Психологический аспект организации как составной части управленческой деятельности

Организация определяется как система действий по использованию трех основных компонентов хозяйственной деятельности — людей, материальных ресурсов и экономических взаимоотношений.

Из этих трех компонентов, как уже отмечалось, главным является первый, в том числе определение ответственности людей, использование человеческого фактора.
Важнейшими предпосылками успеха любой организации является оптимальное использование способностей людей, их стимулирование.
Это общее направление организационной деятельности реализуется через ряд ее конкретных форм:

1) создание организационной структуры предприятия, «служебной лестницы», иерархии работников;

2) систематический инструктаж, консультирование работников;

3) принятие управленческих решений, выдача распоряжений, приказов, командование;
4) делегирование полномочий, т.е. передача части функций руководителя нижестоящим руководителям или исполнителям.

Делегирование полномочий — это децентрализация управления, его необходимость увеличивается по мере роста масштабов управления. Но делегируются только некоторые полномочия, а всю ответственность за общее состояние дела продолжает нести руководитель.

Особую роль организации в управлении придавала, как отмечалось, так называемая бюрократическая школа управления, однако со временем обнаружились ее недостатки. Поэтому во второй половине ХХ в. стали появляться организации нового типа, главная особенность которых состояла в их большой гибкости, динамизме, способности к обновлению, восприятию инноваций.
Появление новых организационных структур на рубеже ХХ— ХХI вв. было вызвано рядом причин:

• увеличение объемов информации и ускорение обмена ею между субъектами рынка, в связи с чем обнаружилась крайняя неповоротливость тяжеловесных бюрократических структур и недопустимость их дальнейшего сохранения;
• сокращение продолжительности жизни выпускаемых моделей товаров, вещей и продуктов и необходимость быстрого создания их новых образцов: в этих условиях необходимость многочисленных согласований для продвижения новых товаров, которая характерна для бюрократических структур, стала нетерпимой;

• изменение психологии работников, характера их трудовой мотивации в сторону усиления роли таких высших мотивов, как самореализация, самосовершенствование, возможность быстрого продвижения по служебной лестнице и т.п., которые трудно реализовывались в иерархических, бюрократических организациях.

В доинформационном обществе определяющим был принцип «Каждому свое в информационном обществе все прочнее утверждается иной принцип — «Каждый должен знать столько, чтобы чувствовать себя самостоятельным, независимым от других».

В этих условиях. появились новые типы организаций:
• организации типа Ad hос (в пер. с лат. — на данный случай), т.е. организации, специально предназначенные для решения конкретной задачи. Их преимущество — возможность быстро приспосабливаться к нестандартным и сложным работам. При их комплектовании главным критерием работника считается его компетентность в данной проблеме, а не наличие у него тех или иных степеней и званий, особо ценимых бюрократическими системами. В таких организациях, как правило, вознаграждение и риски делятся поровну между всеми их членами. По данному типучасто создаются проектные, научно-исследовательские организации, цель которых — быстрое и качественное решение какой-либо конкретной задачи. Нередко такие организации возникают и существуют внутри уже сложившихся, стабильных академических или отраслевых научно-исследовательских институтов, хотя подобное сосуществование старых и новых структур не обходится без конфликтов между ними;
• близкие к организациям данного типа так называемые свободные организации. Их предназначение — предельно быстро, гибко приспосабливаться к меняющимся условиям рынка. К свободным относятся консалтинговые, компьютерные, медицинские, продюсерские, репетиторские организации.

Для них характерны отсутствие жесткой структуры, максимальное соответствие постоянно изменяющимся условиям и задачам. Статус работников здесь определяется их профессионализмом, инициативностью, способностью к самосовершенствованию. Среди факторов успеха этих организаций психологическая составляющая имеет первостепенное значение. Однако эти организации часто бывают плохо управляемыми, а диапазон их возможностей оказывается слишком узким.

Разновидностью свободных организационных систем являются предпринимательские организации, которые отличаются следующими особенностями:

• они рассчитаны скорее на имеющиеся человеческие возможности участников, чем на их финансовые или материальные ресурсы;
• использование человеческих ресурсов осуществляется, как правило, на краткосрочной основе;

• основной способ построения такой организации — сетевой, причем эффективность каждой ячейки этой сети всецело определяется предприимчивостью ее создателя;

• мотивация участников основывается на активном поиске возможностей для получения максимального результата;

• важнейшим организационным принципом является не координация деятельности из одного центра, как это имеет место в организациях традиционного типа, а индивидуальная инициатива.

Решающими факторами успеха свободной организации являются индивидуальная инициатива, компетентность, квалификации.

Наши рекомендации