Диагностика детского аутизма F 84.0

А. Аномальное или нарушенное развитие проявляется в возрасте до трех лет по меньшей мере в одной из следующих сфер:

I) рецептивная или экспрессивная речь, используемая при социальном общении;

2) развитие селективных социальных привязанностей или реципрокного социального взаимодействия;

3) функциональная или символическая игра.

Б. Из нижеприведенных симптомов должны присутствовать минимум:

два из п.1);

один из п.2;

один из п.3) и ещё два из остальных; всего минимум 6 симптомов:

I) качественные нарушения реципрокного социального взаимодействия проявляются минимум в одной из следующих областей:

а) неспособность адекватно использовать для регулирования социального взаимодействия контакт взора, мимическое выражение, жестикуляцию и позы тела;

б) неспособность к установлению (в соответствии с психическим возрастом и вопреки имеющимся возможностям) взаимосвязей со сверстниками, что включало бы общие интересы, деятельность и эмоции;

в) отсутствие социально-эмоциональной взаимности, что проявляется нарушенной или девиантной реакцией на эмоции других людей и (или) отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией, а также (или) слабость интеграции социального, эмоционального и коммуникативного поведения;

г) отсутствие спонтанного поиска разделяемой радости, общих интересов или достижений с другими людьми (например, ребенок не показывает людям интересующие его предметы и не привлекает к ним внимание).

2) Качественные аномалии в общении проявляются минимум в одной из следующих областей:

а) задержка или полное отсутствие разговорной речи, что не сопровождается попыткой компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой (это часто встречается при отсутствии в младенчестве коммуникативного гуления);

б) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при любом уровне речевого развития), требующую коммуникативной взаимности с другим лицом;

в) повторяющаяся и стереотипная речь и (или) идиосинкратическое использование слов и выражений;

г) отсутствие разнообразных спонтанных подражательных игр в раннем детском возрасте или ролевых игр в 3-4 года.

3) Ограниченные, стереотипные интересы, активность и поведение, что проявляется минимум в одной и следующих областей;

а) поглощенность занятиями, которые аномальны по содержанию или направленности, а также интересами, которые ограничены;

б) навязчивое исполнение ритуалов или нецелесообразных, нефункциональных действий и совершение таких нецелесообразных поступков;

в) стереотипные и повторяющиеся движения, которые включают прихлопывания или выкручивания пальцев или кистей рук, или более сложные движения всего тела;

г) повышенное внимание к свойствам предметов или игрушек:

к их запаху, состоянию поверхности, издаваемому шуму.

В. Клиническая картина не может быть объяснена другими видами общего нарушения развития: специфическим нарушением развития рецептивной речи (F 80.2) с вторичными социо-эмоциональными проблемами; реактивным расстройством привязанности детского возраста (F 94.1; или дезингибированным расстройством привязанности в детском возрасте (F 94.2); умственной отсталостью (F 70-F 72), комбинирующейся с некоторыми эмоциональными или поведенческими расстройствами; шизофренией (F 20) с необычно ранним началом и синдромом Ретта (F 84.2).

Наши рекомендации