Специфика системного подхода в дизайне
Художественное конструирование «штучных» изделий сложилось и осуществлялось потому, что в проектной деятельности, не было системного подхода. Но проектируемые отдельные вещи все равно «направлялись» в объективно существующую систему искусственной предметной среды, значит продукт и единичного художественного конструирования может быть рассмотрен с позиций системного подхода для выяснения степени его соответствия системе, в которую он будет включен. При этом необходимо иметь в виду, что «чувственная оболочка, в которую облекает предмет натуралистическое сознание, изолирует данный предмет от подлинного контекста и тем самым делает его принципиально ,,штучной" вещью….?
Выдвижение перед системным проектированием, в том числе дизайном, крупных социально-культурных проблем предполагает формирование новой «философии проектирования». Ее основой служат некие парадигмы (основополагающие правила, общие законы), охватывающие все частные проявления заданного принципа. Согласно этим парадигмам условная цель системного дизайна не решение конкретных прикладных задач, а разработка и реализация общих дизайнерских методов. Эти методы должны применяться не только (и, не столько), при проектировании нового продукта, но и при обосновании процесса его производства и распределения. В "предложении и осуществлении дизайнерских решений должны принимать участие как дизайнеры, так и другие специалисты (а в ряде случаев и потребители дизайн-систем и программ), которых такие решения касаются непосредственно. Последнее положение становится в системном дизайне все более актуальным. Эстетически трактуемый системный объект можно уподобить ветвистому дереву с глубокими корнями. «Эстетика системного дизайна состоит не в том, чтобы развешивать на дереве искусственные цветы, — они не приживутся. Для штучного дизайна само дерево остается недоступным. Для дизайна систем как раз оно и является объектом труда и подлинно эстетическим объектом. Для того чтобы оно расцвело, требуется производить не внешние псевдоэстетические манипуляции,— нужно, продолжая аллегорию, вскапывать землю, вносить удобрения, подрезать больные ветки, уничтожать вредителей и т. д.»
Основные понятия и структура системного дизайна. Существо системного дизайна, как мы уже говорили, раскрывают его основные понятия — «субъект», «объект», «связи» и др. Эти структурные элементы (подсистемы) обладают одновременно многими различными характеристиками и выполняют разные функции. В реальном проектировании к типичным, разнообразным, но взаимосвязанным объектам системного дизайна относятся: предметная система (тематическое единство вещей и связей между ними), программа и сценарий (в том случае, когда они представляют собой тексты—зафиксированную вербальную основу будущих реальных действий, актов), аудиовизуальная коммуникация (предметно-программная система, обеспечивающая самые разнообразные виды информационных связей), фирменный стиль (формальное и содержательное единство предметной среды, аудиовизуальных коммуникаций и процессов, относящихся к определенной функциональной целостности). Системный характер дизайна проявляется в наличии связей между субъектом и объектом. Связь материализуется в процессе проектирования, который осуществляется последовательными фазами. К основным из них относятся концепция, программа и сценарий. Упомянутые выше в качестве объектов программа и сценарий могут выступать то как объекты, то как фазы реального проектирования. Рассмотренное в первой главе общее понятие системного подхода, определение характера и видов дизайнерской деятельности позволили выявить существо системного дизайна, его строение и возможности. Полученное представление о структуре и функциях субъекта и объекта системного дизайна дает возможность перейти к рассмотрению основных фаз и объектов дизайна.