Возрастные особенности шестиклассников
В этом возрасте борьба за самостоятельность в мыслях и поступках приобретает для подростков особое значение. Для них очень важно, чтобы окружающие с уважением выслушивали их точку зрения, поэтому им обычно нравятся различного рода дискуссии.
Основной формой проявления самостоятельности становятся различного рода агрессивные действия, которые у взрослых, как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между шестиклассниками и их родителями, педагогами. Поэтому полезно предоставлять подросткам возможность осознавать собственные индивидуальные особенности, свои агрессивные действия, учить их контролировать проявления агрессии.
Достаточно остро этот период проходит у шестиклассников, воспитывающихся в так называемых благополучных семьях, взрослые члены которых не могут быстро перестроиться и продолжают чрезмерно опекать подростков. Важно показать подросткам, что их ситуация не уникальна и что истинные мотивы опеки родителей — любовь к ребенку и тревога за него. А родителям предложить расширить сферу самостоятельных выборов ребят.
Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают
любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя.
В сферу самопознания входит и изучение своей сексуальной привлекательности, а также получение опыта межполового общения. Девочки и мальчики пытаются нравиться друг другу, экспериментируют с формами ухаживания, поскольку с ними еще не знакомы. Подростки, имеющие успех у представителей противоположного пола, приобретают высокий статус в классе.
Важно помнить, что у многих шестиклассников снижается самооценка из-за первых телесных, сексуальных изменений, неуверенности в своей взрослости. Поэтому полезно в свободном общении на уроках и/или психологических занятиях включать те или иные воздействия, направленные на подчеркивание ценности, уникальности каждого, повышение самоуважения учащихся.
В связи с этим нужно понимать, что у подростков появляются свои пристрастия в музыке, спорте. Неодобрительное высказывание о них воспринимается как глубокое оскорбление. И наоборот, взрослый, подчеркивающий право подростка на свое, отличное от его собственного, мнение быстро приобретет его уважение.
:;*.■.
Чясть 2. Уроки «синологии в cpeqheu школе
Шестой класс
Темя |
п И ;к)о |
АГРЕССИЯ U ЕЕ РОЛЬ Г В PR3BUTUU ЧЕЛОВЕКА
помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью, научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других.
V /Г 4 01 |
ЗпнятиЕ I. Я повзрослел
Работа со сказкой.
Лабиринт души (Т. Шмидт)
Я стою у ворот и смотрю в Зеркало, чтобы запомнить себя перед дальней дорогой. Дорога начинается за воротами.
С первых шагов меня наполнила Любовь к Жизни, идти было легко и приятно. Вскоре показалась большая гора, на вершине которой светился огонь, а Дорога уходила в пещеру. Я зашла в эту пещеру, и меня наполнило Тепло Щедрости, в котором я согрелась и поняла, что должна иодарить это Тепло и Любовь своим Задушевным Друзьям, в дом которых я иду.
Я побежала дальше по Дороге и вдруг случайно наступила на мягкий Мох, который провалился под ногой. Я попала в Болото Жадности. Чем глубже я проваливалась, тем больше мне хотелось оставить все себе, ничего никому не отдавать. Из последних сил я ухватилась за ветку Пальмы Верности, чтобы и ее забрать себе, но ветка не поддавалась, она стала меня вытаскивать из болота, и чем выше тянула, тем мне становилось легче. Отряхнув остатки Жадности, я побежала к Дому Друзей, который был недалеко. Но в Доме никого не было, а на столе лежала записка, в которой говорилось, что надо терпеливо ждать, чтобы понять, куда идти дальше.
Ждать не хотелось, и я вновь пошла по Дороге, которую увидела из окна. Вскоре меня облепили Репейники Зависимо-
сти, от которых хотелось скорее избавиться. Отцепляя колючки, я не сразу заметила Туман, который окружил меня чувством Зла, и я поняла, что лучше скорее вернуться к надежным Друзьям и терпеливо ждать. Я заторопилась назад и прибежала к Дому, где меня уже ждали Задушевные друзья — мои Сны и Мысли. Они отвели меня к Озеру Доверия, в котором велели отмыться от Зла, Жадности и Зависимости.
Отдохнув у Друзей, я перешла по Мосту Доброты к Дороге Любви, но вскоре наткнулась на Стену Сомнений. С большим трудом вскарабкалась я по ней, ища надежные зацепки и опоры, и, только поднявшись на самый верх Стены, я опять увидела свою Дорогу, по которой пошла дальше.
Вдруг по обеим сторонам Дороги стали поблескивать Цветные Камешки. Мне захотелось набрать их как можно больше. Когда карманы наполнились, я почему-то стала убеждать себя, что все эти камни мне подарил волшебник, но вдруг заметила Препротивную Старушку, которая подбрасывала эти камешки к Дороге. Она так мне не понравилась, что я поскорее высыпала все эти Камни и почувствовала большое облегчение, потому что совершенно исчезло Желание обманывать.
Вскоре вдали замерцало Зеркало Ворот. За воротами стояли мои Друзья. Перед возвращением я посмотрела на себя в Зеркало, чтобы узнать, какая я стала за Время Пути. Я осталась той же девочкой, но у меня повзрослела Душа. Я точно теперь знаю, что есть Зло, Жадность, Ложь, Зависимость; и Дорога Любви оказалась не так легка, как мне казалось сначала, но она продолжается и в Жизни, в которой у меня есть Друзья и с которыми я готова идти вперед.
В ходе обсуждения сказки ведущий подводит учащихся к выводу, что они повзрослели.
Работа в тетради.Ребятам предлагается сделать запись в тетради: «Я повзрослел(а)», и отметить в ней три своих основных изменения.
Примеры записей:
«Хочется на всех кричать, со всеми ссориться, спорить».
«Не хочется выполнять то, что говорят».