Раздел 2. Личность юриста и юридическая деятельность
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для подготовки к семинарским и практическим занятиям
По специальностям: 030501 – юриспруденция;
030505 – правоохранительная деятельность)
Кафедра юридической психологии
Санкт-Петербург
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Санкт-Петербургский университет
«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
(Психология в деятельности следователя)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для подготовки к семинарским и практическим занятиям
По специальностям: 030501 – юриспруденция;
030505 – правоохранительная деятельность)
Кафедра юридической психологии
Санкт-Петербург
План 2009 г., поз.46
Методические рекомендации для подготовки к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Юридическая психология (психология в деятельности следователя)», (Специальности: 030501 – юриспруденция; 030505 – правоохранительная деятельность)./сост. Т.Ф.Фомина СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2009.
Методические рекомендации подготовлены в помощь курсантам (слушателям), изучающим юридическую психологию в рамках базовой учебной программы по курсу «Юридическая психология (психология в деятельности следователя)».
В методических рекомендациях представлены планы семинарских и практических занятий по темам курса с методическими рекомендациями по подготовке к ним. Кроме того, в них даны рекомендации по организации самостоятельной работы курсантов (слушателей), подготовке докладов, сообщений, рефератов, а также перечень программных вопросов по подготовке к экзамену и список литературы.
Методические рекомендации предназначены для курсантов (слушателей), обучающихся по специальностям: 030501 – юриспруденция; 030505 – правоохранительная деятельность.
Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры юридической психологии 27.10.2008 года. Протокол № 2; одобрены и рекомендованы для организации учебных занятий методическим советом Санкт-Петербургского университета МВД России, протокол №5 от 25.11.2008г.
Рецензенты:
Маклаков А.Г., доктор психологических наук, профессор
(Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина);
Арбузова Е.Н., кандидат психологических наук
(Санкт-Петербургский университет МВД России)
Ó Санкт-Петербургский
университет МВД России, 2009
Рекомендуемое распределение учебного времени по темам и видам занятий
№ п/п | Наименование тем и разделов | Всего (часов) | Аудиторные занятия (час.) | Самостоятельная работа | |||
Всего аудит.занятий | лекции | семинары | практические | ||||
Раздел 1. Теоретические основы юридической психологии | |||||||
1. | Теоретические основы юридической психологии | ||||||
Раздел 2. Юрист и юридическая деятельность | |||||||
2. | Юрист и юридическая деятельность | ||||||
Раздел 3. Правовая и криминальная психология | |||||||
3. | Особенности правовой и криминальной психологии | ||||||
4. | Психологические особенности организованной преступности. | ||||||
5. | Особенности психологии лиц, привлекаемых к расследованию преступлений. | ||||||
6. | Психологические особенности предварительного расследования. | 6* | |||||
7. | Судебно-психологическая экспертиза. | ||||||
8. | Психология оперативно-розыскной деятельности. | ||||||
Экзамен | |||||||
ВСЕГО |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Раздел 1. Теоретические основы юридической психологии
Семинарское занятие по теме 1 «Теоретические основы юридической психологии».
Тема для обсуждения: Методы и методика юридико-психологического исследования.
Время: 2 часа
Учебные вопросы:
1. Характеристика основных методов юридико-психологических исследований.
2. Вспомогательные методы исследования и их характеристика.
Задание на самоподготовку:
· Изучить раздел «Теоретические основы юридической психологии».
· Подготовить сообщения:
· «Этапы психологического исследования».
· «Требования, предъявляемые к организации психологического исследования».
· Записать в тетрадь основные термины по теме, используя психологический словарь.
Вопросы для самоконтроля:
1. Область каких явлений изучает юридическая психология? Назовите конкретные психические явления.
2. Что может дать изучение юридической психологии специалисту вашего профиля? Какими психологическими знаниями Вам уже приходилось пользоваться? Считаете ли Вы себя хорошим психологом, знатоком человека?
3. В чем состоит взаимосвязь методологии, методов и методик психологического исследования?
4. Что является предметом юридической психологии, и каковы ее задачи?
5. В чем состоит интегративный характер предмета юридической психологии?
6. Как классифицируются методы юридической психологии?
7. Что такое самонаблюдение?
8. В чем особенность включенного наблюдения?
9. Каким бывает опрос?
10.В чем особенность проективных тестов?
11.В чем суть экспериментального исследования?
12.Эксперимент естественный и лабораторный, их «плюсы» и «минусы».
13.Назовите основные этапы психологического исследования.
Методические рекомендации:
Подготовка к ответу на первый вопрос предполагает обращение внимания на то, что юридическая психология, как и любая другая наука, имеет свои методы научных исследований, то есть, приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие же юридической психологии, как и любой науки, зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, надежны и валидны[1].
Важно также понимать взаимосвязь методологии, методов и методик. Методология исследования – это система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе. Метод исследования – это путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления. А методика – это конкретное воплощение метода, как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.
Поскольку каждой науке присущ предмет и соответствующие ему методы научного исследования, то к ним предъявляются следующие требования: во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии с окружающей средой, во взаимосвязи с другими системами, во-вторых, научное исследование должно быть объективным. Это означает, что исследователь ничего не должен привносить от себя как в процессе наблюдения, так и в формировании конечных выводов.
При классификации методов познания в юридической психологии используется следующая классификация:
· По целям исследования методы юридической психологии подразделяют на 3 группы:
ü Методы научного исследования. С их помощью изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе с преступностью или по ее предупреждению.
ü Методы психологического воздействия на личность. Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, приспособления их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминологией, криминалистикой, исправительной педагогикой и т.д.
ü Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.
· По способам исследования юридическая психология располагает следующими методами:
ü Метод наблюдения. Ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Наблюдение – это такой научный метод исследования, который состоит в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях. Говоря о методе наблюдения, следует знать, что наблюдение может быть открытым или скрытым в зависимости от позиции наблюдателя; лонгитюдным, периодическим или одиночным – с точки зрения хронологии наблюдения; пассивным или активным, в зависимости от активности наблюдателя. А также: случайным, сплошным, выборочным, систематическим, включенным или невключенным. Используя этот метод для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий: заранее определить, какие закономерности наблюдения вас интересуют, составить программу наблюдения, правильно фиксировать результаты, и, главное, определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц. Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь запись речи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В некоторых случаях полезно применить фото- и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические средства могут быть использованы только в рамках процессуального закона. Достоинством метода наблюдения является то, что в ходе исследования появляется богатство собираемых сведений, что обеспечивает анализ как вербальной, так и невербальной информации, (действий, движений, поступков). Кроме того, сохраняется естественность условий деятельности, допускается использование разнообразных технических средств, при этом необязательно получение предварительного согласия испытуемых. Недостатком метода наблюдения является субъективность, так как результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя. Кроме того, сложно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений, а потому, вследствие пассивности наблюдателя, требуются значительные временные затраты.
ü Еще одним важным методом психологического исследования является эксперимент, то есть, активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Суть экспериментального исследования состоит в том, что экспериментатор варьирует независимую переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и контролирует внешние (побочные) переменные. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения состоит в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступление того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешней ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент распространен в основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. Для него характерно применение довольно сложного лабораторного оборудования (многоканальные осциллографы, тахистаскопы и др.), а действия испытуемого определяются инструкцией. С помощью лабораторного эксперимента можно исследовать, например, такие профессиональные качества следователя, как внимание, наблюдательность и т.д. Однако, недостатком лабораторного эксперимента является трудность использования техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях, от протекания в обычных условиях. Поэтому, естественный эксперимент позволяет уйти от недостатков лабораторного эксперимента. Естественный эксперимент протекает в обычных условиях, и применяется при изучении познавательных возможностей на разных возрастных этапах.
ü Анкетный метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. В области юридической психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла. В настоящее время анкетный метод начал применяться практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.
ü Метод интервью (беседы) используется в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Его применение характерно для исследования личности на предварительном следствии. В ходе свободной и непринужденной беседы следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и способствует вступлению в контакт с допрашиваемым. Такая беседа часто предшествует основной части допроса для установления психологического контакта.
Подготовку к ответу на второй вопрос необходимо начать с понимания вспомогательных методов исследования, к которым относятся: психологический анализ уголовного дела; биографический метод, социометрия, моделирование и тесты (прогнозирующие и диагностирующие).
Биографический метод представляет собой изучение личности по имеющимся документам ее биографии. Социометрия – это метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Тесты используются для исследования психических процессов или личности в целом, и представляют собой стандартизированные методики, прошедшие испытание на валидность и надежность.
Особое внимание в юридической психологии заслуживает моделирование как метод психологического исследования. Этот метод следует отнести к самостоятельному классу методов. Он применяется, когда использование других методов затруднено. Особенностью этого метода является то, что, с одной стороны, он опирается на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а с другой стороны, при его использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и др. Необходимо обратить внимание на виды моделирования применительно к деятельности следователя.
Следует обратить внимание также и на то, что существует и классическая классификация методов юридической психологии, которая представлена следующим образом. Методы подразделяют на четыре группы[2]: организационные, эмпирические, методы обработки данных и интерпретационные методы.
Организационный метод включает сравнительные методы (сопоставление групп по возрастам, деятельности и т.д.); комплексный метод (изучение объекта разными средствами: физиологическими, социальными, психологическими); лонгитюдный метод (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени).
Эмпирические методы включают: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); анализ продуктов деятельности; биографические методы.
Методы обработки данных включают: количественный метод (статистический), и качественный метод (анализ и дифференциация материала по группам).
Интерпретационные методы включают: генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.д.), и структурный метод (установление структурных связей между всеми характеристиками личности).
Литература:
1. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии. В кн.: Психологические методы. Л., 1976. С.23-35.
2. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2008.
3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,1960.
4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
5. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 2006.
6. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. М., 1990.
7. Краткий психологический словарь. М., 2006.
8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
9. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
10.Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.,2008.
11.Немов Р.С. Психология (учебник). М., 2000.
12.Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. М., 2001.
13.Ю.В.Чуфаровский. Юридическая психология. Вопросы и ответы. М., 2007.
Раздел 2. Личность юриста и юридическая деятельность
Семинарское занятие по теме 2 «Личность юриста и юридическая деятельность»