Для самостоятельной работы
докладов и рефератов)
1. Классификация как универсальный метод научного по
знания.
2. Соотношение эмпирических и теоретических классифи
каций на описательном и объяснительном уровнях раз
вития наук|
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
3. Взаимосвязь клинических и психологических класе*
каций отклонений в психическом развитии.
4. Основные принципы построения классификаций н|
шений психического развития.
Литература
IHOCTb ФЕНОМЕНА ЮНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ, СТРУКТУРА И СВОЙСТВА
1. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психическщ
болеваний у детей и подростков. М., 1985.
2. Лебединский В. В. Нарушения психического развит
детей. М., 1985.
3. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2|
4. Международная классификация болезней (10-й п|
смотр). Классификация психических и поведенчес
расстройств. СПб., 1994.
5. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. М., 2(
6. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностик
коррекция в детском возрасте. М., 2002.
7. Усанова О. Н. Специальная психология. М., 2000.
Даваяопределение дизонтогенезу как обычному развитш протекающему в необычных условиях, мы тем самым пыт лись указать на его природу или сущность. Неблагоприя ные условия приводят к тому, что процесс развития разв! рачивается иным способом, чем в норме, сохраняя при эте все свои основные свойства. Именно поэтому неправоме] но отожествлять нарушенное развитие с болезнью, хотя б( лезнь или ее последствия могут выступать в форме небл гоприятного условия или причины отклонений в развити Но единство причины и следствия не означает их тожд ство. Кроме того, по своей сути и направленности болез] как процесс представляет собой нечто противоположи» феномену развития (схема 6.1).
Нарушенное развитие обладает определенной структурой свойствами. Наиболее обобщенно в специальной психол' гии воспроизвел основные характеристики (параметр! нарушенного развития В. В. Лебединский. К числу таю параметров относят функциональную локализацию наруш ний, разделяя их на частные и общие. Первые связаны нарушениями отдельных функций: восприятия, предметнь действий, речи и пр. Общие нарушения проявляются в ди функциях разных сторон регуляторных систем.
Второй параметр дизонтогенеза связан с временем появл ния того или иного нарушения.Как указывал Л. С. Выготски
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ф§НОМЕНА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И СВОЙСТЕ
Праметры
(характеристики)
Нарушенного
Развития
Функциональная локализация нарушений:
• общие (дисфункции регуляторных систем)
• частные (нарушения восприятия, речи и т. д.)
Динамика формирования межфункциональных связе| • временная независимс функций (изолированные! • ассоциативные • иерархические |
Хроногенность
(время появления нарушения)
последствия:
• недоразвитие или задержка
• повреждение
• распад
Структура нарушенного развития:
• первичные (ядерные)
• вторичные (специфические)
• третичные (неспецифические)
Схема 6.1. Параметры дизонтогенеза
чем раньше возникает то или иное нарушение, тем тяжeJ его последствия для психического развития. Причем раннего возраста наиболее характерны явления недораз: тия, в то время как на более поздних этапах онтогенеза роятнее всего преобладание повреждения и распада пси ческих функций.
Кроме того, фактор хроногенности определяется не возрастом, в котором у ребенка возникло нарушение, н! длительностью развития определенной функции. Общ! законом развития является то, что раньше других форми| ются функции с коротким временным циклом своего
<-н.нiич Именно эти функции чаще всего повреждают I. ire «молодые» функции имеют и соответственно 6oj i ш и ц.кый цикл формирования — сложные образован ним in- развиваются. В отношении этих функций в слу» ц-щ-1 кия патогенного фактора речь, скорее всего, моя и 11 и и in о недоразвитии, или о задержанном развитии.
-м1-ниой фактор имеет и еще один аспект. В период ж к г интенсивного развития (сензитивные периоды) пс кимгекпе функции, как правило, характеризуются сниз мигм уровни резистентное™ по отношению к воздейств) ii.i mi итого фактора. Это также относится и к психик* Не 1ом и периоды ее перехода с одной возрастной фазы ipy i у к).
Третий параметр связан с возрастной динамикой форми] •ними межфункциональных связей. Как указывал Л. С. В готский, развитие представляет собой не столько изме! мп vi и параметрах работы отдельных функций (наприм! v in ничсние словаря или объема запоминания), сколько i мепение отношений между разными функциями. Изме! 11 иг в параметрах работы отдельных функций рассматрш лось Л. С. Выготским как феномен роста. В современн психологии принято выделять три типа мeжфyнкциoнaJ IU.IX связей. Первый тип — временной независимости фу1 цнй, характерный для ранних периодов онтогенеза. Bi рой - ассоциативный, в основе которого лежат появлен целостных межфункциональных комплексов на основе щ странственно-временной близости. Наконец, третий тип иерархический. Для него характерна многоуровневая стр} тура, при которой одни функции подчинены другим. Так тин связей обладает большой пластичностью и, как сл< Ствие, устойчивостью.
В случаях отклоняющего развития весьма часто наблю; ются нарушения в формировании межфункциональных с\ чей. Отдельная функция может долгое время оставатьс; изолированном положении, что замедляет и ее развитие развитие других функций. По существу, речь идет о на{