Социальная 'психология 20-х годов
Можно и нужно ли говорить об особенностях становления советской социальной психологии? На первый взгляд не должна вызывать сомнений актуальность поставленного выше вопроса. Нельзя понять логики движения научного знания, если оно изъято из контекста своей предыстории и истории развития.
Вместе с тем оценка уровня значимости данного вопроса у исследователей варьирует в достаточно широком диапазоне. В одном случае интерес к этой странице в истории отечественной социальной психологии исчерпывается достаточно обстоятельной характеристикой авторских разработок того периода [25], [26] в другом он сводится к изложению сути дискуссии в этот период о предмете данной науки [27, с. 10—16].
Гораздо реже соотносятся качественные особенности становления социальной психологии в СССР с предреволюционной социально-психологической мыслью. Но и они, если и имеют место, то преимущественно носят лапидарный характер, констатируя, например, лишь то, что "...в России социальная психология развивалась под сильным влиянием марксизма" (имеется в виду последняя четверть XIX века), а "...после установления советской власти в октябре 1917 года марксизм становится единственной методологической основой психологической науки" [28].
Не имея ни оснований, ни намерений для упрека в адрес авторов такого подхода, можно лишь, к сожалению, констатировать, что и другая линия исследования, идущая в направлении от последней четверти XIX к началу XX века, в свою очередь, пока обрывается на 1910-х годах, не доходя до выявления специфики рассматриваемого периода. Таково, безусловно, фундаментальное и интересное исследование социально-психологических проблем в русской науке, осуществленное известным историком психологии Е. А. Будиловой [5].
Поэтому особенно актуальна по существу первая попытка дать хотя и краткий, но достаточно аргументированный сравнительный анализ состояния отечественной социальной психологии на рубеже XIX и XX веков с позиций сопоставления дореволюционных и послеоктябрьских характеристик этой науки, предпринятая К. А. Абульхановой-Славской и В. А. Кольцовой [29].
Исходя из определения основных предпосылок становления и развития отечественной социальной психологии на рубеже XIX—XX веков, данной Е. А. Будиловой в ее книге "Социально-психологические проблемы в русской науке", К. А. Абульханова-Славская и В. А. Кольцова делают вывод об особой роли феномена массовой психологии как предмета внимания и фактора развития последней. Массовая психология в России, с их точки зрения, играет, по-видимому, большую роль, чем в странах жестко конституированных в правовом, институциональном и других социальных отношениях. Это составляет предпосылку, исходя из которой в России отечественная социальная психология должна быть развита более, чем в других странах, в других типах общества. При этом, однако, как отмечают они далее, реальный ход развития социальной психологии не подтвердил этого, возникнув и начав бурно развиваться на рубеже веков, она практически исчезает как область психологического знания почти на тридцать лет (с 30-х до 60-х годов) [29, с. 375—376].
Чем объяснить столь трагический поворот в судбе отечественной социальной психологии?
По мнению названных авторов, это было проявлением государственного политического воздействия на судьбы многих общественных наук в эпоху тоталитаризма. Почему именно социальная психология подверглась депривации? В силу того парадоксального обстоятельства, что социальные психологи, стремясь применить марксизм к анализу массовых психических явлений, начали осмыслять методологические проблемы своей науки и тем самым оказались в конкурентных отношениях с идеологией, которая опиралась исключительно на политические, а не на научные основания [29, с. 376].
Соглашаясь в основном с таким подходом к определению специфики в становлении, истории и судьбе отечественной социальной психологии, хотелось бы вместе с тем высказать несколько соображений по этому поводу.
Прежде всего, представляется в определенной мере спорным утверждение-гипотеза об особой, "роковой" роли феномена массовой психологии как главного объекта внимания и исследования в судьбе отечественной социальной психологии.
Повышенный интерес к массовой психологии несомненно сыграл свою роль в формировании традиций отечественной социальной психологии. Нельзя вместе с тем специфику последней связывать только с этим. Во-первых, потому, что только из обращения к феномену массовой психологии еще с неизбежностью не вытекала обреченность этой науки на исчезновение. Поэтому были основания и для предположения о возможности больших успехов в развитии последней. Нельзя не учитывать, во-вторых, и то, что повышенный интерес к массовым явлениям психической деятельности людей во второй половине (особенно последней четверти) XIX века был свойствен исследователям не только в России, но и во Франции (Г Тард и Г. Лебон), и в Германии (В. Вундт), и в Италии (А. Лабриола, Сигеле и др.). Вообще интерес к явлениям массовой психологии присутствует во всех без исключения национальных школах и до сих пор.
Можно, вероятно, говорить лишь о том, что в России это преимущественно интерес к политическим массовым движениям и процессам. В других же странах с более стабильной социально-экономической и правово-политической системой и ситуацией это интерес больше к психологии досуга и массового потребления.
Значит, дело, на наш взгляд, не только и не столько в самой обращенности внимания отечественных исследователей к явлениям массовой психологии, сколько в ряде других не менее, если не более, существенных обстоятельств.
В их числе безусловно особенно значимо то, что, во-первых, начав осмысливать методологические проблемы своей науки, социальные психологи оказались в конкурентных отношениях с идеологией, а та, в свою очередь, во-вторых, опиралась исключительно на политические, а не на научные основания.
Однако нельзя при этом забывать и того, что советская идеология опиралась не столько на вариант "бархатного" (по словам К. А. Абульхановой-Славской и В А. Кольцовой) марксизма и социально-психологическую трактовку в исполнении Г. В. Плеханова, сколько на марксистский же, но несопоставимо более жесткий социально-психологический анализ массовой политической и классовой психологии, представленный во взглядах В. И. Ленина [29, с. 376].
Здесь же, несомненно, сказались и традиции российской революционно-демократической и народнической мысли с их откровенно комплиментарной трактовкой как массовой психологии и движений, так и героев, ведущих за собой толпу. При этом безраздельно позитивная оценка массовой психологии не отделяла народников от марксистов (при условии, что последние имели в виду прежде всего организованное политическое движение рабочего класса). Не из этой ли комплиментарности впоследствии начала складываться и та атмосфера безграничного доверия масс к политическим лидерам, без которой вряд ли могла бы сформироваться идеология культа личности политического лидера, равно как и доминирование идеологических и политических приоритетов и ценностей над научными?
Разумеется, развернутый и аргументированный ответ на этот вопрос еще ждет своих исследователей.
Но уже и так достаточно очевидно то, что существенным водоразделом между состоянием дореволюционной и послереволюционной социальной психологии в России была их преимущественная включенность в различные сферы жизнедеятельности общества. Нельзя во многом не согласиться с К. А. Абульхановой-Славской и В. А. Кольцовой, когда они говорят о том, что "дореволюционная социальная психология была значительно органичнее включена в социально-культурный, мировоззренческий контекст духовной жизни общества. В ней отсутствовали идеологические и политические акценты" [29]. С последней частью этой фразы (об акцентах) можно, однако, согласиться лишь отчасти, поскольку эти акценты в последней четверти XIX века в России набирали силу и просачивались уже в различные сферы духовной жизни вместе с ростом популярности марксизма.
Таким образом, существенным фактором, который сыграл свою роль, создав условия, благоприятствующие росту приоритета политических и идеологических акцентов над научными в тот период, была сама революционная атмосфера общества и сопровождающие и обеспечивающие ее идеология и популярность марксизма.
Особенности становления социальной психологии в СССР в 1920-е годы. Основная особенность процесса становления отечественной социальной психологии в период 20-х годов состояла в том, что, переживая этап своего самоопределения, еще не сложившись в полной мере в качестве самостоятельной науки с прочным методолого-теоретическим фундаментом, она должна была, откликаясь на социальный заказ своего времени, дать ответ на вопрос о путях социально-психологического обеспечения социалистического строительства.
В отличие от предшествующих традиций, сложившихся в русской культуре, философии и социологии, она должна была помочь обществу не в разрушении былого уклада жизни, а в созидании и прежде всего в формировании психологии, идеологии и культуры нового человека.
А это, в свою очередь, предполагало обращение исследователей к практическим вопросам как развертывания творческого потенциала самой науки, ее внутреннего самоопределения, так и ее применения в повседневной практике социальной жизни.
В эти годы было положено начало первым экспериментальным социально-психологическим исследованиям, проведенным В. М. Бехтеревым совместно с М. В. Ланге и В. Н. Мясищевым со студентами медицинского, педагогического и психоневрологического институтов. Это знаменовало переход от чистой теории к формированию эмпирически-верифицируемого фундамента научного знания.
Тогда же началась активная разработки ряда проблем прикладной социальной психологии. Потребности практики социалистического государства, связанные как с радикальными переменами в процессе формирования ряда социальных институтов (управления, политики, права, образования и др.), так и с осуществлением установки на воспитание нового человека — коллективиста являлась мощным фактором активизации социально-психологических исследований, дали толчок выступлению по вопросам этой науки большой группе философов, психологов и представителей других отраслей научного знания. Среди них были: логик, психолог и философ Г. И. Челпанов; зоопсихолог В. А. Вагнер; психиатр В. М. Бехтерев; журналист и литературный критик Л. Н. Войтоловский; психологи К. Н. Корнилов, В. А. Артемов, П. П. Блонский, В. М. Боровский; правовед М. А. Рейснер и многие другие.
В этот период исследовались проблемы формирования общественного мнения (В. Кузьмичев, 1929), психологии быта рабочих Москвы и Ленинграда. Применялись как методы наблюдения (И. Жига), так и методы анализа документов, стенгазет и писем рабочих корреспондентов (Лебедев и Рафаил), разрабатывались вопросы промышленной эстетики, тесно соприкасавшиеся с проблемами прикладной социальной психологии.
Обстановка решительной ломки старого социального уклада жизни и пестрота подходов к построению социальной психологии, связанная с работой на этом поприще представителей самых разных направлений и поколений, определили особенно острый характер полемической борьбы между ними в этот период.
Дискуссия о предмете и путях развития социальной психологии. Настоятельная необходимость определения предмета и путей развития социальной психологии, с одной стороны, и различия во взглядах исследователей на способы решения этих задач, с другой, с неизбежностью породили дискуссию по этим вопросам.
В эпицентре полемики оказались различия во взглядах на предмет и перспективы социальной психологии, с одной стороны, Г. И. Челпанова — представителя дореволюционной эмпирической психологии, до 1923 года возглавлявшего Московский психологический институт, и целой группой его оппонентов (В. А. Артемова, К. Н. Корнилова, П. П. Блонского и В. М. Бехтерева) — с другой.
Г. И. Челпанов (1862—1936), логик, психолог и философ-идеалист, предложил дополнить индивидуальную экспериментальную психологию социальной. При этом социальная психология, по его мнению, должна разрабатываться в рамках марксизма через преодоление абстрактного, фейербаховского антропологизма, в то время как собственно психология должна остаться эмпирической наукой, не зависимой от мировоззрения, в том числе и от марксизма. При этом он настаивал на первостепенной важности изучения психологии сознания индивида, обвиняя сторонников объективной психологии в отказе от его исследования [30].
Г. И. Челпанову возражали стоявшие на позициях: бихевиоризма — П. П. Блонский; реактологии — К. Н. Корнилов; коллективной рефлексологии — В. М. Бехтерев. Их объединяло первостепенное внимание к изучению поведения как отдельного индивида, так и различных групп людей в контексте социальной среды. За более полное включение марксизма в систему психологии выступали В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, В. А. Артемов, М. А. Рейснер и др. [24], [31]—[33].
Итоги дискуссии. Однако по мере того, как идеалистическое направление в советской психологии сходило со сцены, все более очевидной становилась ограниченность рефлексологии и реактологии, выражавших, по существу, механистический подход к решению сложных вопросов социальной психологии. В концепции "коллективной рефлексологии" В. М. Бехтерева наряду с "законом ритма" или "законом периодичности", ассоциирующимся с реальными тенденциями динамики, приливов и отливов общественного настроения, отчетливо просматривался и излишне прямолинейный перенос универсализируемых физических и биологических принципов и законов (инерции, сцепления, диффузии, отбора, изменчивости, воспроизведения, колебания маятника и др.) на область социальной психологии.
Полемизируя со своими оппонентами и в первую очередь с В. М. Бехтеревым, Г. И. Челпанов настаивал на том, что его «эмпирическая психология не противоречит марксизму, а вытекающая из последнего необходимость реформы психологии должна своим символом иметь не "устройство собачников для изучения условных рефлексов", а серьезную организацию работ по изучению социальной психологии, для чего необходимо создание специального института социальной психологии» [34, с. 9—10].
Против идеализма Г. И. Челпанова и механистического материализма В. М. Бехтерева, в свою очередь, выступил К. Н. Корнилов, прозорливо указавший на перспективу грядущего синтеза двух борющихся пока во многих странах течений — так называемого эмпирического, или субъективного, направления и психологии поведения, рефлексологии, объективной психологии [35, с. 9].
Наиболее обстоятельная и аргументированная критика "коллективной рефлексологии" была дана в тот период В. А. Артемовым, по мнению которого нельзя отождествлять законы проявления коллективной и индивидуальной психологии или тем более физиологии, как это делали В. М. Бехтерев и другие [31]. Он же в дальнейшем возражал и тем, кто отказывал социальной психологии в праве на самостоятельное развитие на том основании, что вся психология и так целиком социальна; квалифицируя такую позицию как тормоз на пути развития социальной психологии, он указывал в числе других препятствий и на почти полное отсутствие экспериментальных разработок в данной области [36, с. 170—171].