Михаил САВЧЕНКО, школьный психолог, УВК № 2, г. Воронеж

Для учащихся 11-го класса

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕНИНГА

Цели, задачи и структура программы
Программа развития уверенности в себе призвана оказать помощь учащимся 11-х классов в напряженный период, связанный со сдачей экзаменов и поступлением либо в высшее, либо в среднее специальное учебное заведение.
В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

1. Формирование информационного пространства (блок теоретической информации).
2. Обеспечение учащихся средствами самопознания (блок диагностических методик).
3. Развитие навыков психорегуляции (блок техник и упражнений).
4. Усиление «Я-центра» и идентичности (блок приемов и упражнений).

Программа рассчитана на 6 занятий. Возможно проведение в форме марафона-тренинга (2 дня). Объем — 10–15 часов (уроков).
Рекомендуется для проведения во внеучебное время специалистом (школьным психологом) с учащимися 11-х классов на добровольной основе.

Этапы проведения
1) Подготовительный (2–3 часа).
2) Основной (7–10 часов).
3) Заключительный (1–2 часа).

Тематический план

№ п/п Тема Количество часов
Подготовительное. Ориентировочное 2–3
Фрустрация. Преодоление
Установки. Распознавание 1–2
Субличности. Разотождествление 2–3
Стресс. Техники саморегуляции 2–3
Закрепление. Поддержка 1–2

Принципы проведения
Для того чтобы работа в рамках реализации программы «Уверенность» была эффективной, необходимо соблюдать ряд правил.

• Целесообразно организовать и провести данный тренинг во внеучебное время, в период весенних каникул. Это обусловлено тем, что во время учебы школа похожа на муравейник, а для осознанной работы необходимы уединение и покой, минимум отвлечения. Кроме этого, участники располагают запасом свободного времени, что является очень важным и влияет на качество усвоения материала и овладения приемами и техниками разотождествления и психорегуляции.
• Необходимо соблюдать принципы добровольности. Тогда на занятия придут те, кто действительно нуждается в поддержке и помощи психолога, а случайных людей не будет. Это важно, так как содержательная работа возможна только в доброжелательной обстановке, в атмосфере доверия, взаимопонимания.
• Не стоит менять последовательность предлагаемых заданий, так как они тесно взаимосвязаны.
• В целях соблюдения принципа погруженности занятия проводятся в режиме марафона.

Мы также предлагаем ведущему перед проведением тренинга ознакомиться с некоторыми теоретическими вопросами, связанными с Я-концепцией, идентификацией (для этого рекомендуем хрестоматию «Идентичность» /Сост. Л.Б. Шнейдер. — М.: НПО «МОДЭК», 2003).

Оборудование и материалы
Аудитория, по возможности, должна иметь место для работы участников над письменными заданиями, а также пространство для проведения упражнений, в том числе подвижных. Желательно наличие магнитофона с записью релаксационных композиций.
Следует также обратить внимание на наличие у участников альбомов, цветных карандашей. Для того чтобы образы запоминались, их необходимо нарисовать.
Если вы недостаточно хорошо знаете участников, позаботьтесь о визитках. Барьеров в общении быть не должно.
В целом программа является частью той большой работы, которая планируется и проводится в школе в рамках подготовки одиннадцатиклассников к сдаче экзаменов. Специфика такой работы заключается в непосредственном воздействии на личность участника и достижение психотерапевтического эффекта. Самое главное — у выпускника формируется вера в себя, в собственные силы, в успех!

СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

ЭТАП I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цели
Создание благоприятного социального психологического климата.
Формирование установки на активную творческую работу.

Организационный момент
Место, время работы, принадлежности, время перерыва.
Ведущий объявляет цели тренинга:

• разобраться в причинах своей неуверенности;
• овладеть техниками и приемами психорегуляции;
• поддержать друг друга.

Тест «САН
(самочувствие, активность, настроение)»

Ведущий.Вам предлагается описать свое состояние в настоящий момент с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.
Участникам раздаются бланки, которые они заполняют (см. с. 36).

Бланк

Михаил САВЧЕНКО, школьный психолог, УВК № 2, г. Воронеж - student2.ru

Обработка данных

1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
3. Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
4. Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
5. Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
6. Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
7. Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
8. Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
9. Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
10. Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
11. Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
12. Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
13. Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
14. Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
15. Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
16. Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
17. Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
18. Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
19. Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
20. Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
21. Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
22. Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
23. Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
24. Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
25. Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый
26. Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
27. Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
28. Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
29. Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
30. Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие
(сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность
(сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение
(сумма баллов по шкалам): 5, 6. 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 баллов свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0–5,5 балла. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.
Участники самостоятельно обрабатывают и подсчитывают суммы набранных баллов по шкалам «С», «Н», «А» и общий балл по тесту.

Ведущий. Этим опросником можно пользоваться, как только возникает необходимость выяснить состояние своего самочувствия, активности, настроения. Свои результаты вы огласите, выполнив упражнение «Самопрезентация». А для начала давайте познакомимся.

Упражнение «Необычное знакомство»

Ведущий.Стоя в круге, вам необходимо по очереди назвать выбранное себе имя и продемонстрировать какой-либо жест. Для того чтобы вы лучше запомнили друг друга (сблизились), упражнение проводится по принципу «снежного кома». То есть первый участник называет свое имя, показывает жест; второй — вспоминает имя, жест первого, затем называет свое имя и показывает свой жест; третий — первого, второго, свое имя и жест и т.д. по числу участников.
(После выполнения.) Как настроение? Какие ощущения? (Как правило, участники испытывают эмоциональный подъем.) Замечательно, тогда вперед!

Упражнение «Самопрезентация»

Ведущий.Представьтесь перед участниками группы. Для этого необходимо составить «резюме», а именно написать:

1) имя, возраст;
2) любимое занятие (хобби);
3) черту характера, которая нравится в себе, и черту характера, которая не нравится в людях;
4) для чего ты здесь;
5) чему хочешь научиться;
6) чего хочешь добиться;
7) результаты по тесту «САН».

Учащиеся зачитывают свои «резюме», им разрешается задавать друг другу вопросы.
Ведущий говорит участникам слова благодарности, восхищается ими.
Происходит обсуждение. Участники приходят к выводу: мы все разные, но нас объединяет желание добиться успеха, уверенности, овладеть приемами психорегуляции эмоционального состояния.

Игра «Имитация»
(«Поезд»)

Ведущий.Игра проводится в круге. Для начала рассчитаемся на первый—второй. Первые номера — хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера — два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый — второй — первый — второй и т.д. по кругу: имитируем стук колес поезда. Начали.
Убыстряем темп. Еще быстрее.

Примечание. Кто-нибудь обязательно сбивается, и ведущий инициирует аплодисменты всех участников.

Обсуждение и принятие правил тренинга

Ведущий.Назовите любые слова, которые ассоциируются у вас со словом «игра». Правила — это мера ответственности и вознаграждения каждого.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВИЛ

Михаил САВЧЕНКО, школьный психолог, УВК № 2, г. Воронеж - student2.ru 1) Доверительный стиль общения («нет» насмешкам и издевкам).
2) Общение по принципу «здесь» и «сейчас» (обсуждение того, что происходит в данный момент времени).
3) Персонификация высказываний (отказ от безличной речи).
4) Недопустимость непосредственных оценок (оцениваем не человека, а действия).
5) Уважение к говорящему (не перебиваем, вопросы после выступления).
6) Активность (даже если упражнение покажется неинтересным, нужно работать, не нарушая цепь).
7) Искренность (если нет желания говорить честно, молчим).
8) Говорим за себя (не обобщаем свое суждение и не говорим за других).
9) Группа всегда права (санкции применяются по решению большинства участников).

Участники записывают правила, думают.
Обсуждение правил может проходить индивидуально, а затем в круге в малых группах.
Перерыв 10–15 минут.

Михаил САВЧЕНКО, школьный психолог, УВК № 2, г. Воронеж

(Продолжение следует)

В издательстве «Вако» (Москва) выходит книга М.Ю. Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11-е классы)».
В книге даются: методика проведения и организации развивающих занятий; сценарии занятий по профориентации (9-й класс); групповые занятия с элементами социально-психологического тренинга «Познавая себя и окружающих» (10-й класс); тренинг «Уверенность» (11-й класс); методы диагностики учащихся. Все представленные материалы проверены на практике и даны в удобной для работы форме. Практическое руководство адресовано классным руководителям и школьным психологам.
Предлагаем вашему вниманию отрывок из этой книги.

Тренинг «Уверенность»

Продолжение. См. № 2/2004

ЭТАП II. ОСНОВНОЙ

Цели:

• ознакомление с теоретическим материалом;
• формирование установки на самоанализ и обязательный успех;
• усиление «Я»;
• ознакомление с приемами релаксации и мастерства.

Ведущий. Что вам понравилось? Что было для вас интересным?
Ведущий обобщает высказывания участников:
• каждый знает, для чего он здесь;
• общая цель — успех и овладение приемами психорегуляции.

Тест «Изучение фрустрационных реакций»1

Ведущий. Для того чтобы стать успешным, мало владеть навыками и умениями, связанными с коррекцией своего психоэмоционального состояния. Необходимо знать себя и свои возможности. Безусловно, экзамены — это фрустрационная ситуация (ситуация-препятствие). И здесь важно знать, как вы реагируете на подобные ситуации, как ведете себя, какую тактику поведения выбираете. Ответить на вопрос «как?» и увидеть себя со стороны вам поможет работа над тестом.
Участникам раздаются задания (карточки с изображением ситуаций), объясняется порядок работы над заданием теста.
Ведущий. На каждом рисунке изображены два или несколько человек. Человек слева всегда изображен говорящим какие-то слова. Вам надо на листе ответов под номером, соответствующим рисунку, написать первый пришедший на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности быстро.
Участники выполняют задания теста.
(Обработка результатов и интерпретация здесь не приводятся, так как это тест достаточно известный, его можно найти во многих психологических изданиях. Нужно только отметить, что в результате выполнения теста каждый участник должен увидеть себя как бы со стороны, как он реагирует во фрустрационной ситуации, какие позиции чаще всего занимает. Не стоит проводить полную интерпретацию. Цель тестирования — выяснение позиции участника! Это все, что нужно.)

Упражнение «Любишь ли ты своего соседа?»

Ведущий. Встаньте в круг. Выбирается водящий. Он подходит к одному из участников и задает вопрос: «Любишь ли ты своих соседей?» Если участник отвечает «да», то стоящие по соседству должны поменяться местами (рокировка через участника, отвечающего на вопросы водящего). Если участник ответил «нет», то водящий задает наводящий вопрос: «А кого ты любишь?» Участник, заранее должен определить сходные черты (волосы, глаза, обувь и др.) стоящих в круге двух-трех и более участников и дать ответ, например: «Тех, кто с часами». Стоящие в круге участники с часами на руке должны быстро поменяться местами. Задача водящего — занять свободное место в круге. Тот из участников, кто не успевает, занимает место водящего.
Игра повторяется несколько раз (несколько выборов).

Наши рекомендации