Правовой аспект
Нижеследующее утверждение может показаться Вам слишком резким: "ни в одной стране мира законодательство не содержит конкретных запретов на добровольные BDSM-отношения между совершеннолетними". Тем не менее, это правда. Почитайте профессиональные руководства и специальную юридическую литературу - почти нигде Вы не найдете ясных и точных ссылок на этот вид отношений.
Первая проблема состоит в следующем: юридического определения BDSM- отношений, попросту не существует. Есть только узконаправленные описания "садизма" и "мазохизма" как умственных расстройств, а также других, относящихся к ним медицинских понятий. Этот материал, как правило, либо слишком устарел, либо не имеет почти никакой юридической ценности, что делает его совершенно бесполезным для работы правоохранительных органов. Кроме того, этот устаревший научный материал по тем или иным причинам зачастую носит крайне спорный характер, с точки зрения, как науки, так и законодательства, совершенно не отвечая задачам, стоящим перед хранителями правосудия.
Второй проблемой законодательства в вопросах, касающихся только добровольных сексуальных отношений между совершеннолетними (сюда не входят принуждение и такие криминальные преступления, как изнасилование, сексуальные контакты с детьми и детская порнография) в большинстве стран является то, что даже те минимальные и устаревшие ссылки на BDSM-отношения все равно крайне расплывчаты, ограничены и обычно основаны на более не актуальной в наш век и наши дни морали и нравственности.
В конечном итоге, проводить черту между отношениями, основанными на обоюдном согласии партнеров, и криминальной активностью приходится самим полицейским или социальным служащим. Ни те, ни другие, как правило, не проходили специального обучения на эту тему, и у них нет иного выхода, кроме как опираться на собственные знания и субъективное восприятие. Наряду с недостатками законодательной базы, отсутствие обучения и информационной поддержки по этому вопросу также является серьезной проблемой. В дальнейшем, в зависимости от законодательства в каждой отдельной стране, вопрос о том, были ли поступки умышленно оскорбляющими, незаконными или наносящими ущерб, приходится решать уже прокурорам, судьям или присяжным, которые тоже вряд ли обладают достаточным знанием предмета для вынесения справедливого суждения.
Второе резкое утверждение: сотрудник правоохранительных органов, вне зависимости от ранга, положения и служебных инструкций, имеет только две основных профессиональных задачи - служить и защищать. Ни одна из этих задач не подразумевает интерпретацию, суждение и тем паче насаждение социальной нравственности, и такие обязанности никогда не должны возлагаться на правоохранительные органы.
Кроме того, практически в каждом юридическом случае BDSM-отношениям сопутствуют другие ситуации, такие как развод или опека, политические моменты или конфликты на работе, вовлекая в процесс различные сферы законодательства. Зачастую при рассмотрении дел, касающихся BDSM, используются положения, как уголовного, так и гражданского кодексов, а защиту слабых (несовершеннолетних и женщин) путают с интересами общества в целом. Противостоять обвинениям, постоянному давлению и потенциальным осложнениям крайне сложно, и зачастую это требует от ответчиков не только незаурядной смелости, но и немалых финансовых расходов.
Как ни странно, на практике в большинстве стран и регионов мира защитить себя от обвинений по делу, имеющему отношение к BDSM, вполне легко. Отсутствие точных определений само по себе и тот факт, что практически все точки зрения и советы независимых экспертов будут в большинстве своем основаны на устаревшем научном материале (который в любом другом случае просто не будет принят к рассмотрению судом) значительно упрощают выстраивание сильной линии защиты против предъявленных обвинений. Однако, людям, выстраивающим такую защиту, как правило, не хватает ни смелости, ни поддержки со стороны окружающих.
В отношении административных дел еще более важно акцентировать внимание на социальных последствиях, с которыми столкнутся люди, "обвиненные" во вступлении в BDSM-отношения, или даже просто испытывающие такие эмоции. В среде BDSM-сообщества постоянно бытует опасение, что огласка может обернуться лишением родительских прав и возможности видеть своих детей, не говоря уже о риске потерять работу или испортить карьеру. Не менее важно и отношение к этому непосредственного окружения - семьи, соседей, друзей. Во многих случаях этот страх имеет под собой вполне реальное обоснование. Некоторые люди, некогда занимавшие высокое положение, уже потеряли работу и репутацию только лишь из-за намеков на их сексуальные предпочтения в рамках BDSM. Это актуально и для тех, кто по долгу службы работает с детьми, например, для учителей и социальных работников, так как общественное мнение обвинит их как минимум в оказании тлетворного влияния на подрастающее поколение. При расследовании таких случаев часто выясняется, что BDSM- предпочтения в интимной сфере сами по себе не были непосредственным предлогом увольнения, но именно эти мотивы и предположения лежали в корне принятого решения.
Некоторые недоработки статей уголовного законодательства РФ способствуют ложному толкованию внешних проявлений элементов насилия в рамках BDSM-отношений, подвергая опасности привлечения к ответственности невиновных. К таким статьям относятся ст. 132 "Насильственные действия сексуального характера", ст. 239 "Организация объединения, посягающего на личность и права граждан" (фактически запрещающая создание BDSM-клубов для реального общения).
Существуют и побочные трудности, связанные, например, с приобретением и хранением СМ-атрибутики. Практически любой сотрудник милиции, обнаружив при вас наручники вряд ли примет ваши объяснения, касающиеся BDSM. Почти невозможно ввезти СМ-атрибутику из-за рубежа: существует положение, согласно которому любые предметы, имеющие отношение к совершению актов насилия ("спецсредства") запрещены к ввозу в РФ. Следствием этого положения являются не только завышенные цены на СМ-атрибутику в российских секс-шопах, но и отсутствие сертификатов безопасности на продаваемую продукцию, не говоря уже о трудностях конечного потребителя [3].