Отношение к своему телу как важнейший фактор самооценки подростков

Принятие себя предполагает принятие своего тела со всем, что отпу­щено человеку природой. Отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различным его частям и индивидуальным особенностям является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самоуважение и самореализа­цию личности во всех сферах жизни — от политической до интимной. От­ношение к телу играет существенную роль в социальной адаптации маль­чика и девочки на всех стадиям их взросления и в последующей взрослой жизни.

1. Одно из центральных местпредставляет работа с эмоциями, свя­занными со своим телом.

Целый комплекс причин мешает нам относиться к своему телу с чувст­вом удовлетворения. Когда речь идет о любви к собственному телу, тако­му, каким оно является на самом деле, возникает множество сомнений. Мы смотрим в зеркало и видим, как правило, не красивое улыбающееся лицо, а... набор знакомых изъянов. Многим из нас столько раз указывали на недостатки, что не стоит удивляться тому, что нам порой трудно почув­ствовать радость от вида собственного тела особенно не прикрытого ни­какими покровами. Модели, которые предлагаются социумом как образ­цы — красавицы и красавцы с телеэкрана и страниц газет и журналов — совсем не похожи на нас. Как следствие у подростка наблюдается тенден­ция к снижению самооценки с точки зрения нормативов принятых в обще­стве в отношении тела.

К эмоциональным проблемам в отношении самооценки своего тела ве­дут иррациональные убеждения, беспрерывно внушаемые средствами массовой коммуникации, рекламирующей изделия промышленности, будь то продукты, модная одежда или лекарства. Чтобы продать нам что- j то, меняющее тело или его проявления: запах, оттенок цвета кожи, впечатление, производимое ногой в колготках, объем талии и т.п. — компа­ниям-производителям приходится убеждать потребителей, что без их продукции люди ненормальны, непривлекательны и не "заслуживают" любви, восхищения и счастья, что ситуацию может спасти только пpиобретение их товаров.

Не менее негативно воздействует на снижение самооценки в подростковом возрасте киноиндустрия, где трогательные истории перипетии любви, включающих в себя весь спектр человеческих эмоций, независимо от жанра — трагедия, мелодрама или комедия — разыгрываются непременно красивыми героями. В результате девочка говорит своему дру­гу: "Ты, конечно красивый... внутренне, но вот если бы ты был как ..." и далее следует имя модного актера, персонаж которого объединяет все мыслимые и немыслимые добродетели. Под прессингом массовой коммуникации трудно сохранить уверенность в том, что каждый хорош сам по себе, каков он есть, и каждому доступна любовь и привязанность. Любить себя таким, какой есть —этофундаментальное условие для наслаждения близостью с другим человеком. Чувство неудовлетворенности своим телом складывается в результате нереалистичности предъявляемых к себе требований.

Анализируя иррациональные убеждения, ведущие к эмоциональным проблемам, многие специалисты приходят к выводу, что эти убеждения яв­но нелогичны и разрушительны для личности. Придерживаться иррацио­нальной системы убеждений — значит гарантировать себе жизнь, полную фрустраций и разочарований.

В практике психотерапевтической работы широко используется рационально-эмоциональная терапия — способ диагностики иррациональна убеждений и систематического замещения их рациональными определениями. В процессе групповой работы много времени тратится на то, чтобы "атаковать" и разрушать иррациональные компоненты мышления мальчика и девочки, юноши и девушки и поощрять их замещение более разными идеями и выводами. Например, девушка решает, что у нее толстые ноги и поэтому чувствует себя недостойной симпатии и влюбленности со стороны представителей мужского пола.

В результате терапии место иррационального предубеждения занимает рациональное понимание того, что каждый человек переживает телесной непосредственности (а не как модель на конкурсе красоты), и именно это переживание близости делает воспринимаемого партнера более привлекательным.

Более глубоким подходом к проблеме "Я и мое тело" является измене­ние отношения к телу в мировоззрении подростка,переориентация от внешнего, объектного, умственного отношения к телу на внутреннее, субъектное, чувственное.

Аналитическое, умозрительное разделение человека на тело, ум и дух, с которым работает культура для того, чтобы лучше разобраться в чело­веке, характерно для западной философии и культуры и воспринимается сегодня как реальный факт. Люди, употребляющие в воспитательном процессе и в жизни это разделение, забыли, что умозрительные границы не существуют в действительности, они созданы как схемы для умствен­ного познания человека. В итоге современный ребенок с раннего детст­ва настойчиво втягивается взрослыми в круг привычных заблуждений, в традицию существования вне осознания себя как тела.

Таким образом, дезадаптированность проявляется в том, что утерян контакт с телом. Мы как бы существуем не в теле, которое просто следу­ет за нами как мертвый груз. Мы вне наших тел, мы вокруг, но никогда" внутри. Поскольку нарушено чувствование, мы не можем услышать врож­денной, генетической мудрости тела, дающей возможность радоваться ему. Радоваться телу означает чувствовать наполненность жизнью, бла­женство, празднование жизни. Под праздничностью подразумевается "способность наслаждаться из мгновения в мгновение всем, что прихо­дит к вам"( Раджнеш, 1993. С.8). При этом речь идет не о преобладании тела, а о целостности человека. "Наполненность жизнью — это качество не только ума, это — качество тела, качество эмоций. Это— качество все­го вашего существа"(Там же, с. 11).

Эти идеи восточной философии пришли в Европу в начале 20 века и с той поры оказали огромное влияние на европейскую культуру, филосо­фию, искусство и психологию.

Духовность человека как непосредственно проживаемое единение с бесконечным бытием, с другими и с самим собой становится недоступ­ной, если существует хроническое напряжение тела и ума.

Восстановление дружеских отношений со своим телом достигается с помощью методик тренировки концентрации и расслабления, навыка концентрации внимания на жизни тела и навыка расслабления тела, атак же навыка произвольного чередования концентрации и расслабления.

Повышение адаптированности детей и подростков к жизни пред­полагает включение в зону выбора, не только внутреннюю реаль­ность мыслей и чувств, но так же внутреннюю реальность жизни тела. Фокусировка внимания на жизни тела имеет в своей основе пони­мание того, что само существование тела в любом случае позитивный факт, а тело дано человеку для радости. Познание собственного тела, лю­бовь к нему, наблюдение утонченных путей его чувств является неизбеж­ным условием удовлетворенности своим телом и основой отношений к телам других людей. "Нельзя почувствовать тело другого, если вы не по­чувствовали свое собственное, не сможете любить чужое тело, если не полюбили свое. Это невозможно. Нельзя заботиться о теле другого, если не заботитесь о своем... а никто не заботится! Вы, может быть, скажете, что заботитесь, вы не заботитесь на самом деле. Вы заботитесь о чем-то другом, о мнении других, о взгляде чьих-то глаз. Вы никогда не заботи­тесь о своем теле для себя, вы не любите свое тело. А если вы не любите его, вы не можете в нем быть". (Раджнеш.с.59).

Для того, чтобы выжить, существовать в социуме, человек вынужден сосредотачивать свое сознание , свой ум на очень конкретных, практиче­ски важных, но «частичных» и фрагментарных вещах. Это утилитарная не­обходимость. Чем более «сужен» ум, тем более успешен человек в дело­вой жизни, в выживании, в создании имиджа "телесно красивого" челове­ка. Но как только ум стал концентрироваться только на конкретных соци­альных условностях (моде, правилах приличия, стандартах "успешности" и т. п.), он стал менее сознательным, менее способным к созерцанию, к осознанию всего, что происходит. Поэтому, во-первых, чем более утили­тарен человек, тем меньше радости, праздничности в его существова­нии. Во-вторых, привитие условностей, не сопровождающееся осозна­нием того, что это важные, но всего лишь условности, приводит к тому, что человек привыкает отождествлять себя с условностью (с одеждой, манерой поведения, модным стандартом). Это нерефлектируемое отож­дествление и является в том числе причиной неприятия или приятия сво­его тела с внешней стороны, что одинаково чревато нарушениями жизни тела, поскольку исключает внутреннее осознание его.

Дезадаптивность детей и подростков в отношении своего тела возни­кает тогда, когда ребенка не обучают относиться к условностям как к ус­ловностям, не отождествлять себя с ними и пользоваться ими как утили­тарной необходимостью, уметь одевать и снимать их, как одежду. Когда они нужны, мы можем надевать их, а когда они не требуются, снимать.

В отношениях, называемых близостью и предполагающих радостное принятие твоего тела таким, каким оно создано природой, стандарты ус­ловностей отходят на задний план, если вообще еще присутствуют.

Однако на пути подростка к таким отношениям стоят указанные преграды. Поэтому важным направлением превентивного подхода к при­нятию своего тела подростком является тренинг.

Цели и содержание программы по принятию для 12-15-летних.

На первом этапе работы основное внимание уделяется следующим целям:

> Формирование навыка осознавания ощущений своего тела, пере­ориентации восприятия своего тела с внешнего (визуального) плана на внутренний (план ощущений);

> Формирование и закрепление навыков положительного мышления в отношении своего тела и тела другого человека;

> Тренировка умения отличать то, что можно изменить и усовершенст­вовать в своем теле от того, что требует принятия;

> Тренировка умения противостоять манипулированию по поводу внешности со стороны родителей и учителей;

> Развитие эстетической способности восприятия человеческого тела.

Для этого необходимо всю работу с телом разделить на две параллель­но идущие темы: "Я слушаю голос тела" и "Мне нравится мое тело".

Грейте ненапряженные шейные мышцы. Проверяя их полное ненапряже­ние, "уроните" голову вперед. Затем направо, налево и назад. Повтори­те массаж, а затем контроль. Постепенно "округляйте" движение так, чтобы голова проходила все четыре точки без остановки. Осознавайте, какие ощущения возникают в мышцах шеи, плеч, рук. Проверьте друг у друга результаты упражнения. Для этого тот, кто про­веряет, должен взять в руки голову "жертвы", предварительно легким касанием пальцев проверив расслабленность мышц шеи. После этого про­извольно ( но не резко!) поводите голову жертвы из стороны в сторону.

Еще раз помассируйте шею, проконтролируйте максимальную свобо­ду. По сигналу резко и энергично напрягите шею (только шею) на пять шесть секунд. Снимите напряжение, помассируйте и повторите кон­троль.

Выполнив упражнения, участники обсуждают их по схеме:

> какие положения голова были комфортны каждому? Какие неприят­ны?

> отличаются ли ощущения в теле при вдохе от ощущений на выдохе?

> как осознаются эти отличия?

> было ли легко выполнять задания

> какие трудности при этом возникали?

> открыли ли вы для себя в своем теле что-либо новое?

Как правило, люди не вербализируют свои чувства и ощущения. Доби­вайтесь, чтобы участники группы с самого начала приучались задавать себе вопросы относительно новых ощущений, которые они испытывают и взяли себе за привычку вслух отвечать на эти вопросы. Не важно, в какой форме это будет происходить: в форме суждения, ассоциации или образа. Когда ощущения облекаются в слова, они обретают конкретную форму и становятся осмысленным опытом.

Сознание будет неохотно поддаваться переменам, всяческими спосо­бами пытаясь сохранить опыт. Необходимы сила воли и большое жела­ние, чтобы изменить устоявшиеся привычки. Осознание новых ощущений характеризует более высокий уровень сознания.

Вот пример внутреннего сопротивления.

Учащийся занимался упражнениями, описанными выше. Его лицо ста­ло менее сосредоточенным, дыхание более свободным, взгляд менее на­пряженным.

Ведущий: Как ты себя чувствуешь?

Учащийся: Прекрасно, хорошо.

Ведущий: Что ты чувствуешь?

Учащийся: Я точно не знаю.

Ведущий: Ты чувствуешькакую-либо перемену в своем состоя­нии?

Учащийся: Как все.

Ведущий: Но у тебя твое собственное тело, что чувствуешь ты?

Учащийся: Ничего нового. Только вот я заметил, что мне прият­нее, когда голова расслаблена в запрокинутом состоя­нии, чем в опущенном на грудь. Это правильно?

Ведущий: Если ты это чувствуешь, это так. И это правильно. Это твое личное».

Программа освоения тела строится следующим образом:

1. Расслабление отдельных групп мышц и снятие мышечных зажимов.

2. Наблюдение за ощущениями в теле, фиксация тех его положений, которые дают максимально приятные или максимально неприятные ощущения.

3. Произвольное улавливание основных ощущений — тепла, покалыва­ния, холода, стремление к яркости ощущений.

4. Тренировка эмоций — принцип маятника.

5. Улавливание трех ощущений на заданной части тела.

6. Передвижение трех ощущений по телу.

7. Сбор и разброс ощущений, передвижение ощущений.

8. Наблюдение чувство-тонов в ощущениях, составление "банка ощу­щений", а также произвольный вызов положительных ощущений и наслаждения каждой частью своего тела. Упражнения на осознание своего тела и раскрытие резервов пережи­ваний жизни, скрытых в теле, для детей проводятся в контексте различ­ных игровых сценариев фантастического общения с разными частями те­ла в различных невероятных ситуациях. Важно при этом, чтобы тренер проводил эти упражнения не на уровне умственных фантазий, а в режиме практического движения тела или исполнения невообразимых поз, раз­рушающих привычные стереотипы движения.

Особое место занимают выполняемые по кругу парные упражнения на телесный контакт, в ходе которых необходимо прислушиваться к голосу тела другого человека и регулировать свои телесные действия на основе получаемой обратной связи.

Цели и содержание программы для 15-17- летних

Основное содержание этой программы составляют принятие своего тела как девичьего и юношеского, уменьшение тревожности в отношении "нормальности" или "красоты" своего тела. Особое место занимает тема принятия выделений собственного тела.

Последовательность проработки материала тем та же, что и в младшей школе. Мы начинаем с осознания своего тела и слушания голосов тела, но делаем это в более усложненном варианте на основе развития навы­ков осознанной релаксации с уменьшением игрового компонента. Затем учимся прислушиваться к чувство-тонам, связанным с положениями те­ла, находить для них словесные обозначения, расширять и сжимать их, произвольно воспроизводить, перемещать ощущения по телу. Следую­щий этап — наблюдение ощущений в процессе взаимодействия с други­ми людьми, дифференциация ощущений, работа в телесном контакте на основе обратной связи в перспективе получения обоюдного удовольст­вия и наслаждения от собственного тела.

После этого проводится различение внешнего и внутреннего в теле и принятие выделений тела, предполагающая довольно сложную интел­лектуальную работу по преодолению предрассудков в восприятии себя и другого.

И, наконец, завершающий блок упражнений связан с тренировкой вос­приятия внешнего вида человека на основе приобретенного опыта внут­реннего отношения к телу, своему и чужому. Эти упражнения направлены на эстетизацию восприятия на базе нового опыта.

Приведем некоторые примеры упражнений.

Наши рекомендации