Установка для подростков на отношение к наркотикам
Цель: выработка у подростков зрелой и обоснованной позиции в отношении наркотиков.
Упражнение "За кругом".
Цель: помочь понять глубинные причины дискриминаций, подводные камни и возможные последствия.
Нечетное количество участников. Сначала происходит беспорядочное движение по комнате; по команде участникам нужно сцепиться в пары. Все, у кого нашлась пара, объединяются в круг; один оказывается за кругом. Инструкция: участникам в кругу нужно не пустить внутрь того, кто за кругом; соответственно, последнему нужно любым способом проникнуть вовнутрь; тот, кто пропустит, будет выдворен за круг. Продолжительность игры: 10-20 минут. По окончании участники делятся своими чувствами, и разговор плавно переводится на тему дискриминаций. Далее предлагается вспомнить ситуацию, когда участники подвергались каким-либо притеснениям.
Этим опытом участники делятся в парах или рассказывают несколько ситуаций на общий круг. Обращается внимание на то, как мы реагируем, наблюдая ситуацию дискриминации, какие чувства мешают, нам быть более справедливыми и как мы платим впоследствии за допущенный произвол (чувства вины, сожаления, горечи, стыда и т. д.).
Дискриминация как ущемление прав меньшинства достаточно широко распространена в нашем обществе. Причем в случае с наркозависимостью дискриминируемыми могут быть как те, кто употребляет наркотик, так и те, кто находится рядом с наркоманами. Важно понять, что, ущемляя права меньшинства (например, пытаясь решить проблему наркомании только карательными методами), мы чаще всего лишь усиливаем напряженность, отчуждение, еще больше осложняем ситуацию. Кстати, это упражнение может продемонстрировать и противоположный пример: как, руководствуясь естественными человеческими чувствами, участники группы оказывают помощь тем, кто оказался за кругом.
Дискуссия "Предрассудки людей".
Цель: осознание предрассудков и ценностей, определяющих поступки подростков.
Группа делится на подгруппы по 4 человека, им выдаются карточки с написанными на них предложениями. В подгруппе участники по очереди поднимают, зачитывают эти карточки и высказываются за или против, делается короткое обсуждение. Предложения:
- Курение должно быть запрещено во всех публичных местах.
- Алкоголиков и наркоманов надо изолировать от общества.
- Нужно, чтобы наркоманы получали бесплатно чистые иглы и шприцы.
- Женщины, больные наркоманией или алкоголизмом, не должны иметь детей.
Могут быть предложены и другие спорные высказывания, относящиеся к теме зависимостей и поведения молодежи.
Время на работу в подгруппах (3-5 человек) — 10-15 минут.
После этого в общем кругу участники делятся результатами получившегося обсуждения. Можно наглядно на доске или ватмане представить спектр имеющихся мнений (сколько человек согласно и несогласно по отдельным высказываниям).
В ходе обсуждения обращается внимание на то, что нередко наше отношение к тому или иному явлению диктуется предрассудками и ложными представлениями, что может рождать дискриминацию отдельных категорий людей.
Упражнение "Мифы".
Цель: помощь подросткам в выработке зрелой и обоснованной позиции в отношении наркотиков.
Далеко не все из нас имеют отчетливое представление о. наркомании. Часто взрослые, да и сами подростки формируют свои представления о наркотиках, ориентируясь на рассказы приятелей, слухи и предубеждения. Это опасно, во-первых, потому, что мифы о наркотиках могут преуменьшать реальную угрозу (например, миф о том, что марихуана совершенно безвредный наркотик), во-вторых, потому, что мифы могут чрезмерно преувеличивать опасность, рождая чувство безысходности и обреченности (например, миф о том, что стоит человеку один раз попробовать наркотик, он обязательно станет наркоманом). Упражнение "Мифы" может помочь подростку выработать зрелую и обоснованную позицию в отношении наркотиков.
В начале упражнения группе предлагается ряд высказываний, относящихся к теме наркомании. К примеру, такие:
- Достаточно один раз попробовать, чтобы стать наркоманом.
- Наркомания не болезнь, а распущенность.
- Все наркоманы — преступники.
- Наркотики помогают снять напряжение.
- Марихуана совершенно безопасна.
В комнате вывешиваются три таблички с надписями:
- Да
- Нет
- Может быть
Участники в течение нескольких минут обдумывают свою позицию по поводу каждого из этих высказываний. Затем участникам необходимо разделиться в соответствии с их убеждениями на 3 группы, после чего ведущий организует дискуссию, в ходе которой каждая группа отстаивает свою точку зрения. Затем обсуждается следующее высказывание.
После упражнения целесообразно дать участникам дополнительную информацию и статистические данные, развеивающие мифы, существующие в обществе по этой теме.
Упражнение "Я в будущем"
Цель: выстраивание позитивной жизненной перспективы подростков.
Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.
Упражнение "Паровозики".
Цель: эмоциональная разрядка, создание атмосферы доверия.
Участники разбиваются на пары и встают "паровозиком". Первый участник — "машинист" — "зрячий", второй "паровозик" — "слепой". "Паровозики" двигаются, не задевая друг друга. Затем "машинист" и "паровозик" меняются местами.
Каждый из участников делится своими переживаниями, называя понравившуюся роль и выделяя причину предпочтения той или иной роли. Обсуждая это упражнение, участники группы вспоминают реальные ситуации жизни и выделяют позицию, которую они обычно занимают в общении с другими и детьми (ведущего или ведомого).
РАЗДЕЛ