Классификация по критерию характера личностных установок
Классификация по видам деятельности
Классификация по критерию времени действия мотива
Классификация по силе проявления мотива
Классификация по критерию устойчивости мотива
Задания для самопроверки:
Приведите пример постоянного, сильного, сильноустойчивого эгоистического мотива игры.
Ответ: например, вариантом ответа может быть удовлетворение аддиктивной потребности при игровой компьютерной зависимости
Мотивационные образования личности
Е. П. Ильин рассматривает следующие виды мотивационных образований: • мотивационные состояния • мотивационные установки • влечения, желания, хотения • склонность • привычки • интересы • направленность личности • мотивационные свойства личности. Мотивационные образования представляют собой результат степени осознания причин возникшего побуждения, а также степени удовлетворения потребности (достижения цели). Поскольку и то и другое может быть разной степени выраженности, постольку и существуют различные мотивационные образования личности. В зависимости от того, на какой стадии остановился мотивационный процесс, какова степень осознанности (понимаемости) причин возникающего побуждения, а также степень удовлетворения потребности (достижения цели, запланированного результата), мотивационные образования могут иметь не только разную структуру, время существования, но и разные названия.
Мотивационные состояния.
Актуальную потребность можно рассматривать как потребностное состояние. Поскольку оно связано с мотивацией, его можно отнести к мотивационным состояниям. Разновидностями потребностного состояния в определенной степени являются влечение и любопытство. Заинтересованность как состояние отражает актуализацию интереса.
Мотивационная установка возникает тогда, когда цель по какой-либо причине не была достигнута и потребность осталась неудовлетворенной. Ее отличительными чертами являются отдаленность цели деятельности и невозможность непосредственного ее удовлетворения.
Возможны три варианта развития событий:
Ø мотив затухает (феномен забывания намерений),
Ø появляется более сильная потребность, подавляющая первую (механизм доминанты). Эффект Лисснер состоит в падении интереса к предыдущей деятельности после выполнения более трудной и интересной
Ø либо потребность остается и требует своего удовлетворения. Появляется напряжение, которое способствует сохранению в памяти намерения. Эффект незавершенного действия (эффект Б. В. Зейгарник) состоит в том, что незавершенные действия в силу мотивационного напряжения запоминаются примерно в два раза лучше.
Запланированное, но отсроченное намерение будет осуществлено при появлении нужной ситуации. Долговременное намерение может существовать в форме обязательства, обещания и т.п. Иногда мотивационная установка превращается в навязчивую идею.