Допроса несовершеннолетних подозреваемых в групповом преступлении
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что в половине случаев участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего – чисто формальная и пассивная процедура. Возникает закономерный вопрос: Почему следователи не обращаются с другими проблемами к психологу или педагогу, которого приглашают на допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого)? Например:
- понаблюдать за поведением несовершеннолетних подозреваемых на допросе, очной ставке, с целью определения признаков лжи, неискренности или искренности показаний;
- понаблюдать за взаимоотношениями членов группы на очной ставке;
- дать консультацию по вопросам психологического портретирования отдельных лиц, приемов установления с ними психологического контакта, учета индивидуальных особенностей несовершеннолетних при организации психолого-педагогического воздействия на них и т.д.
Реально такую помощь получить в настоящее время не удается по ряду причин, для выяснения которых мы обратились к опытным следователям. В интервью им был задан следующий вопрос: «Почему так редко используется помощь психологов при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних, в частности, в качестве консультанта, помощника в интерпретации психологических аспектов поведения подследственных лиц, установлении причин и мотивов преступления и пр.? Могли бы Вам помочь в этом психологи, работающие в следственных изоляторах?
Ответы были получены следующие: «К такой помощи мы обращаемся редко и считаем, что в недостаточной мере. Так, например, я однажды обращался за такой помощью: в первом случае, когда расследовал групповое преступление сексуального характера, совершенное двумя подростками в отношении двух малолетних мальчиков. В совместной работе с преподавателем психологии ОрЮИ МВД России удалось обсудить не только возможные причины и мотивы такого преступления, но и обсудить вопрос о необходимости назначения психолого-психиатрической экспертизы, понять с точки зрения психологии возрастные и личностные особенности преступников. Во втором случае мне нужна была помощь психолога-специалиста для участия при допросе девочки-подростка, которую насиловал отчим на протяжении пяти лет. Присутствие специалиста-психолога (женского пола) помогало не только настроить на доверительный разговор потерпевшую, но и снять напряжение в самые ответственные моменты допроса».
«Бесспорно, таких обращений к психологам могло быть и больше. Но, время работы специалистов-психологов (преподавателей образовательных учреждений МВД России) совпадает, как правило, со временем проведения допросов и других следственных действий. При необходимости мы получаем необходимые консультации непосредственно в институте или по телефону».
«Считаем, что такая помощь психологов, а также помощь психологов, работающих в следственном изоляторе, необходима (и даже неоценима) для эффективного расследования преступлений несовершеннолетних, в том числе и групповых. Если будет возможно организовать такую помощь, то тестирование и наблюдение за подозреваемыми лицами нужно проводить в течение двух первых недель в Сизо. Такое исследование проводить позже нельзя. На подозреваемого (-ых) оказывают сильное воздействие условия содержания, ближайшее окружение, передаваемая информация от соучастников и др. заинтересованных в противодействии следствию лиц» и т.д.
Тем не менее, принявшие участие в интервью следователи отметили, что главная причина не только в том, что от следователя требуется подготовка соответствующих документов, сроки расследования и трудности в согласовании встречи со специалистом. Есть еще очень простая причина: не проработан вопрос об оплате труда специалистов-психологов.
Итак, подводя итоги, следует отметить, что в качестве причин редкого обращения следователей к психологам в настоящее время являются: «занятость психолога на своем рабочем месте», «не отлажен механизм привлечения психолога к производству следствия». В качестве выхода из складывающейся ситуации принявшие участие в интервью опытные следователи предлагают различные варианты по совершенствованию психологического обеспечения расследования групповых преступлений несовершеннолетних: ввести штатную должность практического психолога в следственном отделе (следственной части), службе по делам несовершеннолетних, приглашать для дополнительных консультаций психолога-специалиста в области возрастной, криминальной психологии, а также психиатров, педагогов.
Несмотря на большую значимость и актуальность названной проблемы до сегодняшнего дня остаются не отрегулированными процессуальные требования к характеру и результату деятельности специалиста. Психологические знания и технологии пока не внедряются в практику расследования преступлений, хотя уровень сложности некоторых уголовных дел таков, что для обеспечения полноты и всесторонности расследования требуется применение специальных психологических познаний[109].
4) В органах внутренних дел предусмотрена возможность для постоянного обучения и самообразования сотрудников. Для этого в каждом подразделении проводятся занятия по служебной подготовке. На них кроме доведения информации о приказах, сообщений на разнообразные темы, сотрудников органов внутренних дел знакомят с различными методическими разработками.
Методические рекомендации по проблемам расследования разрабатываются для следователей и дознавателей с целью повышения эффективности их работы. Своевременность подготовки таких методических рекомендаций, пособий, в которых кроме правовых, процессуальных и криминалистических аспектов, рассматривались бы и психологические, педагогические особенности расследования групповых преступлений несовершеннолетних актуальна в настоящее время. Проведенный нами анализ показывает, что, к сожалению, психолого-педагогические вопросы практически не рассматриваются в методических разработках и материалах, находящихся в контрольно-методических отделах Следственных управлений при УВД субъектов Российской Федерации.
Чтобы узнать насколько помогают сотрудникам органов внутренних дел в расследовании преступлений несовершеннолетних методические рекомендации и статьи из специализированных журналов, мы включили этот вопрос в анкету. Данные обработки этого вопроса см. в таблице № 6.
Вопрос | Ответы | Количество респондентов (в %) | |||
Следователи и дознаватели | Сотрудники УР | Инспекторы ПДН | Участковые уполномоченные милиции | ||
Помогают ли Вам в раскрытии, расследовании и профилактике групповых преступлений несовершеннолетних методические рекомендации, статьи из специальных журналов, с которыми Вас знакомят на занятиях по служебной подготовке | Да | 26,8 | 33,1 | 66,7 | 42,1 |
Нет | 25,4 | 37,3 | 3,3 | 17,7 | |
Нет времени для знакомства с этой литературой | 33,8 | 23,7 | 3,3 | 11,1 | |
Помогает собственный опыт | 41,7 | 39,0 | 39,9 | 42,1 |
Таблица № 6. Отношение сотрудников органов внутренних дел