Материальной и соматической составляющими среды (условия обучения, досуга и отдыха; здоровье и психическое состояние; психологический микроклимат)
Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности и её главного потенциала - здоровья.
Достижения отечественных исследователей создали основательную научную базу для развития теории и практики здоровьесберегающего образовательного процесса (В.Ф. Базарный, М.М. Безруких, Н.К. Смирнов и др.).
Одним из важнейших условий создания здоровьесберегающей среды является обеспечение психологического комфорта в процессе обучения.
Никита Константинович Смирнов, один из ведущих специалистов в области здоровьесберегающих образовательных технологий, писал о том, что учителя необходимо в первую очередь «…обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему построить работу на уроке так, чтобы не наносить ущерба здоровью учеников, интегрировать свои усилия в общую программу работы школы, избравшей охрану здоровья одним из важнейших приоритетов своего развития».
Здоровьесберегающие подходы к организации образовательного процесса с позиций психологии предоставляют возможность активно содействовать формированию у обучающихся ответственности за свое здоровье и навыков ведения здорового образа жизни.
Психолого-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни подрастающего поколения.
Среда –«совокупность условий, обстоятельств, окружающая индивида обстановка,… для образования не есть нечто однозначное и наперёд заданное…»Образовательная среда «…начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают её проектировать и строить – и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между её отдельными элементами начинают выстраиваться определённые связи и отношения»
- В.И. Слободчиков
Образовательная среда школы характеризуется категорией
- Образовательная среда школы характеризуется категорией «со-бытийность общности»
- Со-бытийная общность – есть целостно-смысловое объединение людей, создающее условия для развития предметной деятельности, среды, индивидуальных способностей человека
- (В. И. Слободчиков)
Структура образовательной среды образовательного учреждения
- КОМПОНЕНТЫ:
- 1. Пространственно-семантический
- 2. Содержательно-методический
- 3. Коммуникационно - организационный
1. Пространственно-семантический компонент включает:
· - архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства детей в образовательном учреждении;
Символическое пространство школы (символика, атрибуты, традиции и др.).
2. Содержательно-методический компонент включает:
· - содержательную сферу (концепция жизнедеятельности школы, концепция и программа воспитательной работы, программы основного и дополнительного образования);
Технологии, формы, методы организации жизнедеятельности детей в образовательном учреждении (мероприятия, игры, дела, структуры управления и самоуправления и др.), подготовки и проведения мероприятий и коллективных творческих дел в школе
3. Коммуникационно-организационный компонент включает:
· особенности субъектов образовательной среды образовательного учреждения;
· коммуникационную сферу;
Организационные условия (особенности управленческой культуры).
Специфика и уникальность образовательной среды образовательного учреждения определяются:
· типовыми и видовыми особенностями образовательного учреждения;
Системой организации и управления жизнедеятельностью ребёнка и групп детей – учебных классов, временных детских коллективов (отрядов), клубов и объединений детей по интересам; наличием «лидеров» и «отстающих»; включённостью ребёнка в другие коллективы, группы и группировки, уровнем защищённости ребёнка в них.
· социальными контактами субъектов образовательного учреждения (образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения (сотрудничество, взаимопомощь, господство, авторитарность и т.п.), личный пример, опыт);
· информационной составляющей образовательной среды (правила внутреннего распорядка, устав, конституция, декларация о намерениях, законы и т.п.);
· фактическими, а не декларируемыми нормами отношения к людям, их мнениям и оценкам;
· предписаниями и правилами личной и общественной безопасности;
· средствами наглядности в школе (любые идеи, выраженные в той или иной форме; требования, приказы, советы, рекомендации, пожелания, т.е. персонально адресованное на субъекта образовательной среды воздействие);
материальной и соматической составляющими среды (условия обучения, досуга и отдыха; здоровье и психическое состояние; психологический микроклимат).
Сущность понятий: «опасность», «риск», «угроза»
· Опасность – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами;
· Риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;
Угроза – конкретная и непосредственная форма опасности, создаваемая целенаправленной деятельностью откровенно враждебных сил (обстоятельств); совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства.