Развитие не детерминировано.
Похоже, что наши гены – даже ученые верят в это – определяют развитие тела и в высокой степени развитие нашей психики. Однако, важность генов в развитии способностей мозга по-прежнему остается за пределами наших знаний, особенно в отношении сложных когнитивных и эмоциональных черт индивида (Roth, 2001). В любом случае, гены не «делают» организм, они лишь влияют на его взаимодействия с окружающей средой. «...Что позволяет развитию произойти... это взаимоотношения двух компонентов, а не сами компоненты. Гены сами по себе не могут привести к развитию так же, как стимуляция сама по себе не может вызвать развитие» (Gottlieb, 2002, pp. 161f). Гены обладают двумя фундаментальными функциями: во-первых, они действуют подобно модели для передачи информации последующим поколениям. Также они синтезируют определенные протеины в соответствии с информацией, хранящейся в их ДНК. На эту «транскрипцию» полностью напрямую влияет опыт (4) (Siegel,1999). В этом смысле генетическое выражение – это не детерминированный процесс, но он также привязан и к условиям окружающей среды. Длительный стресс, к примеру, может запустить такой воздействие генов, которого, вероятно, не произошло бы при нормальных обстоятельствах.
Эта статья также обращается к Теории Вероятностного Эпигенеза Гильберта Готтлиба (2002), которая утверждает, что (пренатальное) развитие определяется «критическим взаимодействием эндогенных и экзогенных факторов на четырех уровнях (генетическая деятельность, нейрональная деятельность, поведение и окружающая среда). С этой перспективы функция (опыт, или «функциональная деятельность», или «поведение») влияет на соответствующую структуру. Следовательно, отношения между (мозговой) структурой и функцией должны рассматриваться как двусторонние(van den Bergh 2002a, p. 98) (см. Схему №1). Резюмируя, можно сказать, что там, где происходит развитие, факторы окружающей среды определенно играют роль: нет развития без опыта. Применительно к нашей теме это означает, что факторы окружающей среды влияют на развитие пренатального ребенка «с самого начала» и даже до того, например, через уникальные индивидуальные качества спермы и яйцеклетки, через качество физической и эмоциональной экологии женского тела (см. ниже) и т.д. Эта перспектива также применима к анатомии и физиологии, как и к поведению и эмоциональному опыту (Gottlieb, 2002). В особенности ясно пренатальное развитие показывает, что тело и психика неразрывно связаны.
Схема №1
Окружающая среда (физическая, социальная, культурная)
Поведение
Нейрональная деятельность
Генетическая деятельность
Индивидуальное развитие
Изображение полностью двухсторонней природы генетического, нейронального, поведенческого влияния и влияния окружающей среды в течение курса индивидуального развития (Gottlieb 2002).
Внутриутробное обучение.
Тот факт, что каждый организм существует в постоянном взаимно влияющем взаимодействии со своим окружением, можно также описать, как «способность обучаться». Это обучение, глубоко заякоренное на вегетативном уровне, является врожденным качеством, свойственным всем живым существам. Сужая тему до рассмотрения более сложных видов чувств и поведения, сенсомоторных паттернов и т.д., можно доказать, что пренатальное обучение начинается самое раннее с периода 23 недели внутриутробного развития (Maret, 1997). Эта способность весьма важна для выживания ребенка: он приобретает способность постнатально распознавать знакомые стимулы окружающей среды (такие, как материнское молоко, запах и голос!) (Hepper, 2002). В этом смысле (пренатальная) привязанность к матери биологически заякорена.
Обучение включает мнемонические процессы. И это ставит крайне интересный вопрос, а как может запомниться пренатальный опыт. Современные исследования памяти внесли следующие уточнения в этот вопрос: понимание памяти в виде модели склада устарело. Память не связана с отдельным органом, а рассматривается «как функция целого организма... сложный, динамический, повторно распределяющий по категориям, (классифицирующий) и интерактивный процесс...» (Leuzinger – Bohleber et al. В Koukou 1998, p. 519). «В исследованиях памяти... термин «память» на сегодняшний день включает в себя все, что отражает влияние прошлого опыта. Такое определение включает в себя довербальное, дорепрезентативное, досимволическое и даже пренатальный опыт, который все шире становится субъектом психотерапевтической работы в наши дни». (Kohler, Koukou et al. 1998, p.142). В противоположность эксплицитной памяти, которая включает сознание для кодирования и запоминания, имплицитная память уже функционирует до рождения (Siegel, 1999). Она относится к поведению, эмоциям, восприятию и телесным ощущениям. Резюмируя, мы утверждаем, что внутриутробные переживания могут имплицитно запоминаться организмом. При реактивации такие воспоминания проявляют себя более или менее диффузными (телесными) ощущениями, предчувствиями, настроениями, эмоциями и поведением – все без осознавания их пренатального или перинатального происхождения. Следовательно, в отношении психотерапевтической практики мы должны принять тот факт, что мы можем столкнуться с этими переживаниями в форме диффузных (телесных) регрессий.