незаконной предпринимательской деятельно­сти, которую необходимо подтвердить документально; объективное ходатайст­во экспертов других специальностей о проведении документальной ревизии для обоснования своих заключений.

Решая вопрос о производстве ревизии, оперативный работник составляет от­ношение, а следователь выносит постановление о ее назначении, которое на­правляют в Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Рос­сии, расположенное в данном регионе.

Перед началом ревизии ревизор вместе с оперативным работником или сле­дователем обсуждают подлежащие выяснению вопросы, решают, какие доку­менты будут необходимы для исследования. Ревизору следует определить ох­ватываемый предстоящей ревизией период незаконной предпринимательской деятельности, который зависит от объема работы и сложности методов иссле­дования документальных данных.

По рассматриваемым делам ревизии обычно охватывают лишь возможные соподчиненные объекты или некоторые из них, что зависит от наличия обна-

руженных и изъятых в ходе обысков и выемок документов. Ревизор может ус­тановить факты осуществления незаконной предпринимательской деятельно­сти юридическими или физическими лицами, ведение банковских операций без лицензии или после истечения срока ее действия. Он имеет право требовать объяснения у проверяемых лиц, получать от них различные документы и справки, подтверждающие исследуемые факты. Полученные объяснения реви­зор тщательно сверяет с документами и материалами дела и по окончании ис­следований дает по ним свои выводы. Акт документальной ревизии подписы­вают все лица, деятельность которых проверялась. После приложения к нему документов и объяснений акт направляется оперативному работнику или сле­дователю, по инициативе которых назначалась проверка.

При оценке материалов документальной ревизии оперативный работник или следователь должен установить: выполнено ли задание, поставленное перёд ре­визором; соблюдены ли требования, предъявляемые к акту ревизии, и основа­ны ли указанные в нем факты и выводы на исследованных документах; пра­вильно ли проведены отдельные ревизионные действия; применял ли ревизор при проверке документов необходимые методы исследования; какие конкретно факты злоупотреблений вскрыты ревизией, не противоречат ли они материалам дела; присутствовали ли заинтересованные ревизуемые лица при проведении документальной проверки, имеются ли их возражения и объяснения ревизора по ним и др.

§3. Особенности тактики отдельных следственных действий

Систему отдельных следственных действий применительно к рассматривае­мым ситуациям образуют: 1) задержание; 2) выемка; 3) обыск; 4) наложение аре­ста на имущество; 5) осмотр; 6) допрос свидетелей; 7) допрос подозреваемых; 8) назначение судебных экспертиз.

1. Задержаниепреступников, занимающихся незаконной предприниматель­ской или банковской деятельностью, лжепредпринимательством производят работники органов дознания и следователи. Участие следователя в планирова­нии, организации задержания предполагает обнаружение, изъятие и фиксацию доказательств, препятствует совершению новых преступлений подозреваемы­ми лицами. При подготовке к задержанию необходимо изучить все сведения о подозреваемых лицах, что позволит своевременно нейтрализовать сопротивле­ние с их стороны, предотвратить попытку к бегству, уничтожение следов преступления.

Сбор данных о задерживаемых следует осуществлять в условиях строжай­шей конспирации, чтобы не насторожить ни самих расхитителей, ни других лиц, заинтересованных в противодействии следствию. Если по делу проходит несколько подозреваемых лиц, то задерживать их целесообразно одновремен­но, приняв все меры к тому, чтобы исключить возможность общения преступ­ников между собой в момент задержания. Захват преступников надлежит про­изводить с учетом фактора внезапности. Способы задержания группы преступ-

ников могут быть разнообразными, выбор их зависит от условий, места, време­ни, в которых осуществляется данное действие. Работники органов дознания должны применить оперативные комбинации, позволяющие произвести захват расхитителей в наиболее благоприятный для расследования момент.

К примеру, задержание преступников можно провести под предлогом якобы имевшего место нарушения ими правил дорожного движения, при осмотре ав­тотранспорта на причастность к угону. В помещениях захват целесообразно осуществить под видом проверки работниками коммунальных служб электро­сетей, водопровода и пр. Задержанных необходимо подвергнуть личному обы­ску, составив об этом протокол с указанием времени, места, оснований и моти­вов данного действия. В протоколе следует также отразить действия задержи­ваемых лиц, т. е. оказывали ли сопротивление, пытались ли скрыться, обнаружены ли при них предметы преступной деятельности. После составле­ния Протокола целесообразно получить от задержанных лиц подробные пись­менные объяснения, которые подлежат незамедлительному анализу и проверке. По результатам проверки объяснений преступников осуществляют наблюде­ния, следственные действия и задерживают соучастников.

2. Выемкадолжна производиться безотлагательно в офисе фирмы, коммер­ческих банках, местах хранения товаров, а также на базах и складах предпри­ятий-поставщиков. В ходе выемки изъятию подлежат документы, свидетельст­вующие о незаконной предпринимательской деятельности: хозяйственные до­говоры, трудовые соглашения, подложные счета-фактуры, накладные, лицензии, чековые книжки, доверенности, ценные бумаги. У родственников преступников, соседей или знакомых надлежит изъять черновые записи, при­способления, служившие орудиями и средствами осуществления незаконной предпринимательской деятельности.

С санкции прокурора следует подвергнуть выемке почтово-телеграфную корреспонденцию. Ее осмотр и изъятие производят в присутствии понятых из числа работников данного учреждения. При выемке документов и предметов из дипломатических представительств обязательно присутствие прокурора и представителя Министерства иностранных дел. К отбору и осмотру подлежа­щих выемке документов надлежит привлечь специалистов из числа кримина­листов, бухгалтеров-ревизоров, товароведов и пр. В протокол о производстве выемки заносят сведения о лицах, участниках следственного действия, его ос­нованиях, ходе и результатах. В этом документе указывают изъятые предметы, их количество и характеризующие признаки, а также попытки преступников укрыть, повредить, уничтожить эти объекты.

3. Обыскпредставляет собой принудительное обследование личности, жи­лых помещений, офисов, участков местности, принадлежащих конкретным гражданам или юридическим лицам. Следователи и оперативные работники могут обнаружить необходимые доказательства в ходе личного обыска подоз­реваемых лиц, так как у них при себе иногда находятся документы, записные книжки, фотографии. Положительные результаты можно получить при безот­лагательном обыске по месту жительства преступников, их соучастников, род-

ственников, знакомых. При расследовании группового преступления, совер­шенного в сфере предпринимательской деятельности, обыск надлежит произ­водить с учетом фактора внезапности одновременно в нескольких местах (на­пример, в банке, офисе, жилых помещениях, гаражах).

В ходе обыска поиску и изъятию подлежат: документы (договоры, сберега­тельные книжки, личные черновые записи, схемы); хранящиеся без документов и приготовленные к продаже товары, продукты; транспортные средства; день­ги, иностранная валюта. Важно обнаружить и изъять ценные бумаги, ювелир­ные изделия из серебра, платины, золота, оружие, оригиналы и поддельные бланки представительских документов, клише штампов и печатей, образцы подписей подозреваемых лиц. Преступники часто скрывают бездокументально приобретенные товары, продукты, денежные средства и документы на дачах, в гаражах, у родственников или знакомых. Подготовку к данному следственному действию начинают с всестороннего изучения личности гражданина, у которо­го планируется провести обыск.

При этом следователи и оперативные работники должны выяснить склонно­сти, привычки, состав семьи, отношения с соседями и родственниками, осо­бенности поведения в быту, связи и знакомства. При изучении обнаруженных документов и записей следует расшифровать номера телефонов подозревае­мых, установить расчеты важных для следствия данных. Обыски в гаражах, на дачах, у родственников, знакомых целесообразно проводить, когда достоверно известно о сокрытии этими лицами искомых объектов. В протоколе обыска не­обходимо указать факт обнаружения отыскиваемых документов, товаров, ме­сто их хранения и приложить планы, схемы. Для обнаружения ценностей, ос­мотра документов следует применять металлоискатели, рентгеновские уста­новки и приборы для использования ультрафиолетовых и инфракрасных лучей

4. Наложение ареста на имуществопредполагает обеспечение возможно­сти возмещения причиненного материального ущерба государству, предпри­ятиям, гражданам. Арест может быть наложен на имущество подозреваемых (обвиняемых) лиц, приобретенное преступным путем, но при этом исключают предметы, носильные вещи и иные ценности, которые являются жизненно не­обходимыми для подозреваемых и членов их семей.

При наложении ареста на имущество следователи иногда допускают ошиб­ки: для оценки вещей, заносимых в опись, не приглашают соответствующих специалистов (товароведов, ювелиров), оценивают их со слов заинтересован­ных лиц или "на глазок". Следователи в протоколе не всегда отражают индиви­дуальные признаки ценностей, на которые наложен арест, предметы не фото­графируют, не опечатывают, что позволяет заинтересованным лицам заменить новое имущество на старое, дорогостоящее на малоценное.

Преступники стремятся надежно скрыть документы, предметы и ценности, поэтому в большинстве случаев наложить арест на имущество не представляет­ся возможным. Существенную помощь следователям в установлении мест со­крытия имущества могут оказать работники органов дознания, которые опера­тивным путем устанавливают лиц и места, где находятся ценности, добытые

преступным путем. Наложение ареста на имущество и передача его для хране­ния оформляют соответствующим протоколом, к которому прилагают опись предметов с указанием их нандоновамия, размеров, массы, количества, цены, стоимости, отличительных признаков.

5. Осмотрпо уголовным делам о незаконной предпринимательской деятель­
ности предполагает исследование документов, товаров, продуктов, помещений,
участков, транспортных средств. В ходе осмотра документов, черновых запи­
сей необходимо уяснить их назначение, проверить, соответствуют ли даты за­
полнения документов датам их получения и выдачи. Следует определить, сов­
падают ли в документах суммы полученных и израсходованных денежных
средств или иностранной валюты, а также количество и качество приобретен­
ного и реализованного товара. Осмотр документов позволяет установить лиц,
распорядившихся провести незаконные хозяйственно-финансовые операции,
их исполнителей и тех, для кого эти действия были выполнены. Участие в ос­
мотре специалиста-криминалиста способствует обнаружению в осматриваемых
документах признаков подчистки, травления, дописок.

При осмотре нужно выяснить, нет ли на упаковках товаров маркировочных обозначений (трафаретов, оттисков, штампов, этикеток), которые подтвержда­ют их принадлежность предприятиям или гражданам. Следователи, осматривая транспортные средства, должны зафиксировать их название, номер, цвет, тех­ническое состояние, принадлежность владельцу, обратить внимание на соот­ветствующие документы, а также обследовать салон, багажник (кузов) и произ­вести фотографирование, о чем указать в протоколе.

6. Допрос свидетеляпредполагает получение от участников следственного
действия необходимой информации, которой могут располагать:

— должностные лица органов местной власти, осуществляющие государст­
венную регистрацию предприятий, выдачу гражданам свидетельств на занятие
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, ли­
цензий на занятие определенными видами деятельности;

— инспекторы налоговых инспекций, финансовых органов, комитетов по
защите прав потребителей, которые наделены полномочиями контроля за осу­
ществлением предпринимательской деятельности;

— кладовщики, экспедиторы, водители, грузчики, работавшие под руково­
дством подозреваемых лиц;

— близкие, родственники, соседи, знакомые подозреваемых лиц (с целью ус­
тановления их образа жизни, связей, привычек и прочих обстоятельств, отно­
сящихся к преступлению).

При допросах должностных лиц из административных органов власти, осу­ществляющих государственную регистрацию юридических и физических лиц, а также выдающих лицензии на занятие отдельными видами деятельности, не­обходимо выяснить, имел ли место факт регистрации интересующего следст­вие предприятия либо выдачи свидетельства, лицензии отдельным гражданам на право занятия предпринимательской деятельностью.

У инспекторов налоговых служб, финансовых органов, комитетов по защите прав потребителей целесообразно выяснить, фиксировали ли они случаи веде­ния незаконной предпринимательской либо банковской деятельности кем-либо из интересующих следствие субъектов, какие решения по этим фактам прини­мались проверяющими лицами. Следует иметь в виду, что показания прове­ряющих не всегда бывают достоверными, поскольку этих должностных лиц могут подкупить субъекты, осуществляющие незаконную предприниматель­скую или банковскую деятельность. Чтобы установить достоверность сведе­ний, сообщенных проверяющими, нужно детализировать их показания, изучить предъявленные ими документы, сопоставить их с другими доказательствами и оценить полученные результаты.

В ходе допросов кладовщиков, экспедиторов, водителей, грузчиков,'рабо­тавших у подозреваемых лиц, необходимо выяснить, известно ли им, что пред­приятие осуществляло незаконную предпринимательскую деятельность, т. е. не было надлежащим образом зарегистрировано.

Свидетели из числа близких, родственников, соседей, знакомых подозревае­мых могут охарактеризовать моральный облик преступников, указать случаи систематического незаконного приобретения и сбыта крупных партий про­мышленных товаров, продуктов питания. При допросах таких лиц нельзя ис­ключать возможные лжесвидетельства с целью выручить близкого человека, сохранить семью или, наоборот, опорочить гражданина вследствие неприяз­ненных отношений, зависти, корысти. В подобной ситуации рекомендуется внимательно изучить личность свидетеля, выяснить степень и источники его осведомленности относительно исследуемых обстоятельств.

Несовпадение сведений, содержащихся в показаниях отдельных свидетелей, с данными материалов уголовного дела может быть следствием того, что заин­тересованные в исходе дела лица способствовали даче ложной информации допрошенными гражданами. Многие свидетели боятся давать правдивые пока­зания, поскольку часто подвергаются насилию, угрозам, шантажу со стороны преступников, их соучастников, родственников.

Наши рекомендации