Структурная модель личности по Э.Берну
Структурная модель личности по Э.Берну включает три состояния «Я»: «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». Термином «Я» (ЭГО) Э.Берн обозначает личность.
Главная цель, которую преследовал Э.Берн, заключается в том, чтобы научить человека анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации, помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником.
Э.Берн заметил, что каждый человек в различных ситуациях ведет себя по-разному, как бы исполняет разные психологические роли (Родителя, Взрослого, Ребенка), которые соответствуют его разным внутренним Я, или эго-состояниям.
Благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что позволяет сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают потому, что «так принято делать». Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя обыденные вопросы на рассмотрение Родителя.
Ребенок привносит в нашу жизнь искренность, способность радоваться жизни, а также огорчаться, то есть быть самим собой в человеческих проявлениях.
6.4. Общая характеристика и описание
проявлений «Я – состояний»
Родитель – это педант, «голова», знающий, как надо себя вести, склонный к поучениям. Характеризуется уверенностью в правоте своих моральных требований, авторитетным тоном. «Наша совесть», покровительство и защита слабых; «автопилот, принимающий обыденные рутинные решения, и тормоза, автоматически удерживающие человека от опрометчивых поступков», в то же время безапелляционность суждений, догматизм, сознание своего превосходства, присвоение права наказывать и т. д. |
Девиз: «Должен! Нельзя!» |
Взрослый характеризуется расчетливостью, контролем как за собственными действиями, так и за действиями двух других «Я – состояний». Взрослый создает баланс между «хочу» и «надо». Трезвые оценки, понимание относительности догм, ориентация на действия, в то же время излишний скептицизм, скованность (недостаток импровизации), ограниченность фантазии, недооценка эмоциональных сторон жизни и т. п. – вот основные характеристики Взрослого. Канал получения знаний, требующий волевого и физического усилий. |
Девиз: «Целесообразно! Полезно!» |
Ребенок– это источник спонтанных, архаичных, неконтролируемых импульсов, желаний, потребностей. Прослеживается связь с фрейдовской триадой, когда «Ребенок» ассоциируется с бессознательным «Оно». Главное различие заключается в том, что «Ребенок» в человеческой душе не сводится у Берна к бессознательным влечениям. Это не изначальная, биологическая по своей природе сила (как «Оно» у Фрейда). Ребенок есть результат множества взаимодействий, начиная с раннего возраста, поэтому он сам уже в определенном смысле является социальным продуктом. Для него характерны радость жизни, интуиция, творчество, фантазия, любознательность, спонтанная активность, доверчивость и, в то же время, страхи, капризы, обиды, недовольство, робость, неуверенность, беспомощность, несдержанность. Эмоциональный канал – самый быстродействующий. |
Девиз: «Хочу! Нравится!» |
6.5. Распознавание ЭГО-состояний
ЭГО-состояния | Положе-ние тела и жесты | Выраже-ние лица и взгляд | Речь | Типичные выражения и восклицания | Типичное поведение |
Родитель а) руково-дитель- критик | Руки скреще-ны, ноги широко расстав-лены или корпус откинут назад, лоб на-хмурен, рот сжат. Возмож-но указу-ющее движе-ние рук – «указу-ющий перст», фигура напоми-нает букву «Ф». Сидит, откинув- шись назад. | Тяжелый взгляд сверху вниз, возможно презрительный, кривая улыбка, отчужден-ное выра-жение лица, взгляд направлен в бесконеч- ность «сквозь» глаза партнера, вызываю-щее игно-рирование собеседни-ка, подчерк-нутое неуваже-ние, суженый «пронизы-вающий» взгляд. | Громкая или тихая, твердая с нажи-мом, высоко-мерная, насмеш-ливая, повели-тельная. | «Это следует сделать»; «Так нельзя!»; «Я знаю, что говорю»; «Сколько можно!»; «Я этого не понимаю»; «Чтоб было сделано немедлен-но!»; «Неужели трудно понять»; «Я в корне с этим не согласен»; «Вы меня не поняли»; «Кто же так делает?»; «Сколько можно вам говорить?»; «Вы обязаны». | Любит руководст-воваться пропис- ными истинами, оценивает, ищет виновных, обвиняет, наказы- вает, осуждает, требует, руководит, поучает. |
Родительб)руково-дитель - опекун | Откры-тые руки, корпус наклонен к партне-ру, похлопы-вание по плечу или поглажи-вание по руке. | Снисходи-тельное или заботли-вое, ободря-ющее вы-ражение лица, прищурен-ный взгляд, присталь-ное внимание, наблюде-ние, большая готовность осущест-вить какое-то действие. | Теплая, сочувст-вующая, успокаи-вающая, подбад-рива-ющая. | «С кем не бывает»; «Это не страшно»; «Я вам помогу»; «Хорошо, молодец!». | Покрови-тельствует, утешает, подбадри-вает, советует, помогает, сочувст-вует, заботится, одобряет. |
Взрос-лый | Корпус прямой, слегка накло-нен к партнеру (тело как бы подается вперед). Жесты подкреп-ляют мысли. | Выражение лица меняется, но остается заинтересо-ванным, взгляд открытый, прямой, с лицом, полностью обращен-ным к партнеру, на лице выражение понимания,через кото-рое просматри-вается любопытст- вующее дитя. | Спокой-ная, уверен-ная, без страстей и эмоций, но при этом живая, активно реаги-рующая на собе-седника. | Высказыва-ния по существу предмета. Допускает возможность обсуждения: «Возможно»; «Если срав-нить…»; «Я думаю…». Вопросы: «Как?»; «Почему?»; «Когда?». Выражения: «Извините, я вас не понял, объясните, пожалуйста, еще раз»; «Я, наверное, непонятно объяснил, поэтому вы отказали»; «Давайте подумаем»; «А что, если нам поступить так»; «Как вы думаете?»; «Как вы планируете выполнить эту работу?». | Признание собеседни-ка, интерес к нему. Разговари-вает на равных, заинтересо-ванно. Партнер-ское поведение, вниматель-ное, объектив-ное, поиск вариантов. Работает с информа-цией, рассужда-ет, анали-зирует, уточняет ситуацию, апеллирует к разуму, логике. |
Ребенок а) ребе-нок -бунтарь | Поза напря-женная, угрожаю-щая, голова опущена. | Взгляд искоса, через плечо – пренебре-жительно упрямое выражение лица или угрюмо отстствую-щее. Пус-той взгляд («Я смотрю на вас, но не слу-шаю»), отсутствие какого-либо движения глаз – человек «спит» с открытыми глазами, крайняя степень скуки, полное без-различие. | Гневная, громкая, или вынуж-денная, угрюмая; голос глухой или не-естест-венно звонкий. | «Не буду!»; «Не хочу!»; «Почему я?»; «А вы сами что!»; «За что меня наказали?». | Протест, презрение, агрессив-ность; проявляет чувства (обиды, страха, вины, беспомощ-ности). |
Ребенок б) ребе-нок забитый | Поза слуги, плечи опуще-ны, скло-ненная голова, кусает губы, малая напря-жен-ность, согнутая спина. | Выражение лица потерянное или услужли-вое, взгляд снизу при склоненной голове, уклоня-ющийся взгляд, выража-ющий неуверен-ность из-за робости. | Нереши-тельная, подобо-страст-ная, покор-ная, нудная | «Я хотел…»; «Я хотел бы…»; «Я попробую»; «Я пра-вильно сделал?»; «Я не пра-вильно сделал?»; «Что же мне делать?»; «Я, навер-ное, не смогу»; «Я не хотел»; «Я не пони-маю», «Я забыл», «Я не помню». | Поведение подчинен-ное, услуж-ливое, не-уверенное, обиженное, нужда- ющееся в поддержке, подавлен-ное, тактичное с оглядкой на других. Проявляет чувство робости, страха. |
Ребенок в) ребе- нок сво-бодный | Позы непри-нуж-денные, естес-твенные, жесты экспрес-сивные. | Выражение лица воодушев-ленное, блеск в глазах, любопыт-ство, слезы, час-то слишком широко открытые глаза, бессозна-тельное стремление получить максимум информа-ции, чтобы не ускольз-нули даже мелочи или, на-оборот, взгляд беспечный, веселый. | Свобод-ная, громкая, горячая, эмоцио-нальная и живая. | «Я хочу!»; «Здорово!»; «Прекрас-но!»; «Велико-лепно!»; «Ужасно!». | Спонтан- ное, игривое, раскован-ное, весе-лое, забав-ное, эгоистич-ное, мечта-тельное, естествен-ное, твор-ческое; проявляет чувства радости и печали; поведение искроенное и любозна-тельное, активное. |
В каждое эго-состояние мы входим обычно не по своему желанию, а под воздействием ситуации, той социальной роли, которую исполняем. Большинство людей незаметно для себя меняют психологические состояния. Некоторые, однако, не могут или не хотят «переключиться».
Важно знать, что психологические позиции Родителя и Ребенка в деловом общении приводят к непартнерскому стилю, что затрудняет решение деловых вопросов.
В повседневной жизни мы окружаем себя теми людьми, которые нам приятны, а в деловой – вынуждены общаться с теми, кто нам нужен или кому нужны мы. Прекрасно, когда это совпадает! Но так бывает далеко не всегда.
Важнейшая особенность делового общения состоит в том, что нужно уметь строить отношения с разными людьми, добиваясь максимальной эффективности деловых контактов. В деловом мире контакты не должны прерываться по принципу «не хочу – не буду». Позиция Взрослого наиболее предпочтительна в деловых контактах. Именно она формирует партнерский стиль общения.
Занять позицию Взрослого помогает соответствующая установка.
Установки могут быть следующими:
1. У меня не все в порядке – у тебя все в порядке.
(Роль просителя; психологическая позиция Ребенка).
2. У меня все отлично – у тебя не все в порядке.
(Роль начальника; психологическая позиция Родителя).
3. У меня дела идут плохо – у тебя тоже не все в порядке.
(Роль неудачника; психологическая позиция Ребенка).
4. У меня все в порядке – у тебя все в порядке. Возникшие проблемы можно решить.
(Роль делового человека; психологическая позиция
Взрослого).
В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнера и занять такую, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.
Чтобы верно определять эго-состояние другого человека, надо учиться улавливать оттенки отношений. К примеру, внешние проявления Родителя-критика и Ребенка-бунтаря порой похожи. Но в агрессивности первого чувствуется спокойное превосходство, а в агрессивности второго – беспомощность.
Очень полезно научиться различать собственные эго-состояния, а также в конфликтной ситуации попробовать переключиться с одного состояния на другое.
Психологическая теория, с помощью которой можно довольно точно описать переходы между разными состояниями человеческой психики, называется трансактным (в некоторых редакциях – транзактным) анализом. Эта теория основана американским психотерапевтом и психологом Эриком Берном. (1902 – 1970). В отличие от классических психоаналитиков, которые считают необходимым анализировать проблемы клиентов, начиная с их ранних детских переживаний, Э.Берн обосновывает необходимость подобного анализа, начиная с жизненного пути родителей или даже более ранних предков.
Трансакция (или транзакция) – это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции, так как люди вступают в общение каждый в своем эго-состоянии.