Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций
Вопросы для экзамена:
1. Понятие специальной (частной) психологической теории и ее место в структуре психологического знания.
2. Становление психологии зависимого поведения как специальной научной и учебной дисциплины. Возникновение и развитие этой отрасли психологического знания в России, странах Европы и США.
3. Структура психологии зависимого поведения. Задачи, проблемы и перспективы психологии зависимого поведения в современных условиях.
4. Критерии отнесенности поведения к разряду зависимого: стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния, сильные эмоциональные переживания, замещающий эффект.
5. Биологические и психологические причины. Характеристика.
6.Понятия «порочный круг», «аддиктивный агент», «информационно-энергетический метаболизм», «перенос эмоционального отношения с живого объекта на неживой» и т.д.
7.Механизм формирования аддиктивной зависимости (изменение психического состояния, частотность воспроизведения состояния, поведенческая стереотипность, доминация, деструкция).
8.Факторы и условия запуска механизма зависимого поведения.
9. Основные этапы механизма их характеристика.
10. Характеристика различных видов зависимого поведения: гемблинг, шопинг, гаджет, лудомания, наркомания, анорексия, булимия, Интернет- зависимость, религиозные зависимости и др.
11. Основные направления и формы профилактики зависимого поведения.
12. Первичная, вторичная и третичная профилактика зависимого поведения.
13. Общая и специальная профилактика. Пути и способы выхода из зависимости.
14. Факторы, мешающие излечению.
15. Основные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; социальное обучение; организация альтернативной деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий зависимого поведения.
16. Социально-психологическая коррекция зависимого поведения.
17. Основные направления коррекционной работы.
18. Стратегии коррекционного вмешательства при различных формах аддиктивного поведения.
19. Коррекционная программа: функции, задачи, методика составления. Оценка результативности.
20. Индивидуальная и групповая коррекционные программы.
Примерные темы докладов:
1.Аддиктология как отрасль научного знания.
2. Зависимое поведение: история термина.
3. Определение «аддиктивное поведение», виды и уровни.
4. Основные виды зависимого поведения, определения, характеристика.
5. Характеристика объективных факторов зависимого поведения несовершеннолетних.
6. Субъективные факторы поведенческих зависимостей.
7. Механизм формирования зависимого поведения, содержание этапов.
8. Созависимое поведение: определение, причины, виды, способы профилактики.
9. Основные подходы к осуществлению коррекционной деятельности в области зависимого поведения.
10. Наркотическая аддикция.
11. Токсикомания.
12. Лекарственная аддикция.
13. Игровые аддикции.
14. Трудоголизм.
15. Компьютерная аддикция.
16. Секс-аддикции.
17. Пищевые зависимости.
18. Эмоциональные аддикции.
19. Телезависимость.
20. Зависимость от физических упражнений.
21. Гемблинг.
22. Шопинг.
23. Гаджет.
24. Лудомания.
25. Анорексия.
26. Булимия.
27. Интернет - зависимость.
28. Религиозные зависимости.
Примерные варианты тестирования
Вопрос 1. Что понимается под «девиантностью»? –
1) характеристика поведения, не совпадающая с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе
2) поведение, отклоняющееся от норм, стандартов поведения, сложившихся в определенном обществе
3) аморальное, асоциальное поведение
4) поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья
5) Все варианты правильны
Вопрос 2. Что понимается под алкоголизмом? –
1) хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков, проявляющихся в физической и психической зависимости от алкоголя, в психической и социальной деградации.
2) Социальная патология, состоящая в массовом злоупотреблении алкоголем
3) Оба варианты правильны
Вопрос 3. Понятие «аномия» – это
1) состояние общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют общественный порядок;
2) психологическое состояние, характеризующееся чувством потери ориентации в жизни, возникающее, когда индивид ставится перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм
3) состояние безнормативности, свойственное обществам, в которых индивиды не располагают сколько-нибудь четкими поведенческими ориентирами во взаимоотношениях друг с другом
4) Все варианты правильны
Вопрос 4. Аутсайдер – это
1) индивид или группа, которая либо в силу собственного выбора, либо в результате общественного давления оказывается вытесненной за рамки характерных для данного общества социальных институтов;
2) член группы, который по причине специфики внешнего облика, «особого» мнения, которого он придерживается, поведения, отклоняющегося от групповых норм, оказывается исключенным из нормального хода внутригрупповых взаимодействий;
3) индивид, особо привилегированный в определенной группе, обществе;
4) правильны первый и второй ответы
Вопрос 5. Виктимология –
1. изучение жертв преступления, выявление природы отношений между жертвой и преступником
2. наука, изучающая преступность как социальное явление
3. отрасль знаний, исследующая особо опасные преступления
4. Правильны все ответы
Вопрос 6. Вторичная девиантность –
1) акт девиантного поведения, ставший объектом общественного внимания, вследствие чего нарушитель получил клеймо (стигму) девиантной личности;
2) изменения в характере взаимоотношений между заклейменными и теми, кто его окружает, с вероятной переменой в характере аттитюдов и поведения человека, получившего общественное клеймо
3) Правильны оба ответа
Вопрос 7. Абстинентный синдром – это
1) болезненное состояние, развивающееся у наркоманов при прекращении приема наркотиков
2) болезненное состояние, вызванное вследствие прекращения приема алкоголя у больных алкоголизмом
3) Все вышеотмеченное выше
Вопрос 8. Делинквентность – это
1) форма отклоняющегося поведения; правонарушения, влекущие за собой уголовное наказание
2) Отклоняющееся поведение в среде подростков
3) Ваше мнение (напишите)
Вопрос 9. Делинквентный дрейф – это
1) «нейтрализация» правовых и моральных норм делинквентом, определяя их как неприменимые, неуместные, несущественные;
2) дрейф в направлении субкультуры делинвентности, которая превращает его в человека, готового к делинквентным действиям
3) направление в субкультуру потенциальных правонарушителей
4) все варианты правильны
Вопрос 10. Депривация – это
1) лишение или недостаточность условий, необходимых для удовлетворение каких- либо потребностей
2) отсутствие необходимых условий для реализации поставленных задач
3) одна из форм социального неравенства в обществе
4) Правильны 1 и 2 варианты ответов
5) Правильны все варианты ответов
Распределение баллов
Текущий контроль | Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация | Всего | ||
Раздел 1 | Раздел 2 | Раздел 3 | Экзамен | |
Количество баллов по разделам | ||||
Всего |
Шкала оценивания: национальная и ECTS