Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым
Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.
Инструкция испытуемому
Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:
·одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,
·одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
·и т. д.
Требования к большинству инструкций:
·Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
·Она должна чётко изложить содержание, ход и детали опыта
·Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной
Этапы психологического эксперимента
Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы:
1.Первичная постановка проблемы
·Постановка психологической гипотезы
2.Работа с научной литературой
·Поиск определений базовых понятий
·Составление библиографии по тематике исследования
3.Уточнение гипотезы и определение переменных
·Определение экспериментальной гипотезы
4.Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
·Управлять независимой переменной
·Регистрировать зависимую переменную
5.Планирование экспериментального исследования
·Выделение дополнительных переменных
·Выбор экспериментального плана
6.Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
7.Проведение эксперимента
·Подготовка эксперимента
·Инструктирование и мотивирование испытуемых
·Собственно экспериментирование
8.Первичная обработка данных
·Составление таблиц
·Преобразование формы информации
·Проверка данных
9.Статистическая обработка
·Выбор методов статистической обработки
·Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
·Проведение статистической обработки
10.Интерпретация результатов и выводы
11.Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала
Преимущества эксперимента как метода исследования
Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:
·Возможность выбрать момент начала события
·Повторяемость изучаемого события
·Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными
·Обеспечивается высокая точность результатов
·Возможны повторные исследования в аналогичных условиях
Список литературы
1. Блохин, В.Г. Современный эксперимент: подготовка, проведение, анализ результатов: учеб. пособ. / В.Г. Блохин, О.П. Глудкин; А.Н. Гуров. - М.: Радио и связь, 1997. - 232 с.
2. Воробьёв, В.Я. Теория и эксперимент / В.Я.Воробьёв; А. Н. Елсуков. - Минск: Высш. школа, 1989. - 168 с.
3. Каплица, П.Л. Эксперимент, теория, практика / П.Л.Каплица. - М.: Наука, 1981. - 496 с.
4. Карпенков, С.Х. Концепция современного естествознания: учеб. пособ. / С.Х. Карпенков. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2000. - 639 с.
5. Кохановский, В.П. Философия и методология науки / В.П. Кохановский. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 576 с.
6. Журавлёв, Д.В. Методология и методы психолого-педагогического исследования / Д.В. Журавлёв // Курс лекций / Д.В. Журавлёв. - М., 2003. - Гл. 4. - С. 38-61.