Принципы функционирования персонала организации.

- Принцип гуманизма.

- Принцип демократизма.

- Принцип нравственности.

- Принцип коллективизма.

- Принцип единства слова и дела ( поведения).

- Принцип требовательности.

- Принцип ответственности.

1. Принцип гуманизма.

Гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человеколюбивый) - мировоззрение, проникнутое человечностью, заботой о благе людей, уважением к человеческому достоинству.

Гуманизация труда- из­менение содержания и форм организации труда, направленное на уст­ранение его монотонности и однообразия, с целью повышения удов­летворенности трудом.

Гуманизм признает нужды человека и уважение к его достоинству, реализуемого через социальные отношения, обеспечивающие в организации благоприятные условия для трудовой и духовно-нравственной жизни коллектива.

Без соблюдения принципа гуманизма теряется подлинный смысл организационного поведения.

2.Принцип демократизма.

Демократизм (от греч. demos- народ и cratos- власть) - форма правления, основанная на признании народа источником власти, его" права участвовать в решении важнейших вопросов жизнедеятельности в сочетании с соблюдением гражданских прав и свобод.

Демократизм при­менительно к организационному поведению следует понимать его как внутриорганизационные отношения в производственных группах. Основные требования принципа демократизма являются:

- свободное создание неформальных групп внутри сообществ;

- выборность ряда органов организации (советов, комиссий, комитетов и т.п.);

- свободное обсуждение различных вопросов жизнедеятельности производственной группы, организации, критические замечания в адрес любого члена коллектива;

- децентрализация управления организации, т.е. передача ряда функций и полномочий «сверху вниз», от руководитей к исполнителям, что позволяет во все возрастающей мере переходить к самоуправлению.

Чем полнее проявляется демократизм групповой деятельности и жизни персонала организации, тем благоприятнее обстановка для формирования организационного поведения.

3. Принцип нравственности.

Нравственность- одна из форм общественного сознания, состоящая в соблюдении этических норм и правил поведения в группе, коллективе

Нравственное поведение- система нравственных поступков, обусловленных сознанием и волей человека.

Принцип нравственности предполагает определенную коррекцию действий и поступков сотрудников организации, членов производственных групп исходя со сложившейся в организации культурой и морально – этическими нормами и правилами поведения персонала организации.

4. Принцип коллективизма.

Коллективизм- солидарность и взаимопомощь людей, которые основаны на единстве целей и ценностных ориентаций членов сообщества.

Девиз коллективиз­ма: «Один за всех и все за одного».

5. Принцип справедливости.

Справедливость - воздаяние человеку по его заслугам, соблюдение уравнительной и распределительной честности. Это возможность получать должное за свои деяния. При этом надо иметь в виду, что желаемое и реальное воздаяние для конкретного работника не всегда совпадают. Чтобы исключить такое несовпаде­ние и возникновение на этой основе неудовлетворенности и ухудшения настроения, нужно критически оценить уровень своих притязаний, опираясь на мнение коллег по работе. Быть справедливым к себе так же трудно, как и быть справедливым к другим.

Несправедливость - несоответствие между правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, между заслугами и их признанием, между проступками (преступления­ми) и их наказанием и т.п.

Несправедливость порождает негативное отношение к лицам, ее проявляющим в деятельности, и находит свое выражение в социальной пассивности персонала, а также в действиях и поступках людей, снижается мотивация их труда.

Реализация принципа справедливости заметно повышают трудовую активность и улучшают организационное пове­дение работников и морально – психологический климат в коллективе организации .

6. Принцип единства слова и дела (поведения).

Этот принцип реализуется через безоговорочное совпадение декларированного высказывания и практически осуществленного действия. Согласно принципу единства слова и дела человек должен говорить то, что он думает, и действовать в соответствии с тем, что он говорит.

Принцип единства слова и поведения адресован как руководите­лю, так и работникам.

Принцип требовательности.

Требовательность - совокупность правовых, административных и морально - этических норм и правил, предъявляемых к человеку.

Требовательность- это также взыскательное, строгое отношение к себе и к окружающим, исходя из интересов дела

Требовательность должна быть постоянной, а не эпизодической, и распространяться на всех членов организации.

Требовательность должна сочетаться с терпимостью, чуткостью и уважительным отношением к личности человека, к его чести и достоинству.

Неопытный руководитель, начинающий менеджер часто начинает проявлять требовательность с главного вопроса: «Почему?», вместо того чтобы внимательно и спокойно разобраться в случившемся.

«Терпимость, - подчеркивал И. Кант, - состоит в том, чтобы без раздражительности переносить недо­статки других, хотя бы и испытывая при этом неудовольствие». А..С Макаренко различал прямое требова­ние- приказ, распоряжение, указание, запрещение и косвенное тре­бование - просьба, совет, пожелание, намек и т.п. Поэтому, добиваясь от сотрудников приемлемого организационного поведения, руководи­тели должны вдумчиво относиться к проявлению требовательности к подчиненным.

Принцип ответственности.

Ответственность - осознание индивидом своего долга и его исполнения. Ответственность означает обязанность отвечать за свои действия и поступки, за свое бездействие. Ответственность проистекает от стремления и умения оценивать свое поведение с точки зрения его пользы или вреда для общества, производственного коллектива, других людей.

Осознание своего долга и его надлежащего исполнения, соблю­дение господствующих в обществе законов, норм и требований - за­лог ответственного поведения индивида. Ответственность работника высоко ценится руководителем и трудовым коллективом, находит у них признание и уважение. И напротив, безответственность порицается и наказывается. Еще Аристотель подчеркивал необходимость «воз­даяния - вознаграждения или наказания человека за совершенные им „действия в соответствии с их нравственной ценностью».

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ (Анри Файоль).

А. Файолю принадлежит разработка 14 принципов управле­ния. Ниже приведены лишь те, которые имеют прямое отношение к поведению человека на производстве.

1. Власть неотделима от ответственности- права должны соответ­ствовать обязанностям.

2. Дисциплина.

3. Подчинение индивидуальных интересов общим(группы, пред­приятия).

4. Вознаграждение – за достойный труд, достойное вознаграждение.

5. Справедливость администрации - будь справедливым и этовызывет лояльность и преданность персонала.

6. Инициатива - дай возможность работникам проявить себя.

7. Корпоративный дух - поощряй коллективизм во всех его фор­мах.

Из истории: Анри Файоль(1841-1925) - французский предприниматель, теоретик и практик управления персоналом. С его именем связывают возникновение классической школыили, как ее еще называют, школы административного управления.

В 1916 г. А. Файоль в книге «Общее и промышленное администрирование» предлагает новую систему организационной рационализации управления. Эти принципы содержали элементы подхода с точки зрения концепции «человеческих ресурсов», в последствии получившей широкое развитие в американском менеджменте:

- разделение труда;

- авторитет руководителя;

- дисциплина;

- единство распорядительства;

- подчинение частного интереса общему;

- принцип вознаграждения

- принцип централизации.

Кроме того, А. Файоль :

- разработал функциональную теорию поведениячеловека в организации. Он утверждал, что пять функций (планирование, организация, руководство, координация и контроль) являются общепринятыми для всех видов бизнеса независимо от целей организации (предприятия, фирмы).

- выдвинул и обосновал очень важное для теории управления положение об оптимальном соотношении организаторских (административных), технических и социальных способностей и знаний у лиц, работающих на предприятии.

СТИМУЛИРОВАНИЕ -это процесс использования различных средств- воздействий (стимулов) для мотивирования людей.

Наряду с материальным стимулированием постоянное внимание следует уделять моральным стимулам, особенно при стимулировании творческой деятельности персонала это процесс использования различных средств - воздействий (стимулов) для мотивирования людей.

Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого осуществляется мотивирование. Эффект стимулирования усиливается, если он совпадает с ожидаемым вознаграждением человека.

Вознаграждение- это все, что человек считает ценным для себя.

Выделяют следующие виды вознаграждения:

Внутреннее вознаграждение-это достигнутые результаты, содержание и значимость работы, общение в процессе работы (взаимопонимание, взаимопомощь, дружба и т.д.);

Внешнее вознаграждение- это зарплата и дополнительные выплаты, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, похвала и при­знание.

Наряду с материальным стимулированием постоянное внимание следует уделять моральным стимулам, особенно при стимулировании творческой деятельности персонала.

Правильный выбор организационных форм мотивационного воздействия на персонал во многом зависит от профессионального мастерства руководства организации.

Разрабатывая системы мотивирования персонала организации, следует учитывать, что мотив и стимул- это две параллельные и взаимообусловленные ступени одного и того процесса мотивации деятельности персонала. В этом процессе стимул играет не насильственную, а воспитательную роль по отношению к мотиву, активизируя, поощряя инициативу работника. Один стимул может формировать множество разнообразных мотивов.

ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ.

Для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением персонала организации в деловой обстановке используется термин "этика делового общения".

Сформулированы и обоснованы основные принципы этики делового общения персонала организаций (Д. Ягер):
1. Пунктуальность(делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным.

3. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.
3. Любезность, доброжелательность и приветливость.В любой ситуа­ции необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и со­служивцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не оз­начает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.
4. Внимание к окружающим(думайте о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, на­чальников и подчиненных. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.
5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход - впи­саться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контин­гент работников вашего уровня.

6. Грамотность(говорите и пишите хорошим языком). Внутренние до­кументы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без оши­бок

Наши рекомендации