Сферы неблагоприятного формирования личности
ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ
Кафедра криминологии и профилактики преступлений
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры криминологии и
профилактики преступлений
канд. юрид. наук, доцент
А.В. Иващенко
13 сентября 2007 г.
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
«Криминология и профилактика преступлений»
Панов С.Л
ТЕМА 3. ПРИРОДА ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Материалы к лекции
Время – 2 часа
Специальность 030501.65 Юриспруденция
Рецензенты:
Тимко С.А. – канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры криминологии и профилактики преступлений Омской академии МВД России
Головко А.Б. – старший инспектор по особо важным делам УУР УВД Омской области
Материалы к лекции по дисциплине «Криминология и профилактика преступлений» предназначены для курсантов 4 курса, обучающихся очно по программе высшего профессионального образования.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры криминологии и профилактики преступлений ОмА МВД России 13 сентября 2007 г. Протокол № 1.
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МЕХАНИЗМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
2. СФЕРЫ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.
3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КРИМИНОГЕННЫХ СИТУАЦИЙ.
4. РОЛЬ ЖЕРТВЫ (ПОТЕРПЕВШЕГО) В МЕХАНИЗМЕ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
ВВЕДЕНИЕ
Преступление – всегда проявление в поведении тех или иных особенностей личностной позиции, ее свойств, связанных с дисгармоничностью, деформацией или деградацией потребностей, ценностных ориентаций. Во взаимодействии с внешней средой эти свойства личности определяют мотивацию преступного поведения, выбор и реализацию целей и способа преступного посягательства. В свою очередь криминогенные особенности личности не проявляются в готовом виде, а представляют собой результат достаточно длительного процесса ее искаженного развития в неблагоприятной среде.
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МЕХАНИЗМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Каждый человеческий акт (поступок-действие) связан с удовлетворением какой-либо испытываемой лицом потребности. По своему социальному значению и содержанию потребности бывают:
– жизненно – необходимые, обеспечивающие условия существования человека (еда, тепло, кров, самозащита и др.);
– нормальные, социально одобряемые (приобретение знаний, самовыражение, деловая активность и пр.);
– деформированные, когда искажаются нормальные потребности (например, деловая активность с целью хищения чужой собственности);
– извращенные, антисоциальные потребности, удовлетворение которых объективно противоречит как общественным интересам, так и подлинным интересам личности.
В определенный период времени индивид от ощущения потребности до мотивации того или иного поведенческого акта делает выбор:
– удовлетворить свои потребности и интересы или воздержаться;
– каким путем их удовлетворить, и какими средствами.
Подобный выбор зависит от ряда объективных обстоятельств:
– от наличия возможностей, для удовлетворения испытываемой потребности;
– от морально-нравственных качеств индивида, которые играют решающую роль в выборе варианта поведения.
В большинстве случаев преступное деяние связано не с содержанием потребностей, а с характером, способом их удовлетворения.
Следовательно, конкретное преступление представляет собой акт сознательной, волевой человеческой деятельности, в ходе которой конкретное лицо стремиться удовлетворить свою потребность вопреки и в ущерб общественным интересам.
Преступное посягательство является результатом негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием внешних по отношению к человеку факторов среды и конкретных жизненных обстоятельств, образующих ситуацию совершения преступления.
Поэтому под механизмом преступного поведения понимается связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний личности, детерминирующих решение совершить уголовное деяние, направляющих и контролирующих ее поведение.
Следовательно, при совершении конкретного умышленного деяния вначале возникает мотивация, затем преступление планируется и в конечном итоге исполняется. Таким образом, в механизм индивидуального преступного поведения входят:
– внутренняя сфера личности, включающая негативные нравственно-психологические особенности личности – субъекта будущего преступления (они детерминируют все звенья механизма);
– социальные явления и процессы (например, неблагоприятные социальные условия жизни), обусловившие формирование этих свойств;
– благоприятные для реализации преступного замысла условия (обстоятельства, являющиеся недостающим элементом для выполнения заду манного);
– ситуация совершения преступления: место, где встретились лицо и необходимые обстоятельства (соединились причины и условия).
Центральным звеном в этой цепочке являетсямотив.
Мотивация – внутренний элемент механизма совершения преступления, вырабатывание решимости совершения преступления. Мотив – внутреннее побуждение к совершению преступления. В роли мотива могут выступать:
– потребности (извращенные, гипертрофированные);
– фрустрация (сильно переживаемая эмоция, страх что-то потерять; ожидание каких-либо негативных событий);
– чувства (тщеславие, гнев, зависть, месть, ревность и др.).
Мотивация преступного поведения (как и мотивация, вообще) несет определенную функциональную нагрузку и вместе с тем имеет типизированное сущностное содержание.
Мотивация выполняет ряд функций:
1) отражательную (это специфическая форма субъективного отражения криминогенных явлений и в первую очередь – негативных условий формирования личности);
2) побудительную (выступающую в роли непосредственно толчкового (побудительного) компонента преступного поведения, выраженного в конкретном мотиве и конкретной цели);
3) регулятивную (то есть контролирующую, функцию самоконтроля).
Конкретная направленность преступной мотивации может быть существенно различной, но в любом случае она отражает (и выражает) пренебрежение субъекта к интересам личности и общества в целом.
С учетом ее характера и содержания выделяется мотивация, отражающая:
1) негативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности (жизни, здоровью, телесной и имущественной неприкосновенности, чести, достоинству и т.п.);
2) корыстно-собственнические тенденции, материально-корыстную заинтересованность в виде имущественной выгоды;
3) индивидуалистическо-пренебрежительное отношение к различным социальным институтам и требованиям, своим гражданским, семейным и прочим обязанностям;
4) легкомысленно-безответственное и небрежное отношение к этим же институтам, требованиям и обязанностям.
В большей или меньшей степени (независимо от того, какой характер мотивации типичен для того или иного индивида) особенностями мотивационной сферы лиц, совершивших преступление, являются:
1) антисоциальность мотивов, большей частью проявляющуюся в узколичностных побуждениях субъекта;
2) преобладание материальных и естественных побуждений над духовными;
3) доминирование побуждений (например, влечений), а не долга;
4) господство побуждений с ближайшими целями, а не с более отдаленными и жизненно важными перспективами (правда, для определенных категорий корыстных преступников, субъектов крупномасштабных завладений приватизированной собственностью, мошенников типа Мавроди и др. это суждение не всегда справедливо);
5) низкий уровень этих побуждений в системе социальных ценностей нашего общества.
Отсюда психологический механизм преступления это:
1. Формирование и актуализация потребности или другого детерминанта.
2. Возникновение и становление конкретного мотива.
3. Целеобразование или выбор цели.
4. Выбор путей, средств, способов достижения цели.
5. Прогнозирование возможных действий, желательных и нежелательных последствий, в том числе и возможного уголовного наказания.
6. Принятие решения действовать.
7. Осуществление контроля и коррекции действий.
8. Анализ наступивших последствий, сравнение достигнутого результата с желаемым.
9. Выработка защитного мотива.
Доминирующая направленность определяет всю психологическую деятельность личности. Так, антиобщественная направленность личности преступника выражается:
– в нежелании соблюдать общественный порядок;
– в неуважении к правам и свободам личности;
– в нежелании выполнять конституционные обязанности;
– непризнании неприкосновенности чужой собственности и пр., т.е. в отрицательном отношении к людям и обществу.
Исходя из антиобщественной направленности личности, можно выделить различные виды готовности к преступлению:
По содержанию:
– вынужденная (например, совершение кражи из-за нужды);
– ситуативная (например, совершение кражи из незакрытого автомобиля);
– стратегическая (например, причинения вреда здравью из хулиганских побуждений).
По степени широты и универсальности:
– готовность к любому преступлению (универсальная);
–готовность к преступлению определенного типа (корыстного, насильственного – специализированная);
– единичная готовность (лишь к конкретному преступлению при определенных обстоятельствах).
По степени устойчивости готовности:
– устойчивая;
– неустойчивая.
Негативные, антиобщественные установки появляются не сами по себе: они социальны по своему происхождению. Их формирование происходит в процессе общения индивида с окружающей его средой. На этом этапе жизненного пути закладывается фундамент будущего преступного поведения.
СФЕРЫ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
На конкретную личность воздействуют и проявляются в конечном итоге в причинах индивидуального преступного поведения факторы социальной среды как на макро -, так и на микроуровнях, тем более что различия между ними относительны: то, что для одного индивида составляет круг его постоянного и непосредственного общения (микросреда), для другого – есть обстоятельства макросреды.
Основной составляющей микросреды, наиболее активно влияющей на формирование личности, является:
1. Семья – связь недостатков семейного воспитания и правонарушающего поведения не только несовершеннолетних, но и взрослых лиц (т.е. на этапах более отдаленных от детского и юношеского возраста) прослеживается и в многочисленных исследованиях, и в правоохранительной практике:
– семьи с низким материальным достатком, которые не в состоянии обеспечить надлежащий уровень образования детей, организовать полноценный досуг, проявлять постоянную и необходимую заботу об их физическом и нравственном здоровье;
– семьи с одним родителям, в которых несовершеннолетние члены семьи предоставлены сами себе: побеги из дома, совершение правонарушений и пр.;
– семьи, в которых имеются недостатки в воспитательном процессе: балование детей и потакание их капризам, потворство отрицательным чертам, неумеренное удовлетворение материальных потребностей и т.д.;
– семьи, в которых культивируются антиобщественные нравы и привычки в форме соответствующих нравственных оценок, высказываний, симпатий и антипатий и пр.;
– семьи с сильным криминогенным прессом в виде алкоголизма, наркомании, бытового воровства, драк, скандалов, развратного поведения родителей;
– семьи, в которых родители или родственники вовлекают других членов семьи в антиобщественную или преступную деятельность: пьянство, попрошайничество, проституцию и т.д.
2. Влияние ближайшего бытового окружения: друзья, знакомые, соседи и компании, с которыми субъект контактирует постоянно и непосредственно.
3. Общественное воспитание – это целенаправленное формирующее воздействие на личность вне семейной среды: в дошкольных учреждениях, школах, детских домах, интернатах, училищах, секциях и кружках и др.
К криминологически значимым недостаткам общественных воспитательных институтов исследователи относят следующие:
– недостаточное знание индивидуальных особенностей личности и неполный их учет в процессе педагогического воздействия;
– педагогические ошибки в выборе форм и методов воспитания и отсутствие индивидуального подхода в воспитании;
– неблагоприятные отношения трудных детей и подростков со сверстниками и недостатки оказания помощи в их нормализации;
– незнание источников отрицательного влияния на воспитуемых и отсутствие полной информации о правонарушающем поведении;
– подмена воспитательного воздействия голым администрированием.
4. Недостатки в организации досуговой сферы, связанной с местами отдыха, возможностью участия в секциях, кружках, посещением культурно-массовых мероприятий и т.д.
К другим сферам неблагоприятного формирования личности относятся:
– криминогенная роль средств массовой информации: пропаганда культа насилия, аморализма, иных социальных девиаций;
– разрушение идеалов, традиционализма в семье быту и других сферах нравственного формирования личности;
– неблагоприятное воздействие на личность со стороны криминальной среды, негативное влияние криминальной субкультуры.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что отрицательные особенности личности, сложившиеся под воздействием неблагоприятных условий ее формирования, приводят к совершению преступления, т.е. создают и обусловливают в той или иной мере криминогенную ситуацию.