Характеристика основных типов организаций (по У. ОУЧИ)
Организация типа «А» (американская модель) | Организация типа «I» (японская модель) | Организация типа «2» (маркетинговая модель) |
1 . Найм работников на относительно короткое время >- | Пожизненный найм работников | Долгосрочный найм |
2. Индивидуальное принятие решений | Коллективное принятие решений | Коллективное принятие решений |
3. Индивидуальная ответственность | Коллективная ответственность | Индивидуальная ответственность |
4. Быстрое развитие и продвижение | Медленное развитие и продвижение | Медленное развитие и продвижение |
5. Механизм явного точного контроля | Механизм косвенного контроля | Косвенный неформальный контроль с точными формализованными критериями |
6. Способствование развитию специализированной карьеры работников (по вертикали) | Способствование развитию неспециализированной карьеры работников (диверсификационный подход) | Умеренное специализирование карьеры работников |
7. Избирательное (дифференцированное) отношение к работнику как к таковому | Холистический (целостный) подход к работнику как к личности | Холистический подход, включая семью |
Изучая проблемы менеджмента в условиях переходной экономики России, необходимо уяснить, что для того, чтобы выйти на намеченный рубеж, необходимо сосредоточить усилия на трех главных направлениях.
1.Комплексной автоматизации производственных процессов.
2.Совершенствовании форм и методов управления, включая организацию производства и развитие технико-технологической базы.
3.Развитии кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, активности и лояльности каждого работника.
Основные направления развития российской системы
Управления
№ п/п | Характеристика российской модели управления |
Создание новых форм организаций (корпорации, холдинги, ассоциации и др.) | |
Концентрация производства | |
Создание малых предприятий | |
Ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований | |
Увеличение затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг | |
Комплексная автоматизация н компьютеризация производственных процессов | |
Создание адаптивных производственных систем нового поколения, работающих в режиме нововведенческого конвейера | |
Повышение качества и надежности новых изделий | |
Разработка Стратегии и тактики борьбы за лидерство | |
Определение приоритетных областей инвестиций | |
Совершенствование форм и методов управления | |
Развитие кадрового потенциала | |
Нововведение, интеграция, интернационализация | |
Диверсификация производства | |
Децентрализация и сокращение уровней в аппарате управления | |
Развитие интеграционных процессов в управленческой деятельности |
Самостоятельная работа № 2. Ответы на конкретные вопросы (письменно):
1.Что представляет собой количественный подход в менеджменте?
2.Сущность процессного подхода в менеджменте.
3.Сущность систематического подхода в менеджменте.
4.Сущность ситуационного подхода в менеджменте.
5.Особенности американской системы менеджмента.
6.Особенности японской системы менеджмента.
7.Проблемы менеджмента в условиях современной России.
Тема 1.2. Внешняя и внутренняя среда организации
Категории менеджмента
Студент должен знать: внешнюю и внутреннюю среду организации.
Уметь: составлять заданную структуру организации; определять преимущества и недостатки каждого типа структур.
Внутренние элементы организации (среда) - это ситуационные факторы внутри организации, которые, в основном, являются контролирующими и регулирующими.
Основными внутренними элементами организации являются:
-цели;
-структура;
-задачи;
-технологии;
-люди.
Цели - это конкретные задачи организации,: достижения которых являются для неё желательными и во имя чего совершается её деятельность; это конкретное состояние, которого стремятся добиться группы, работая вместе.
К целям предъявляют следующие требования:
1.Должны быть конкретными и измеримыми.
2.Должны быть дифференцированы во времени.
3.Должны быть достижимыми.
4.Должны быть совместимыми и не противоречить друг другу.
Задачи - это предписанная работа, серия работ и часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в оговоренные сроки.
Технология - это способ преобразования на «входе» сырья, материалов, полуфабрикатов в готовый продукт, товары и услуги на «выходе». Руководство предприятия должно быть постоянно в курсе современных технологий в своей отрасли.
Люди (персонал) - все работники списочного состава предприятия. Так как единственным элементом системы, который может создавать новую стоимость, является персонал, то для выполнения задач и достижения поставленных целей необходимо оптимальное сочетание между численностью отдельных групп персонала! Кроме того, эффективное управление людьми определяется знанием руководителя факторов индивидуального поведения людей: способности, возможности, потребности, точка зрения, ожидание и восприятие, ценности.
Внешняя среда организации представляет собой совокупность факторов, влияющих на производство, но не реагирующих (или слабо реагирующих) на сигналы управляющей системы отдельного предприятия.
Все факторы внешней среды подразделяются на две группы:
1.Факторы внешней среды прямого воздействия (микросреда).
2.Факторы внешней среды косвенного воздействия (макросреда).
К факторам внешней среды прямого воздействия относятся: поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы, профсоюзы.
К факторам внешней среды косвенного воздействия относятся: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.
Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого влияния на организацию, но при управлении руководство обязано их учитывать и принимать во внимание, так как они сказываются на функционировании организации.
Все элементы внешней и внутренней среды взаимосвязаны и взаимозависимы.
Изучите влияние внешней среды на внутреннюю. Преобладающее значение среди перечисленных элементов имеют цели, посредством которых и осуществляется взаимодействие всех элементов.
Самостоятельная работа № 3. Ответы на конкретные вопросы (письменно):
1.Дайте определение понятию «организация».
2.Назовите характерные черты организации.
3.Назовите и охарактеризуйте внутренние элементы организации.
4.Назовите и охарактеризуйте основные факторы внешней среды прямого воздействия.
5.Назовите и охарактеризуйте основные факторы внешней среды косвенного воздействия.
Практическое занятие 1. Составление заданной структуры управления.
Задание 1. Разработать и составить структуру управления организации, и определить её тип.
Генеральный директор
-менеджер по персоналу
-менеджер по производству
-менеджер по продажам
-менеджер по финансам
-отдел закупок
-производственный отдел
-литейный цех
-инструментальный цех
-сборочный цех.
Методические указания
В последние годы в мировой практике менеджмента (в российской, частности) особое внимание уделяется совершенствованию организационных структур управления предприятием. Это естественно, поскольку имеет большое значение при организации менеджмента. Как известно, имеются различные типы структур управления: линейная, линейно-штабная, функциональная, дивизионная, матричная, множественная.
Линейная структура включает два блока: один занят производством, другой реализацией товара. В её рамках определяют права и обязанности всех участников. Она используется в небольших фирмах с однородной и несложной технологией. Управление осуществляется по схеме: начальник (директор), управляющий производством, мастер производства, исполнители (рабочие).
Линейно-штабная структура образуется путем создания специализированных служб (штабов) при каждом линейном руководителе. Например, при управляющем по производству создаются службы (штабы): снабжения, сборки, упаковки, транспортировки и т. д.
Функциональная структура представляет собой модификацию линейно-штабной структуры. Разница заключается в том, что персонал штабов функциональной структуры наделен не совещательно-исполнительными правами, а правом руководства и принятия ответственных решений.
Дивизионная структура строится не по функциональному признаку а по продуктам, рынкам или по группам обслуживаемых потребителей. Каждое подразделение рассматривается как «центр реализации», «центр инвестиций», «центр прибыли». Администрации фирмы подчиняются только общие отделы (финансовый, юридический и др.).
Матричная структура состоит из постоянных управленческих групп (центральная служба фирмы, службы функциональных менеджеров) и формирующихся групп конкретных новых продуктов или проектов. Она используется фирмами, продукция которых имеет относительно короткий жизненный цикл и часто меняется. Для решения проблемы в такие группы из функциональных отделов направляются сотрудники и необходимые ресурсы. После решения задач сотрудники возвращаются в свои отделы.
Множественная структура использует одновременно различные организационные структуры управления. Это делается в крупных и многопрофильных фирмах.
Структура организации - это взаимоотношения уровней и функциональных областей, то есть конструкция предприятия, построенная таким образом, чтобы каждый её элемент обеспечивал эффективное достижение цели организации.
Основные принципы создания эффективных оргструктур;
1.Структурные блоки должны быть ориентированы на товары, рынок и покупателя, а не на выполнение функций.
2.Базовыми блоками любой структуры должны быть целевые группы специалистов и команды, а не функции и отделы.
3.Необходимо ориентироваться на минимальное число уровней управления и широкую зону контроля.
4.Сопряженность подразделений структуры по целям, решаемым проблемам и задачам.
5.Каждый работник должен нести ответственность и иметь возможность для проявления инициативы.
6.Важным фактором, влияющим на выбор типа организационной структуры управления, является норма управляемости (диапазона контроля, сферы управления).
Нормой управляемости называется допустимое число исполнителей, подчиненных одному руководителю.
К основным методам построения организационных структур можно отнести:
1. Разделение по функциям.
2. Разделение по производимой продукции.
3.Разделение по группам потребителей.
4.Разделение по этапам производства.
5.Разделение по географическому положению.
6.Разделение по рабочим сменам.
Процессы группировки работы и их исполнителей, то есть процесс деления организации на отдельные блоки (подразделения), которые называют отделами, отделениями, секторами называется департаментизацией. Различают линейную, функциональную, линейно-функциональную, матричную и другие структуры управления.
Линейная структура управления базируется на том, что каждый работник, участвующий в процессе управления, непосредственно выполняет все функции руководства, соответствующим участкам работы. Данная структура является абсолютно централизованной и базируется на принципе единоначалия и единоличной ответственности органа управления за принятое решение.
Функциональная структура управления представляет собой процесс деления организации на отдельные подразделения, каждая из которых имеет свою конкретную, четко определенную задачу и четко обозначенные обязанности, функции. Управление по функциональным цепочкам основано на принципах централизма и единоначалия. Одновременно каждая такая цепочка входит в линейную структуру управления всем предприятием.
Линейно-функциональная (комбинированная) структура управления предполагает создание наряду с подразделениями структуры линейного управления подразделений, выполняющих наиболее важные и трудоёмкие управленческие функции.
Матричная структура - это тип организационной структуры, построенной на принципе двойного подчинения исполнителей: непосредственно руководителю функциональной службы и руководителю проекта (целевой программы), которые наделены необходимыми полномочиями для достижения поставленных целей. Эта структура применяется, когда на предприятии разрабатываются одновременно несколько проектов.