Семинар 3-4. Раса. Расогенез. Расизм
1) Перечислите и охарактеризуйте основные факторы расообразования
Выделяют природные факторы расообразования: биотические и абиотические. Первые связаны с влиянием на человека различных живых существ — от микроорганизмов, способных вызвать эпидемии, до сообществ различных видов животных как основного звена в пищевых цепях человека. Абиотические природные факторы весьма разнообразны. К ним относятся физические, химические и климатические воздействия. Физические факторы (температура, свет, электромагнитные явления и радиоактивные вещества биосферы) влияют на жизненно важные функции человека, что иногда приводит к патологическим процессам.
Среди социальных факторов наиболее существенны для процессов расообразования те, которые стимулируют перемещение и смешение населения либо создают искусственные барьеры к смешению и таким образом воздействуют на биологическую структуру популяций. По мнению В. П. Алексеева, социальная структура общества действует как фильтр, который опосредует эффект биологических факторов расообразования. По силе воздействия на расообразование В. П. Алексеев выделяет семь социальных факторов:
1) характер развития производительных сил, определяющий общественное развитие;
2) брачную структуру (экзогамия или эндогамия), численность семьи;
3) характер расселения человеческих коллективов (сплошное или прерывистое расселение);
4) социальную стратификацию (кастовость в заключении браков), когда социальные рубежи выступают в качестве генетических барьеров (браки внутри этносов заключаются чаще, чем за их пределами);
5) этнический фактор — этнические границы не совпадают с расовыми. На ранних этапах истории совпадение между ними было большим за счет пространственного совмещения ареалов этно - и расообразования;
6) государственные границы;
7) психологические традиции и установки тех или иных психических стереотипов поведения. Развитие первобытного общества прошло через продолжительную стадию существования изолированных общин, внутри которых совершались браки. Экзогамия (запрет браков в пределах одной общности) почти не нарушала этой изоляции. Между экзогамными коллективами очень скоро устанавливалась общность «крови», которая поддерживалась и усиливалась обменом генами в течение длительной жизни этих общин.
2. Раскройте понятия "архантроп", "теория двух скачков", "мозговой рубикон", "сетевая эволюция", "митохондриальная Ева".
архантроп, или хомо эректус – человек прямоходящий. Эректусы активно изготовляли каменные орудия (ашёльская культура), использовали шкуры в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнём и практиковаликаннибализм; около 1,9 миллиона лет назад начали готовить пищу на огне.
Теория двух скачков - По этой теории, в эволюции человека существуют два переломных момента. Первый и основной из них — переход от стадии животных предшественников человека к стадии формирующихся людей, которыми являются архантропы (питекантропы, синантропы и другие сходные формы) и палеоантропы (неандертальцы). Второй скачок—произошедшая на грани раннего и позднего палеолита, примерно 35—40 тыс. лет назад, смена палеоантропов людьми современного физического типа (неоантропами), являвшимися уже подлинными, готовыми людьми. Первый перелом означал появление социальных закономерностей, второй—установление их полного и безраздельного господства. Коллектив формирующихся людей — архантропов и палеоантропов, уже перестав быть чисто биологическим объединением, в то же время еще не стал подлинным человеческим обществом. Формирующиеся люди (пралюди) жили в становящемся обществе, которое исследователи называют первобытным человеческим стадом, или праобществом.
Гипотеза "мозгового рубикона" выдвинута английским антропологом А.Кизсом. Суть ее состоит в следующем - по объему мозга современные и ископаемые гоминиды оказывались как бы на разных берегах символической реки Рубикон. На одном берегу - австралопитековые , объем мозга которых не превышает 700 куб.см, на другом берегу - все ископаемые и современные люди с мозгом не менее 850 куб.см. А.Кизс предположил, что существует "критическая масса" мозга, без которой невозможно изготовление орудий и другие сложные формы поведения. Такая масса составляет, по его мнению, 750 куб.см. Иными словами, если объем мозга равен 700 куб.см, то это еще не человек, а если 755 куб.см - то уже человек.
Однако, как известно, объем головного мозга как таксономический признак имеет малую ценность. Его величина вариабельна даже в пределах одного вида и его показатели могут перекрываться у нескольких видов.
Митохондриальная Ева — имя, данное молекулярными биологами женщине, которая была последним общим предком всех ныне живущих людей по материнской линии. Поскольку митохондриальная ДНК наследуется только по материнской линии, у всех ныне живущих людей такая ДНК была получена от «Евы».
3. Раскройте доводы сторонников полицентрического и моноцентрического развития человечества
Моноцентризм. Часть антропологов считает, что человек современного облика произошел в достаточно ограниченном регионе планеты. Потом он расселился оттуда по всей Земле, в чем ему помогал высокий уровень интеллекта и значительная биологическая и социальная лабильность. Такой подход к происхождению человека называется моноцентризмом. Очаг возникновения современного человека предполагался в разных областях - Африке, Европе, Центральной Азии, Дальнем Востоке, гипотетической Лемурии и даже в Южной Америке. В настоящее время моноцентристы уверенно говорят об Африке (или даже конкретно о Центральной Африке) как о единственном возможном месте возникновения человека. В несколько расширенном варианте речь идет об афро-европейской прародине, включающей также Южную Европу. Альтернативой может служить так называемая гипотеза широкого моноцентризма, выдвинутая советским антропологом Я.Я. Рогинским. Она предполагает значительно большую территорию, охваченную процессом сапиентации - все Средизмноморье, включая Южную Европу и Северо-Восточную Африку, Ближний Восток и Кавказ (Рогинский Я.Я., 1969). Процесс сапиентации был, конечно же, не одномоментным и потому завершился на значительно большей территории, нежели начался. Расселяясь из единого центра, неоантропы смешивались с аборигенными популяциями палеоантропов, живших в отдаленных регионах планеты. Этим Я.Я. Рогинский объяснял известное противоречие - наличие одновременно сходных признаков у современных людей очень отдаленных территорий и сходство в отдельных признаках современных рас с ископаемыми гомининами тех же областей.
Полицентризм. Последняя особенность - географическое распределение специфических признаков - привела к появлению полицентризма. Опираясь на сходство современных людей и ископаемых гоминин тех же областей (монголоидов и синантропов - в особой лопатовидной форме резцов, неандертальцев и европейцев - в силовом типе кисти, африканцев и черепа из Брокен Хилл в Замбии - в больших размерах челюстей и т.п.), некоторые ученые предположили независимое происхождение разных человеческих рас. Основателем концепции полицентризма является немецкий антрополог Ф. Вейденрейх. Он выделил четыре центра формирования современных рас (Weidenreich F., 1939; 1941): европеоиды возникли в Южной и Центральной Европе; негроиды - в Африке; монголоиды - в Восточной Азии; австралоиды - на Больших Зондских островах. Развил эту гипотезу К. Кун, разделивший африканский очаг расообразования на два независимых - северный и южный, в которых возникли соответственно капоиды и негроиды, переселившиеся затем в противоположные части континента. По К. Куну, каждый из пяти очагов был населен собственным подвидом архантропов. Современные же расы он делил на более и менее развитые (Coon K., 1962). Несколько более умеренный вариант полицентризма с выделением 3-4 центров сапиентации, близких друг к другу, предложил венгерский антрополог А. Тома. В отличие от К. Куна, А. Тома считал уровень современных рас одинаковым (Thoma A., 1976).
Полицентрические концепции защищали также отечественные антропологи и археологи - Г.Ф. Дебец, В.П. Алексеев, Ю.И. Семенов, А.А. Формозов и ряд других. Однако они исходили из принципиально других соображений, нежели западные ученые. Непрерывность развития палеоантропов в неоантропов на разных территориях обосновывалась влиянием труда и законами развития общества, едиными для всех человеческих коллективов. Миграция же неоантропов из единого центра возникновения слишком напоминала мысль о завоевании жизненного пространства "высшей расой". В современной зарубежной науке гипотеза полицентризма переросла в мультирегиональную гипотезу. Ее сторонники стараются особенно подчеркнуть два основных момента: преемственность биологических признаков от архантропов до современного человека в Африке, Европе и Юго-Восточной Азии и Австралии, с одной стороны, и неравнозначность терминов "полицентризм" и "полигенность" - с другой. По мнению современных полицентристов, единство человеческого вида всегда поддерживалась путем многочисленных миграций - генных и культурных потоков между регионами. Так сохранялось и единство, и разнообразие человечества.
4. Назовите и охарактеризуйте основные расоведческие концепции
Типологическая концепция расы исторически появляется первой. Согласно типологическому подходу, описав черты конкретного человека, можно четко отнести его к той или иной расе: выделяются расовые типы, и каждый индивид оценивается по степени приближения к тому или иному «чистому» типу. Например, ширина губ и носа больше определенной величины в сочетании с низким головным указателем, большим выступанием лица вперед, курчавоволосостью и кожей темнее некого типового стандарта расценивается как свидетельство принадлежности к негроидной расе. По такой схеме можно даже определять расовую принадлежность конкретного человека в процентах. Сложность типологической концепции заключается в выделении «чистых» типов, отчетливо отличающихся один от другого. В зависимости от количества таких типов и признаков, определенных как расовые, будет меняться и расовое определение человека. Более того, последовательное строгое применение типологического принципа приводит к тому, что родные братья могут быть отнесены к разным расам. Как отмечал видный отечественный антрополог В. П. Алексеев, типологическая концепция расы «всё больше приобретает характер анахронизма и отходит в историю антропологической науки»
В современном отечественном расоведении господствует популяционная концепция расы. Согласно ей, раса — это совокупность популяций, а не индивидуумов. Раса рассматривается как самостоятельное образование, имеющее свою собственную структуру. Признаки в пределах расы складываются в иные сочетания по сравнению с индивидуумом. Расовый тип популяции представлен в виде сложной мозаики признаков, свойственной данной популяции в целом, а не отдельным индивидуумам, принадлежащим к этой популяции. В США отход от типологической концепции расы к популяционно-генетической датируется 1950 г. В СССР основы популяционной концепции расы были сформулированы ещё в 1938 г. В. В. Бунаком. В дальнейшем концепция была развита В. П. Алексеевым.
5) Чем обосновывается отрицание рас? Как эта точка зрения критикуется?