Возрастные особенности шестиклассников

В этом возрасте борьба за самостоятельность в мыслях и поступках приобретает для подростков особое значение. Для них очень важно, чтобы окружающие с уважением выслуши­вали их точку зрения, поэтому им обычно нравятся различно­го рода дискуссии.

Основной формой проявления самостоятельности становят­ся различного рода агрессивные действия, которые у взрос­лых, как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между шестиклассниками и их ро­дителями, педагогами. Поэтому полезно предоставлять подро­сткам возможность осознавать собственные индивидуальные особенности, свои агрессивные действия, учить их контроли­ровать проявления агрессии.

Достаточно остро этот период проходит у шестиклассни­ков, воспитывающихся в так называемых благополучных се­мьях, взрослые члены которых не могут быстро перестроить­ся и продолжают чрезмерно опекать подростков. Важно пока­зать подросткам, что их ситуация не уникальна и что истинные мотивы опеки родителей — любовь к ребенку и тре­вога за него. А родителям предложить расширить сферу са­мостоятельных выборов ребят.

Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают

любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя.

В сферу самопознания входит и изучение своей сексуаль­ной привлекательности, а также получение опыта межполово­го общения. Девочки и мальчики пытаются нравиться друг другу, экспериментируют с формами ухаживания, поскольку с ними еще не знакомы. Подростки, имеющие успех у пред­ставителей противоположного пола, приобретают высокий ста­тус в классе.

Важно помнить, что у многих шестиклассников снижается самооценка из-за первых телесных, сексуальных изменений, неуверенности в своей взрослости. Поэтому полезно в свобод­ном общении на уроках и/или психологических занятиях включать те или иные воздействия, направленные на подчер­кивание ценности, уникальности каждого, повышение само­уважения учащихся.

В связи с этим нужно понимать, что у подростков появля­ются свои пристрастия в музыке, спорте. Неодобрительное высказывание о них воспринимается как глубокое оскорбле­ние. И наоборот, взрослый, подчеркивающий право подростка на свое, отличное от его собственного, мнение быстро приоб­ретет его уважение.

:;*.■.



Чясть 2. Уроки «синологии в cpeqheu школе

Шестой класс




               
  Возрастные особенности шестиклассников - student2.ru   Возрастные особенности шестиклассников - student2.ru
 
    Возрастные особенности шестиклассников - student2.ru
      Возрастные особенности шестиклассников - student2.ru
 

Темя
п И ;к)о

АГРЕССИЯ U ЕЕ РОЛЬ Г В PR3BUTUU ЧЕЛОВЕКА

помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью, научиться контролировать собственное аг­рессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других.

V /Г 4 01

ЗпнятиЕ I. Я повзрослел

Работа со сказкой.

Лабиринт души (Т. Шмидт)

Я стою у ворот и смотрю в Зеркало, чтобы запомнить себя перед дальней дорогой. Дорога начинается за воротами.

С первых шагов меня наполнила Любовь к Жизни, идти было легко и приятно. Вскоре показалась большая гора, на вершине которой светился огонь, а Дорога уходила в пещеру. Я зашла в эту пещеру, и меня наполнило Тепло Щедрости, в котором я согрелась и поняла, что должна иодарить это Теп­ло и Любовь своим Задушевным Друзьям, в дом которых я иду.

Я побежала дальше по Дороге и вдруг случайно наступила на мягкий Мох, который провалился под ногой. Я попала в Болото Жадности. Чем глубже я проваливалась, тем больше мне хотелось оставить все себе, ничего никому не отдавать. Из последних сил я ухватилась за ветку Пальмы Верности, чтобы и ее забрать себе, но ветка не поддавалась, она стала меня вытаскивать из болота, и чем выше тянула, тем мне ста­новилось легче. Отряхнув остатки Жадности, я побежала к Дому Друзей, который был недалеко. Но в Доме никого не было, а на столе лежала записка, в которой говорилось, что надо терпеливо ждать, чтобы понять, куда идти дальше.

Ждать не хотелось, и я вновь пошла по Дороге, которую увидела из окна. Вскоре меня облепили Репейники Зависимо-

сти, от которых хотелось скорее избавиться. Отцепляя колюч­ки, я не сразу заметила Туман, который окружил меня чув­ством Зла, и я поняла, что лучше скорее вернуться к надеж­ным Друзьям и терпеливо ждать. Я заторопилась назад и при­бежала к Дому, где меня уже ждали Задушевные друзья — мои Сны и Мысли. Они отвели меня к Озеру Доверия, в ко­тором велели отмыться от Зла, Жадности и Зависимости.

Отдохнув у Друзей, я перешла по Мосту Доброты к Дороге Любви, но вскоре наткнулась на Стену Сомнений. С большим трудом вскарабкалась я по ней, ища надежные зацепки и опо­ры, и, только поднявшись на самый верх Стены, я опять уви­дела свою Дорогу, по которой пошла дальше.

Вдруг по обеим сторонам Дороги стали поблескивать Цвет­ные Камешки. Мне захотелось набрать их как можно больше. Когда карманы наполнились, я почему-то стала убеждать себя, что все эти камни мне подарил волшебник, но вдруг за­метила Препротивную Старушку, которая подбрасывала эти камешки к Дороге. Она так мне не понравилась, что я по­скорее высыпала все эти Камни и почувствовала большое об­легчение, потому что совершенно исчезло Желание обма­нывать.

Вскоре вдали замерцало Зеркало Ворот. За воротами стояли мои Друзья. Перед возвращением я посмотрела на себя в Зер­кало, чтобы узнать, какая я стала за Время Пути. Я осталась той же девочкой, но у меня повзрослела Душа. Я точно те­перь знаю, что есть Зло, Жадность, Ложь, Зависимость; и Дорога Любви оказалась не так легка, как мне казалось сна­чала, но она продолжается и в Жизни, в которой у меня есть Друзья и с которыми я готова идти вперед.

В ходе обсуждения сказки ведущий подводит учащихся к выводу, что они повзрослели.

Работа в тетради.Ребятам предлагается сделать запись в тетради: «Я повзрослел(а)», и отметить в ней три своих основ­ных изменения.

Примеры записей:

«Хочется на всех кричать, со всеми ссориться, спорить».

«Не хочется выполнять то, что говорят».

Наши рекомендации