Упражнение 58. ДАРИТЬ РАДОСТЬ
Материалы | Желательно наличие у каждого участника немножко душевного тепла. |
Время | Упражнение – одна неделя, обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника. |
Инструкция | "В течение недели постарайтесь доставить максимум приятных чувств окружающим вас людям. Используйте для этого всю доброту, которую вы в себе найдете. Поверьте, меньше ее от этого не станет. Не расстраивайтесь, если люди начнут пугаться и отказываться от удовольствия. Вы сами так поступали в начале нашего тренинга". |
Обсуждение | "Что вам самим дало выполнение этого упражнения? Какие возникли трудности при его выполнении?" |
Литература
- Brengelmann J. (1988) Erfolg und Stress im Management-Verhalten. München: R. Pfeiffer, 1988.
- Ellis A. (1989) Training der Gefühle: wie Sie sich hartnäckig weigern, unglücklich zu sein. München: mvg-Verlag, 1989.
- Kanfer F.H. (1970) Self-Regulation: Research, issues and speculation. In: Neuringer C., Michael J.L. (Eds.) Behavior modification in clinical psychology. N.Y.: Appleton, 1970.
- Kopenhöfer E., Lutz R. (1984) Therapieprogramm zum Aufbau positiven Erlebens und Handelns bei depressiven Patienten. Weinsberg: Weissenhof-Verlag Dr. Jens Kunow.
- Lutz R. (1995) Gesundheit und Krankheit: Antworten der Allgemeinen Psychologie // Lutz R., Mark N. (Hrsg.) Wie gesund sind Kranke? Göttingen: Hogrefe, 1975, S. 77-91.
- Lutz R. (1996): Gesundheit und Genuß: Euthyme Grundlagen der Verhaltenstherapie. In: Lehrbuch der Verhaltenstherapie. Vol. 1: Grundlagen, Diagnostik, Verfahren, Rahmenbedingungen. (Ed: Margraf, J.) Berlin: Springer, c. 113-128.
- Meichenbaum D. (1997) Methoden der Selbstinstruktion / Kanfer F.H., Goldstein A.P. (Hrsg.) Möglichkeiten der Verhaltensänderung. München: U&S., 1997.
- Meichenbaum D. (1979) Kognitive Verhaltensmodification. München: U&S, 1979.
- Rotter J.B. (1954) Social Learning and Clinical Psychology. New York: Englewood Cliffs, 1954.
- Rotter J.B., Chance J.E., Phares E.J. (1972) Applications of a Social Learning Theory of Personality. New York, 1972.
- Wietasch A.-K. (2001) Aufmerksamkeitskontrolle bei sozialer Phobie. Unveröffentl. Manuscript. Dissertation: Marburg-Lahn, 2001.
- Zullow H., Oettingen G., Peterson С. and Seligman M.E.P. (1988) Explanatory style and the historical record: Caving LBJ, Presidential candidates, and East versus West Berlin. American Psychologist, 1988, 43, 673-682.
- Арнхейм P. (1974) Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
- Арсеньева Л. (2001) "Умирающим от любви" // Русская Германия, № 36, 2001.
- Бандура А. (2000) Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000.
- Бек А. (1999) Техники когнитивной психотерапии // Фенько А.Б., Игнатьева Н.С., Локтаева М.Ю. (ред.) Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия. Т. 1. Теория и методология. М.: МПЖ, 1999, с. 142-167.
- Большаков В.Ю. (1996) Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
- Вацлавик П. (1993) Как стать несчастным без посторонней помощи. М.: Прогресс, 1993.
- Вачков И. (2000) Основы технологии группового тренинга. М.: Ось-89, 2000.
- Гегель Г.В.Ф. (1994) Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб.: Наука, 1994.
- Зелигман М. (1997) Как научиться оптимизму. Москва: а.о. "Вече".
- Изард К.Э. (1999) Психология эмоций. СПб.: Издательство "Питер", 1999.
- Киппер Д. (1993) Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Независимая фирма "Класс", 1993.
- Лейтц Г. (1994) Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. М.: Прогресс, 1994.
- Леонтьев А.Н. (1975) Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- МакМаллин (2001) Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь, 2001.
- Мольц М. (1992) Я – это я, или как стать счастливым. СПб.: Лениздат, 1992
- Ромек В.Г. (2000) Теория выученной беспомощности М. Селигмана // Журнал практического психолога, № 3-4, 2000, с. 218-235.
- Ромек В.Г. (2002) Поведенческая психотерапия. М.: Академия, 2002.
- Ромек В.Г. (2002б) Бихевиоральная психодрама. Использование техник психодрамы в поведенческой терапии // Журнал практического психолога, № 2-3, 2002, с. 171-176.
- Ромек В.Г. (2002в) Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2002.
- Сидоренко Е.В. (2001) Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе. СПб.: Речь, 2001.
- Собчак Л.Н. (2002) Метод цветовых выборов. СПб.: Речь, 2002.
- Солсо Р.Л. (1986) Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.
- Федоров А.П. (2002) Когнитивно-поведенческая психотерапия. СПб.: 2002.
- Фопель К. (1999) Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 1999.
- Фромм Э. (1990) Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.
- Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У. (2002) Базисное руководство по психотерапии. СПб.: Речь, 2002.
- Хрящева Н.Ю. (2001) (ред.) Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, 2001.
- Эллис А., Драйден У. (2002) Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. СПб.: Речь, 2002.
Ссылки
- Подробнее о теории Б. Ф. Скиннера см.: Ромек, 2002.
- От греческого "eu", "euthenein" (хорошо, процветать) – то, что хорошо для человека, в первую очередь – хорошо для души.
- Джордано Бруно перед судом инквизиции (Краткое изложение следственного дела Джордано Бруно). Вопросы истории религии и атеизма. Вып. 1. М., 1950. С. 380.
- Там же, с. 390.
- Платон. Протагор // Платон. Диалоги. Ростов-на-Дону, 1998. С. 84.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: 1986, С. 348.
- Аристофан. Облака // Античная драма. М. 1970. С. 354.
- От сущего (греч.), т.е. от отдельного человека – отсюда происходит слово "деонтология", обозначающее профессиональную этику врача, главная заповедь которой состоит в том, чтобы всегда исходить из конкретного случая.
- Платон. Протагор // Платон. Диалоги. С. 137.
- Там же, с. 139.
- Платон. Федр // Платон. Диалоги. С. 264.
- Там же, с. 273.
- Программа эта распространятся, конечно, только на свободных, эллинов.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 99.
- Там же, с.100.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С.102.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 122.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 116
- Там же, с. 113.
- Хотя некоторые исторические основания для такого определения все же имеются. Диоген-киник как-то обозвал Аристиппа царским псом, имея в виду его жизнь нахлебника при Дионисии. Киники получили свое название от гимнасия Киносарга (буквально – "Зоркие псы"), в котором вел беседы основатель школы Антисфен.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 232.
- Там же, с. 226.
- Там же, с. 222.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 371.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 373.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 112.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 402-403.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 405.
- Вариант тренинга наслаждения (см.: Lutz, 1996).
- Подробные сведения об этом механизме можно найти, познакомившись с теорией самоэффективности Альберта Бандуры (Бандура, 2000).
- Подробнее об этом см.: Эллис, Драйден, 2002.
- Ангедония (агедония) – неспособность получать наслаждение и удовольствие. В данном контексте под ангедонией мы понимаем хорошо сформированные и выученные навыки страдания и недовольства при дефиците гедонистических навыков.
- Солсо Р.Л.,1996; Изард К. Э., 1999.
- Леонтьев А.Н., 1975.
- МакМаллин, 2001; Бек, 2002.
- Эллис, Драйден, 2002.
- Бандура, 2000.
- От англ, "sucsession" – последовательность.
- Это прекрасно сделано в других работах (Лейтц, 1994;Сидоренко, 2001; Киппер, 1986).
- Протагонист – главное действующее лицо в психодраме. В бихевиоральной психодраме протагонист – это член группы, тренирующий тот или иной навык или компонент навыка. Партнер – член группы или котренер, играющий вспомогательную роль.
- Д. Киппер называет этот прием "шаг в будущее" (Киппер, 1993, с. 132).
- Фопель, 1999, с. 10-34; Хрящева (ред.), 2001, с. 19-48.
- Аналоги читатель легко найдет в тренинговой литературе (см., например, Бачков, 2000, с. 28-31).
- Модус "иметь" в ущерб модусу "быть" (Фромм, 1990).
- Арсеньева, 2001.
- Основу этого раздела тренинга составила программа "Маленькая школа наслаждения", адаптированная для депрессивных больных Евой Коппенхёфер и Райнером Лутцом (Kopenhbfer, Lutz, 1984).
- Например, сексуальные игры или перелистывание редкого раритетного издания.
- Подробнее о групповой динамике тренинговых групп см.: Большаков, 1996, с.33-55.
- Подробнее о барьерах общения см.: Ромек, 2002.
- Подробнее о шеринге см.: Лейтц, 1994, с.186-194. Можно также познакомиться с методическими материалами на сайте "Психодрама в России" (http://www.psychology.ru/romek/psychodrama).
- Хайгл-Эверс и др., 2002; Ромек, 2002 (6).
- Буду очень благодарен, если кто-либо придумает более звучное и более русское наименование "аутокоммуникации", или "актам самокоммуникации" (В. Ромек).
- Здесь, конечно, следует различать аскетизм как отказ от избыточных наслаждений для усиления будущего удовольствия и отказ от наслаждения в принципе из-за страха получить наказание.
- Здесь нужно еще раз подчеркнуть, что речь идет исключительно о субъективных воззрениях и оценках.
- Мы, конечно, имеем в виду наркотические вещества, алкоголь, наслаждения за счет других садистического характера.
+++