Тема 2. Социализация личности
Понятие, факторы и механизмы социализации. Особенности современной социализацию Стадии процесса социализации. Содержание процесса социализации: сфера деятельности, общения, самосознания. Институты социализации. Структура процесса социализации и его возрастные стадии. Соотношение понятий: «социализация», «социальное развитие», «воспитание». Социализация как инкультурация. Социализация как интернализация. Социализация как адаптация. Социализация как конструирование социальности.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:
- Охарактеризуйте социализацию как процесс инкультурации, как процесс интернализации, как процесс адаптации, как процесс конструирования социальности.
- Проанализируйте основные теоретические подходы к процессу социализации.
- письменно ответьте на вопрос: «Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие целенаправленно?».
- Почему механизмы социализации рассматриваются как относительно сложные способы усвоения социального опыта?
- Составьте классификацию механизмов социализации, исходя из любого, существенного, на ваш взгляд, основания. Проанализируйте основание классификации. В процессе выполнения задания используйте различные социологические и психологические словари.
Тема 3. Социальная установка.
Понятие социальной установки. Становление проблемы аттитюда в социальной психологии. Основные этапы исследования установки. Иерархическая структура диспозиций. Влияние установок на поведение. Формирование установок теории и исследования. Средства массовой информации. Процесс формирования установок. Модель последовательных стадий. Модель параллельного процесса: убеждение и внушение. Теории изменения установок. Теории социальных суждений. Теория когнитивного баланса. Теория когнитивного диссонанса. Функциональные теории. Функции установки.
Тема 3. Социальная установка
Семинарское занятие 15.
Социальная установка и поведение.
Вопросы для обсуждения
- История исследования социальной установки.
- Психическая установка.
- Социальная установка.
- Основные этапы исследования установки.
- Исследования Лапиера.
- Установка и поведение.
- Современные представления о связи установки и поведения.
- Ситуационные факторы.
- Диспозиционные факторы.
- Теория планируемого поведения.
- Теория самопознания.
- МОДЕ- модель как синтетическая теория поведения.
- Влияние установок на поведение.
- Источники и принципы формирования установок.
Литература
Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2004.- С 234- 260.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 15:
- Почему современные исследователи выделяют в социальной установке один обязательный компонент, а не три, как их предшественники?
- Опишите основные этапы исследования установки. Какие новые аспекты в проблеме установки выделялись на каждом этапе её исследования?
- Какие факторы опосредуют связь «установка – поведение»?
- На каком понимании человеческой природы настаивают теории планируемого поведения?
- Чем различаются теория самопонимания и теория планируемого поведения?
- Напишите основные принципы формирования установок. Какую роль в процессе формирования установок играет научение?
- Можно ли центральный процесс формирования установок считать убеждением, а периферийный – внушением?
- В силу каких причин не бывает убеждения без внушения, но, напротив, внушение возможно без убеждения?
Тема 3. Социальная установка.
Семинарское занятие №16.
Формирование установок: теории и исследования.
Вопросы для обсуждения:
- Источники и принципы формирования установок.
- Средства массовой информации.
- Процесс формирования установок.
4. Модель последовательности стадий.
5. Модель параллельного процесса6 убеждение и внушение.
6 Теории изменения установок.
7. Теория социальных суждений.
8. Сложность переубеждения.
9. Теория когнитивного баланса.
10. Теория когнитивного диссонанса
11 Диссонанс и самоубеждение.
12. Функциональные теории.
13. Процесс убеждения
14. Агент влияния.
15. Характеристика убеждающего сообщения.
16. Аргументирование.
17. Контекст.
18. Реципиент.
Литература
Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2004.- С 252- 288
.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 16:
- Возникновение каких эффектов с точки зрения теории социальных суждений возможно при попытке изменения установки7
- Почему с позиций теории социальных суждений изменение установки вероятно лишь в том случае, если сообщение попадает в сферу неопределённости?
- Какая из моделей лежит в основе теории социальных суждений: последовательных
стадий или параллельного процесса?
- Что с точки зрения теории когнитивного баланса побуждает людей изменять установки7
- Чем различаются теория когнитивного баланса и теория когнитивного диссонанса?
- Почему у человека может возникнуть состояние когнитивного диссонанса?
- Что нового внесла теория когнитивного диссонанса в понимание связи «установка – поведение»?
- В чём сущность возражений теории самопонимания против теории когнитивного диссонанса?
- Охарактеризуйте функциональные теории изменения установок и напишите основные функции установки.
- Из каких компонентов складывается процесс убеждения? Опишите каждый из компонентов этого процесса.