Функциональная структура организации
Функциональная структура - один из наиболее часто встречающихся типов структуры организации. Это тип, в котором виды деятельности группируются по общей функции, например, финансовая и учетная деятельность группируются для создания единой службы (т.е. финансы). То же справедливо для сбыта, кадров, производства и т.д.
Этот тип структуры обычно можно встретить в компаниях небольшого и среднего размера или же в тех компаниях, где производятся один или незначительное число продуктов. Данная структурная форма считается наиболее эффективной при стабильной обстановке, где используемая организацией технология совершенно обычна, где взаимозависимость подразделений незначительна и вся организация управляется по вертикальной иерархии (то есть формальная власть в организации принадлежит старшим управляющим функциональных подразделений).
Основной задачей служащих организации с подобной структурой является достижение оперативных целей соответствующими функциональными подразделениями. Планирование и составление смет осуществляются по службам в соответствии со стоимостью ресурсов, используемых в каждом из подразделений.
Рисунок 23.1, приведенный ниже, представляет типичную схему построения организации с разделением по функциям.
Рис. 23.1. Функциональная структура
Какие сильные и слабые стороны подобной структуры организации Вы можете назвать? В зависимости от вашей точки зрения Вы могли подумать о большем количестве сильных сторон, чем слабых, или наоборот.
Сильные стороны:
· Функциональная структура способствует экономии производственной площади (так как все служащие обычно находятся в одном и том же месте и могут совместно использовать оборудование).
· Директору-распорядителю легче быть в курсе всех операций.
· Данная структура сокращает или упрощает механизмы контроля, так как контроль функциональных действий централизован.
· Существует четкое определение задач и ответственности за выполнение работ.
· Структура помогает сконцентрировать подготовленные ресурсы и стимулирует развитие профессиональных навыков у служащих.
Слабые стороны:
· Существует опасность перегрузки руководства (то есть в организации с подобной структурой для принятия решений придется всякий раз обращаться к руководству, что приведет к тому, что высшее руководство будет перегружено текущими вопросами).
· Может способствовать развитию интересов подразделений в противовес целям организации в целом.
· Могут возникнуть серьезные проблемы в случае, если понадобится согласование между подразделениями (например тогда, когда внедряется новый продукт, необходима координация действий между различными службами).
· В связи со слабой координацией обновление будет незначительным.
· Данная структура может не подойти при диверсификации.
· Может не способствовать быстрой реакции на изменение в обстановке.
Под организационной структурой организации понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.