Специфические закономерности обучения.
По своей сущности обучение - это закономерно развивающийся процесс, в котором специфически проявляются законы и закономерности разного порядка и уровня. На него оказывают влияние общие законы и закономерности общественного развития, закономерности формирования личности, законы и закономерности частных наук, а также закономерности самого педагогического процесса, к которым относятся;
— соответствие воздействий обучающего устремлениям обучаемых к знаниям.Эта закономерность обеспечивает реализацию тяги детей к познанию окружающей действительности, предполагает активное ^стремление учителя дать детям те знания, которые их более всего интересуют и которые больше всего им могут пригодиться в практической жизни;
— соответствие воздействий обучающего индивидуальной и коллективной деятельности обучаемых.Эта закономерность ориентирует учителя на понимание того, что каждый вид деятельности, в которую вовлечены дети в процессе обучения, требует и одновременно развивает определенные их качества. Вне активной индивидуальной и групповой деятельности, вне активного решения практических задач невозможно правильно воспитать человека, дать ему соответствующие знания, навыки и умения;
— соответствие воздействий обучающего познавательным, интеллектуальным и другим возможностям обучаемых.Эта закономерность обучения требует от преподавателя учитывать качественный контингент обучающихся, их индивидуальные и социально-психологические особенности, познавательные возможности, интересы и характер деятельности в учебное и внеучебное время, обеспечивать соответствие учебно-воспитательных воздействий индивидуальным и групповым особенностям детей, их индивидуальной и коллективной деятельности;
— соответствие деятельности обучающего и обучаемых возможностям технических средств обучения.Современное обучение предполагает широкое использование технических средств обучения, которые сегодня достаточно многочисленны и многообразны. Для того, чтобы они повышали эффективность обучения, необходимо применять их в строгом соответствии с целями и задачами конкретных занятий. Кроме того, их следует использовать продуманно, чтобы не превышать возможностей обучающихся;
— моделирование (воссоздание) деятельности обучающего и обучаемых применительно к требованиям современных условий жизни и деятельности.Эта закономерность требует, чтобы весь процесс обучения в школе соответствовал требованиям реальной жизни детей, особенностям развития современного общества. Поэтому учеба должна насыщаться жизненными игровыми ситуациями и примерами, проводиться в обстановке максимальной заинтересованности учащихся
Принципы обучения.
Принципы обучения — это основополагающие положения, которые определПо своей сущности обучение - это закономерно развивающийся процесс, в котором специфически проявляются законы и закономерности разного порядка и уровня. На него оказывают влияние общие законы и закономерности общественного развития, закономерности формирования личности, законы и закономерности частных наук, а также закономерности самого педагогического процесса, к которым относятся;
— соответствие воздействий обучающего устремлениям обучаемых к знаниям.Эта закономерность обеспечивает реализацию тяги детей к познанию окружающей действительности, предполагает активное ^стремление учителя дать детям те знания, которые их более всего интересуют и которые больше всего им могут пригодиться в практической жизни;
— соответствие воздействий обучающего индивидуальной и коллективной деятельности обучаемых.Эта закономерность ориентирует учителя на понимание того, что каждый вид деятельности, в которую вовлечены дети в процессе обучения, требует и одновременно развивает определенные их качества. Вне активной индивидуальной и групповой деятельности, вне активного решения практических задач невозможно правильно воспитать человека, дать ему соответствующие знания, навыки и умения;
— соответствие воздействий обучающего познавательным, интеллектуальным и другим возможностям обучаемых.Эта закономерность обучения требует от преподавателя учитывать качественный контингент обучающихся, их индивидуальные и социально-психологические особенности, познавательные возможности, интересы и характер деятельности в учебное и внеучебное время, обеспечивать соответствие учебно-воспитательных воздействий индивидуальным и групповым особенностям детей, их индивидуальной и коллективной деятельности;
— соответствие деятельности обучающего и обучаемых возможностям технических средств обучения.Современное обучение предполагает широкое использование технических средств обучения, которые сегодня достаточно многочисленны и многообразны. Для того, чтобы они повышали эффективность обучения, необходимо применять их в строгом соответствии с целями и задачами конкретных занятий. Кроме того, их следует использовать продуманно, чтобы не превышать возможностей обучающихся;
— моделирование (воссоздание) деятельности обучающего и обучаемых применительно к требованиям современных условий жизни и деятельности.Эта закономерность требует, чтобы весь процесс обучения в школе соответствовал требованиям реальной жизни детей, особенностям развития современного общества. Поэтому учеба должна насыщаться жизненными игровыми ситуациями и примерами, проводиться в обстановке максимальной заинтересованности учащихся
яют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.
Основные принципы обучения:
— сознательность, активность и самостоятельностьпредполагают осознание обучаемыми ответственности за цели и задачи занятия, его практическое значение; стимулируют их познавательную активность с помощью эффективных методов, приемов, технических и других средств наглядности, современных методик и особенно приемов обучения; способствуют проявлению инициативы, творчества в процессе изучения учебного материала и применения его на практике;
— наглядность обученияориентирует на то, что она должна отвечать цели и содержанию занятий, иметь ярко выраженное содержание, быть понятной и доступной, соответствовать требованиям педагогической психологии, применяться творчески и методически правильно;
— систематичность, последовательность и комплексность в обучениитребуют: давать стройную систему знаний учебной дисциплины; связывать новые знания с ранее изученными; обеспечивать систематический и действенный контроль за организацией и результатами процесса обучения; осуществлять четкое планирование учебных занятий; соблюдать строгую логическую связь в расположении учебного материала;
— обучение на высоком уровне трудностейориентирует на: постоянный учет умственных и физических возможностей обучаемых; посиль-ность для них изучаемого материала, темпа его изложения; постепенное изучение учебного материала, переходя от простого к сложному, опираясь на исходный уровень подготовленности обучаемых; доходчивое раскрытие сложных положений, без излишней детализации и избыточной информации; воспитание у обучаемых сознательного отношения к преодолению реальных трудностей учебной деятельности;
— прочность овладения знаниями, навыками и умениямитребует: разъяснения обучаемым значения изучаемого материала для их практичен, деятельности; выработки установки на прочное и длительное запоминание изучаемого материала и, прежде всего, его основных положении систематически организованного повторения ранее изученного;применения изученного учебного материала в практической деятельностистимулирования самостоятельной работы обучаемых, обучения их эффективным приемам и способам такой деятельности; ведения систематического контроля за усвоением изучаемого материала;
— групповой и индивидуальный подход в обучениипредполагает: обу чение детей согласованным, слаженным совместным действиям; формирование в группе обучения положительного психологического климата (хорошего настроения, дружеских отношений, положительных традиций).
Основные методы обучения.
Методы обучения — это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.
Применяя различные методы, преподаватель сообщает обучаемым материал для познавательной деятельности и руководит ею.
Методы обучения реализуются в единстве целенаправленной познавательной деятельности педагога и детей, в их активном движении к моменту педагогической истины, уяснению учащимися знаний.
Методы обучения неразрывно связаны с формами испособами мышления, которые в процессе организации обучающего взаимодействияучителей и учащихся обеспечивают возможность выявить истину, проникнуть в сущность явлений и процессов объективной действительности. Среди них индукция и дедукция, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, сравнение и сопоставление, дифференциация и интеграция.
Методы обучения имеют общественную природу. Объективной основой для их научного обоснования и описания являются формы познания людьми реальной действительности, а также способы обмена информацией, их общеннв процессе познавательной деятельное .
Взрослые люди, побуждаемые стремлением к истине и удовлетворению потребностей общественного бытия, приобретают необходимую им информацию путем обыденного, эмпирического познания объективной реальности и с помощью теоретических, экспериментальных, научных, специально разработанных методов. Особенность педагогических методов обучения состоит в том, что они синтезируют, включают в себя в обобщенном виде все способы познания взрослых людей.
Такие естественные методы педагогики, как наблюдение (отражением которого являются приметы, пословицы, поговорки), повседневный непосредственныйопыт, метод проб и ошибок, интуитивное предсказание, позволяющее прогнозировать развитие событий, подсказывают направления в создании методов научного познания.
Вместе с тем методы обыденного эмпирического познания действительности близки детям. В своем непосредственном восприятии жизни они пользуютсяими для удовлетворения потребностей и познавательных интересов. Школьники разных возрастов с увлечением наблюдают за явлениями природы, с помощью опытов проверяют истинность своих наблюдений, учатся на собственных ошибках, приходят к обобщениям и выводам, перерастающим в убеждения, пытаются предугадывать ход событий в личной жизни.
Необходимость приобретения жизненного опыта делает детей по природе исследователями, естественно подводит их к активному познавательному взаимодействию как между собой, так и в общении со взрослыми.
В результате сформировалась система способов обучающего взаимодействия педагогов и детей, собственно педагогических методов обучения.