Исследование механоскопических следов
К механоскопическим следам относятся следы орудий, механизмов и инструментов.
Под взломом понимается проникновение в запертое помещение или хранилище посредством полного или частичного разрушения или иного вскрытия запирающего устройства, стен, пола, потолка или устранения других преград. Ко взлому относится и отпирание замка подобранным ключом или отмычкой.
Орудия взлома и инструменты, применяемые взломщиками, разделяются:
1) на специально изготовленные или приспособленные для взлома;
2) обычные инструменты, используемые для повседневных нужд;
3) случайно оказавшиеся в руках взломщика предметы.
По способу действия орудия взлома можно разделить на:
- механические (режущие, рубящие, пилящие, сверлильные, давящие);
- термические (например, сварочные аппараты);
- химические (например, взлом с помощью концентрированных кислот).
Иванов А.Н. и Лапин Е.С. классифицируют орудия взлома по источнику действия*(19):
- на орудия (непосредственно использующие мускульную силу человека);
- механизмы (непосредственно не связанные с мускульной силой человека).
При воздействии орудий взлома и инструментов остаются поверхностные или объемные следы, следы наслоения на взломанную преграду различных веществ (краски, ржавчины и т.п.), бывших на орудии взлома. Иногда можно обнаружить следы-отслоения.
В зависимости от места локализации следы орудий взлома могут быть оставлены:
1) на запирающих устройствах;
2) других преградах.
Запирающие устройства - это замки и запирающие приспособления. Запирающие приспособления могут иметь самостоятельное значение (задвижки, щеколды, крючки и другие предметы, которые предназначены для запирания) или быть вспомогательными устройствами (такими, как кольца, петли, пробои), применяемыми только вместе с замками.
Функция запирания осуществляется выдвижением ригеля в пазы запорной планки (запорного кронштейна или в навесном замке - отверстия в дужке).
Замки можно классифицировать по различным основаниям.
По способу крепления к двери замки бывают врезными, накладными и навесными.
По назначению запираемого объекта выделяют мебельные, дверные, гаражные (некоторые авторы объединяют такие замки в единую группу - замки общего назначения), сейфовые, автомобильные (часто объединяются в группу специального назначения) и др.
В зависимости от устройства запирающего механизма замки можно подразделить: 1) на пружинные (ригель удерживается пружиной); 2) сувальдные (ригель удерживают сувальды); 3) реечные (реечный ригель перемещается при помощи комбинации пазов и промежутков на стержне ключа); 4) цилиндровые (в данных замках патрон неподвижен, в него вставлен цилиндр, который и перемещает ригель); 5) винтовые (вместо ригеля - винт, который при отпирании ввинчивается в отверстие короба); 6) кодовые (для отпирания нужно набрать соответствующий код); 7) магнитные (отпираются при помощи ключа с магнитным шифром); 8) электронные (замок отпирается после сличения электронным устройством какого-либо идентифицирующего фактора (отпечатков пальцев, рисунка сетчатки глаза, голоса)); 9) специальные устройства, открывающиеся нажатием скрытой кнопки.
И.Ф. Герасимов и Л.Я. Драпкин по степени сложности запирающего механизма классифицируют замки*(20):
- на простые: пружинные, некоторые сувальдные (мебельные), цилиндровые (замки абонентских почтовых ящиков). Число вариантов ключа у них колеблется от единиц до сотен;
- средней сложности: большинство сувальдных (дверных), некоторые цилиндровые и магнитные. Число вариантов ключа превышает сто и достигает нескольких тысяч;
- сложные: специальные сувальдные, большинство цилиндровых, кодовые. Число вариантов ключа составляет десятки тысяч;
- особо сложные: как правило, цилиндровые с дисковым запирающим механизмом или со штифтами в цилиндре.
Взлом может быть осуществлен различными способами:
1) подбором или подделкой ключей;
2) с использованием отмычек или иных специальных приспособлений (трубок, уистити);
3) отжатием ригеля;
4) разрушением корпуса замка;
5) перепиливанием, перекусыванием дужки навесного замка;
6) разрушением (полным или частичным) или выбиванием двери;
7) отделением от двери части, на которой находится замок;
8) уничтожением механизма замка кислотой и т.д.
О применении отмычек или подобранных ключей могут свидетельствовать следы в виде царапин на внутренних поверхностях механизма замка, не совпадающие с царапинами, образованными "родным" ключом. При отсутствии на замке видимых внешних повреждений следователь ни в коем случае не должен разбирать замок для осмотра внутренних механизмов, чтобы избежать нанесения дополнительных следов. Замок изымается и направляется на экспертизу. Вместе с замком изымаются ключи от него.
Если взлом осуществлен перепиливанием дужки навесного замка, то на прилегающих предметах и на земле должны быть металлические опилки, а на дужке - следы напильника или ножовки.
На преградах остаются следы:
1) давления (удара и нажима). Остаются при взломе преград различными тупыми предметами. Образуется объемный след в виде вмятины, а если приложенная сила настолько велика, что орудие проходит сквозь толщу преграды, возникает пробоина;
2) трения или скольжения. Образуются, когда орудие взлома скользит по поверхности преграды. Если орудие взлома наклонено под тупым фронтальным углом (углом, образованным фронтальной плоскостью орудия взлома и плоскостью следовоспринимающей поверхности), то при его скольжении происходит удаление незначительного слоя преграды (след соскоба). Если орудие наклонено под острым фронтальным углом, то происходит уплотнение поверхностного слоя преграды (след уплотнения). След скольжения, образованный красящим веществом или грязью с орудия взлома, называется мазком;
3) разруба и разреза. Разруб осуществляется при сильном ударе орудием, имеющим только одно режущее лезвие. Разрез характеризуется встречным движением двух режущих лезвий;
4) распила и сверления. Следы сверления образуются сверлами разных видов и диаметров. Режущая кромка сверла отображает свой рельеф на стружке и на дне следов. Следы распила образуются зубьями пилы. Зубья пилы, неоднократно проходя через материал, перекрывают следы, оставленные другими зубьями. По следам распила возможно определить только величину зубьев и иные общие признаки пилы;
5) следы излома (разрыва, перелома, скручивания и сдвига материала). Следы разрыва остаются, когда при взломе преграды разрушаются ее мягкие элементы. Следы перелома остаются при взломе легких дощатых преград. Следы сдвига и следы скручивания являются составными элементами следов разрыва и следов перелома;
6) следы применения аппаратов для термической резки металла. По данным следам можно определить только профессиональные навыки взломщика, вид аппарата и диаметр наконечника резака.
Фиксация следов. Обнаруженные на месте происшествия следы орудий взлома прежде всего необходимо сфотографировать по правилам масштабной съемки.
При осмотре замков в протоколе указываются:
1) вид и форма замка;
2) тип замка (пружинный, сувальдный и т.д.);
3) его местонахождение (висит на двери, лежит на полу и т.д.);
4) цвет металла, из которого он изготовлен;
5) наличие маркировочных обозначений;
6) размер замка;
7) положение дужки (у навесных замков);
8) наличие, форма и локализация видимых повреждений;
9) состояние поврежденных частей;
10) наличие на замке инородных наслоений (ржавчины, краски, крови и т.д.), а также следов металлизации от орудий взлома;
11) наличие следов пальцев рук;
12) упаковка замка.
В протоколе осмотра места происшествия о следах орудий взлома и инструментов указывают следующее:
1) вид и материал преграды, на которой остались следы;
2) состояние поверхности преграды;
3) вид следов, их локализацию;
4) форму каждого следа;
5) длину и ширину следа в двух взаимно перпендикулярных направлениях, его наибольшую глубину;
6) отличительные особенности следа;
7) наличие в следах посторонних частиц;
8) способ фиксации, изъятия и упаковки следа следов.
Относительно обнаруженного орудия взлома в протоколе указываются: вид орудия взлома, место обнаружения (с "привязкой" к двум неподвижным объектам), его размеры, форма, материал, цвет, наличие маркировочных обозначений, обнаруженные на поверхности орудия следы рук или посторонних веществ (крови, краски и т.д.), дефекты, повреждения и индивидуальные признаки орудия, следы кустарной обработки (доработки) орудия, способ фиксации, изъятия и упаковки.
По возможности изымается сам предмет-носитель (или его часть) вместе со следами взлома. При отсутствии такой возможности со следов изготавливаются слепки. В качестве слепочных материалов применяются пластилин и синтетические компаунды.
Поверхностные следы-наслоения могут быть изъяты путем их перекопирования на дактилопленки. Следы-отслоения обычно изымаются вместе с объектом-носителем.
На трасологическую экспертизу рекомендуется направлять все объекты со следами взлома (или слепки с этих следов), орудия взлома.
Эксперт может определить: исправен ли замок; способ отпирания замка (с помощью отмычки или подобранным ключом); возможность отпирания замка без нарушения контрольного вкладыша; в каком положении (открытом или закрытом) был поврежден замок; определить групповую принадлежность орудия взлома; идентифицировать конкретное орудие взлома; определить способ взлома; с какой стороны производилось разрушение; установить факт нанесения, оставления следов, обнаруженных в разных местах происшествия, одним и тем же орудием; не обладало ли лицо, судя по способу взлома, определенными профессиональными навыками и какими именно.
Следы транспортных средств. Одна из самых часто встречающихся при расследовании преступлений категорий следов - следы транспортных средств. Транспортные средства могут быть орудием преступления, на транспортных средствах преступник может прибыть на место преступления и покинуть его после совершения преступления.
К транспортным средствам в трасологии принято относить автомобили, мотоциклы, мотороллеры, велосипеды, а также гусеничные, рельсовые и гужевые транспортные средства.
К следам транспортных средств можно отнести: следы-отображения контактного взаимодействия ходовых частей (колес, гусениц и т.д.) с дорогой (рельсами), одеждой и телом потерпевших, взаимодействия неходовых частей в ходе столкновения, а также следы-предметы (обломки и осколки частей транспортных средств).
Ходовые части транспортного средства оставляют статические следы качения, а неходовые части при столкновении, как правило, оставляют динамические следы.
Транспортные средства делятся на самоходные и несамоходные. Самоходные транспортные средства приводятся в движение двигателем с различным типом привода, несамоходные - мускульной силой человека (например, велосипед) или силой животных (гужевой транспорт).
В зависимости от типа ходовой части транспортные средства подразделяются на колесные, гусеничные и на полозьях.
Следы транспортных средств могут быть объемными и поверхностными, статическими и динамическими, окрашенными и бесцветными, в виде наслоений и отслоений. Статические следы возникают при равномерном качении, динамические следы - при резком торможении (следы юза) и неконтролируемом боковом скольжении.
Следы ходовых частей позволяют провести идентификацию транспортного средства (по частным признакам) или установление его групповой принадлежности (по общим признакам). Изучение следов транспортных средств способствует и решению диагностических задач: по следам транспортных средств можно определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.
По механизму следообразования следы транспортных средств подразделяются на следы-отображения ходовых частей или контактного взаимодействия неходовых частей, следы-остатки и отделившиеся части транспортного средства.
По типу следообразующего объекта - следы автомобилей (грузовых и легковых), мотоциклов, велосипедов, тракторов, саней, гужевого транспорта, следы животных.
По типу следообразующей ходовой части следы транспортных средств делятся на следы колес (в свою очередь, они подразделяются на следы колес с пневматическими шинами и без таковых), следы траков гусениц и следы полозьев.
Следы колесных транспортных средств в настоящее время при расследовании преступлений составляют подавляющее большинство из всех следов транспортных средств, поэтому основное внимание будет уделено именно им.
К признакам, позволяющим устанавливать групповую принадлежность транспортного средства, относятся количество осей, количество колес на каждой оси, база транспортного средства, ширина колеи, ширина беговой части протектора, длина окружности шины, диаметр колеса, рисунок протектора.
Количество осей может быть определено только по следам на повороте. При прямолинейном движении следы передних колес перекрываются задними. Легковые автомобили, как правило, имеют две оси. Грузовые могут иметь как две, так и три или даже четыре оси ("Ураган"). Спецтранспорт (например, армейские ракетные тягачи) может иметь и восемь осей.
Количество колес на оси. На легковом транспорте, как правило, и передняя, и задняя ось несут по два колеса. У грузового транспорта передняя ось имеет обычно два колеса, задняя (задние) же зачастую - четыре колеса.
Шириной колеи считается промежуток между центральными линиями следов правых и левых колес или между просветами задних спаренных колес. Нередко ширину колеи измеряют и между одноименными частями следа колеса (центрами, внутренними краями и т.д.). При наличии спаренных колес при измерении ширины колеи принимаются во внимание одноименные точки, расположенные на левых колесах пары или правых колесах пары. Ширину колеи задних колес можно измерить и при прямолинейном движении. Переднюю колею можно изучить и замерить на повороте.
Ширину беговой части протектора от одного его края до другого измеряют на участке с четким отображением рисунка.
База автомашины представляет собой расстояние между передней и задней осями. База автомобиля измеряется при обнаружении следов стоянки (по осыпавшейся с колес грязи, иным следам) или разворота с применением заднего хода.
Длину окружности шины можно измерить путем измерения расстояния между двумя последовательными оттисками в следе одной и той же особенности шины (дефекта грунтозацепов, попавшего в протектор камешка или следов проколов).
Наружный диаметр шины вычисляется путем умножения длины оборота колеса на коэффициент прогиба шины и деления получившегося произведения на число p.
К общим признакам следа колеса относятся и конфигурация, локализация и размеры грунтозацепов, т.е. рисунок протектора; общая степень изношенности шины; наличие механических повреждений в виде трещин, разрывов, проколов; рисунок восстановленного (наварного) протектора. К частным признакам относятся особенности износа шины вследствие неправильной балансировки колес или ее установки, особенности формы, величины и расположения проколов, разрывов и трещин, дефекты рельефных элементов восстановленного протектора.
По следам транспорта можно определить направление его движения:
- после проезда лужи четкость следов уменьшается в направлении движения;
- после проезда по мягкому или сыпучему грунту грунт выбрасывается в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;
- рисунок протектора типа "елочка" обращен открытой частью в сторону движения;
- капли жидкости, упавшие с движущегося автомобиля, обращены острым концом в сторону движения;
- стебли травы приминаются по направлению движения;
- после наезда транспортного средства на небольшой предмет он сдвигается в направлении движения, получившаяся лунка будет иметь зазор со стороны направления движения.
О торможении будет свидетельствовать уменьшающаяся четкость рисунка протектора. По следам торможения можно определить скорость движения транспортного средства.
Фиксация. Следы транспортных средств фиксируют подробным описанием указанных признаков в протоколе. В протоколе также фиксируются поверхность, на которой обнаружен след, тип дорожного покрытия, его состояние, вид обнаруженных следов, результаты их измерений, место расположения следов (с привязкой к двум объектам), признаки направления движения транспортного средства, способы фиксации, изъятия и упаковки следов. Кроме протоколирования, осуществляется фотографирование. Значительный по протяженности след можно сфотографировать методом линейной панорамы. Участок с наиболее четко отобразившимся следом фотографируют с применением масштабной линейки. С участка объемного следа протектора, в котором отобразились индивидуализирующие признаки, отливают гипсовый слепок.
При наезде транспортного средства на человека или переезде через него фотографируется предмет одежды со следами. Далее снимается сам след с применением масштабной линейки.
На экспертизу предоставляются копия протокола осмотра места происшествия, фотоснимки следов, гипсовые слепки, предметы одежды потерпевшего со следами колес. Для исследования можно представить все колесо в сборе. Если это невозможно, то с участием специалиста должны быть получены образцы следов.
Трасологическая экспертиза может определить модель шины, которая оставила след, тип транспортного средства, какими конкретно колесами оставлены следы на теле и одежде потерпевшего, идентифицировать конкретное транспортное средство, определить механизм ДТП (скорость, направление движения, место столкновения, причины аварии и т.д.), последовательность образования следов и т.д.
Рекомендуемая литература
Воробьева И.Б., Маланьина Н.И. Следы на месте преступления. - Саратов, 1996.
Корноухов В.Е. Комплексное судебно-экспертное исследование свойств человека. - Красноярск, 1982.
Грановский Л.Г. Криминалистическое исследование следов ног. - Киев, 1970.
Зуев Е.И. Трасологическая экспертиза следов обуви. - М., 1964.
Сорокин В.С., Дворкин А.И. Обнаружение и фиксация следов. - М., 1974.
Кисин М.В., Туманов А.К. Следы крови. - М., 1972.
Шиканов В.И. Криминалистическое значение следов крови. - Иркутск, 1974.
Найдис И.Д. Использование следов орудий взлома и инструментов для расследования преступлений. - Харьков, 1980.
Сова Ф.П. Определение типов и моделей автотранспортных средств по следам шин. - М., 1966.