Стефаненко Татьяна Гавриловна
Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с.
ISBN 978-5-7567-0414-3
Учебник излагает систематический курс этнопсихологии. В нем предпринята попытка интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках — от психологии до культурантропологии. Очерчиваются пути развития этнопсихологии, представлены классические и новейшие достижения ее основных школ и направлений в исследованиях личности, общения, регуляции социального поведения. Детально проанализированы социально-психологические аспекты этнической идентичности, межэтнических отношений, адаптации в инокультурной среде.
Для студентов, специализирующихся в области психологии, истории, политологии и других гуманитарных наук.
УДК 159.9 ББК 88.5
ISBN 978-5-7567-0414-3
© ЗАО Издательство«Аспект Пресс», 2007, 2009www.aspectpress.ru
Предисловие к третьему изданию................................................................................... 4
Предисловие к четвертому изданию............................................................................... 4
ЭТНИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ........................... 5
1.1. Этнический парадокс современности....................................................................... 5
1.2. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире.... 6
1.3. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности........................... 8
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ..... 10
2.1. Этнос как психологическая общность.................................................................... 10
2.2. Культура как психологическое понятие.................................................................. 12
2.3. Что такое этнопсихология?.................................................................................... 14
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКЕ.......................... 19
3.1. Зарождение этнопсихологии в истории и философии............................................ 19
3.2. Изучение психологии народов в Германии и России.............................................. 21
3.3. Психология народов В. Вундта.............................................................................. 23
3.4. Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии........................................................ 24
Рекомендуемая литература.......................................................................................... 25
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В АМЕРИКАНСКОЙ ЭТНОЛОГИИ... 26
4.1. Конфигурации культур............................................................................................ 26
4.2. Базовая и модальная личность.............................................................................. 27
4.3. Предмет и задачи психологической антропологии................................................. 29
СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГОЗНАНИЯ........................................................................... 31
5.1. Эмпирические исследования перцептивных процессов.......................................... 31
5.2. Зрительные иллюзии и культура............................................................................. 33
5.3. Цвет: кодирование и категоризация........................................................................ 35
5.4. Немного о тестах интеллекта.................................................................................. 38
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.................................................................................................................................................. 40
6.1. Релятивизм, абсолютизм, универсализм................................................................ 40
6.2. Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека.............. 42
6.3. К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления...................................... 45
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ.............................. 48
7.1. Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия........................................ 48
7.2. Влияние культуры на развитие ребенка.................................................................. 51
7.3. Этнография детства............................................................................................... 54
7.4. Архивные, полевые и экспериментальные исследования социализации................. 57
7.5. Отрочествои «переходвмирвзрослых»................................................................... 61
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.... 65
8.1. Личность и личностные черты: универсальность или специфичность?................... 65
8.2. Национальный характер или ментальность?........................................................... 69
8.3. Пути к разгадке русской души................................................................................ 73
8.4. Проблема нормы и патологии личности................................................................. 79
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНО-СПЕЦИФИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ 84
9.1. Социальная психология и культурный контекст...................................................... 84
9.2. Зависимость коммуникации от культурного контекста............................................ 88
9.3. Экспрессивное поведение и культура..................................................................... 92
9.4. Язык пространства и времени................................................................................. 97
9.5. Межкультурные различия в каузальной атрибуции............................................... 100
КУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ РЕГУЛЯТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 103
10.1. Регулятивная функция культуры......................................................................... 103
10.2. Индивидуализм и коллективизм.......................................................................... 106
10.3. Изучение ценностей как путь к познанию культуры............................................. 110
10.4. Культурная специфика моделей конфликта........................................................ 114
10.5. Вина и стыд как механизмы социального контроля............................................. 118
10.6. Конформность как регулятор поведения индивида в группе............................... 120
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ.............. 124
11.1. Отношения межличностные, межгрупповые и межэтнические............................. 124
11.2. Психологические детерминанты межэтнических отношений................................ 126
11.3. Основные компоненты этнической идентичности................................................ 128
11.4. Язык и другие этнодифференцирующие признаки............................................... 130
РАЗВИТИЕ И ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ............ 133
12.1. Этапы становления этнической идентичности..................................................... 133
12.2. Влияние социального контекста на этническую идентичность............................. 138
12.3. Стратегии поддержания этнической идентичности.............................................. 141
12.4. Модели измерения этнической идентичности...................................................... 145
МЕХАНИЗМЫ МЕЖГРУППОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 150
13.1. Этноцентризм как социально-психологическое явление...................................... 150
13.2. Этнические стереотипы и процесс стереотипизации............................................ 154
13.3. Этнические стереотипы: основные свойства....................................................... 156
13.4. Социальная каузальная атрибуция...................................................................... 160
ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ — ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ................................................................................................................................................ 165
14.1. Определение и типы этнических конфликтов...................................................... 165
14.2. Этнические конфликты: как они возникают.......................................................... 168
14.3. Этнические конфликты: как они протекают.......................................................... 172
14.4. Урегулирование этнических конфликтов............................................................. 174
АДАПТАЦИЯ К НОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ................................................... 179
15.1. Адаптация, аккультурация, приспособление....................................................... 179
15.2. Влияние на процесс адаптации к новой культурной среде: основные факторы.. 182
15.3. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов......................... 186
Литература.................................................................................................................. 189
Двум Галинам Михайловнам — памяти моей Мамы Г. М. Стефаненко и моему Учителю Г. М. Андреевой
Предисловие к третьему изданию
[с. 3]Со времени появления первого (1998) и мало отличающегося от него второго (1999) изданий учебника прошло некоторое время. Но многое изменилось. Мировое развитие этнопсихологии в последние десятилетия напоминает снежный ком, докатившийся на рубеже веков и до России. Именно в последние годы появилось несколько интересных эмпирических исследований отечественных авторов. Кроме того, опубликованы переводы работ ряда известных зарубежных культурантропологов и психологов. Вместе с тем «количество» пока еще не перешло в «качество». Интегрировать множество эмпирических данных и обобщать их в подлинно универсальную этническую психологию предстоит новым поколениям исследователей, в том числе и нынешним студентам.
Все это заставило меня существенно переработать большинство глав учебника и дополнить его новыми разделами: «Влияние культуры на развитие ребенка», «Пути к разгадке русской души», «Язык пространства и времени», «Изучение ценностей как путь к познанию культуры». Подверглись значительному обновлению стержневые для меня разделы, посвященные анализу этнической идентичности, чему способствовала защита мною в промежутке между появлением второго и третьего изданий учебника докторской диссертации по теме «Социальная психология этнической идентичности».
Но, публикуя расширенное издание учебника, я отдаю себе отчет в том, что и оно не может охватить всей этнопсихологической проблематики. Как и прежде, я не стремлюсь к тому, чтобы изложить как можно больше концепций и теорий. Используя интегративный подход к этнопсихологии как к междисциплинарной области знания, я ставлю перед собой более конкретные задачи повышения компетентности студентов в данной области и на этой основе их подготовки к деятельности в условиях постоянного межэтнического взаимодействия во всех сферах жизни. Во-первых, мне хотелось бы, чтобы читатели осознали, что представители других культур и народов в психологическом плане могут очень сильно отличаться от соотечественников, тогда поведение «чужаков» не будет восприниматься ими странным и диким, а ценности и нормы чужой культуры вызывать шок. Во-вторых, чтобы именно это осознание позволило им не только признать, но и принять различия, избавиться от предубеждений и негативных стереотипов, сформировать толерантность к культурам самых разных этнических общностей. И, в-третьих, чтобы знакомство с этнопсихологическими аспектами культуры чужих народов привело их к лучшему пониманию народа, [с. 4]по отношению к которому они осознают свою принадлежность. Можно только присоединиться к мнению Маргарет Мид, отметившей, что «…как путешественник, единожды вышедший из дома, мудрее человека, никогда не переступавшего собственного порога, так и знание об иной культуре должно обострить нашу способность исследовать с большей настойчивостью, оценивать с большей симпатией собственную»[Мид, 1988. С. 95].
В заключение хотела бы выразить сердечную благодарность моим студентам, штудировавшим предыдущие издания учебника и дававшим «обратную связь» на экзаменах, а также многочисленным коллегам, высказавшим одобрение в его адрес. Особая благодарность за сказанные о книге теплые слова И. С. Кону.
Предисловие к четвертому изданию
Когда разошлись два тиража третьего издания учебника (2003, 2004), я посчитала необходимым вновь переработать ряд глав и включить новый раздел «Культурная специфика моделей конфликта», а также значительно дополнить список литературы. Я не могу остановиться в попытках усовершенствовать учебник, поскольку этнопсихология бурно развивается, а процессы глобализации привели к тому, что межкультурное общение стало нормативным элементом современного общества. В этой ситуации все большему числу жителей нашего «маленького», но очень опасного мира требуется знакомство с основами этнопсихологии.
Часть I. ВВЕДЕНИЕ
Глава 1